Социальное служение Русской православной церкви в конце ХХ – начале XXI вв. (на примере Костромской епархии)
Aннотация
Рассматривается вопрос о социальном служении Русской православной церкви в конце XX – начале XXI вв. на примере Костромской епархии. Значимость проблемы определена рядом факторов. Во-первых, потребностью научного осмысления социальной деятельности Русской православной церкви как одной из наиболее важных структур, играющих ведущую роль в общественной жизни России. Во-вторых, возрастанием значения и роли Церкви в нашей стране в постсоветский период. В-третьих, на фоне социально-экономического кризиса и снижения доходов населения в обществе возрастает необходимость в церковных благотворительных структурах. В статье выделяются основные направления социальной деятельности православного духовенства в Костромском регионе. На основе архивных материалов прослеживается история формирования церковных институтов, способствовавших расширению социального служения в Костромской епархии. Особое внимание уделено изучению опыта практического взаимодействия государства и Церкви в оказании помощи малоимущему населению. Полученные выводы могут быть учтены и использованы в социальной работе Русской православной церкви.
Ключевые слова: Костромская епархия, социальное служение, благотворительность, социальная жизнь, православное духовенство, организация социального служения
Изучение опыта социального служения Русской православной церкви (далее – РПЦ) в исторической ретроспективе представляет несомненный интерес не только на региональном, но и на общегосударственном уровне. Президент России В.В. Путин на торжественном мероприятии в Кремле в честь 10-летия Поместного собора РПЦ и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла отметил, что «Русская православная церковь всегда там, где трудно, всегда с людьми, которые попали в беду»[1]. Понятие «социальное служение» стало настолько значимым, что получает в наше время обобщенное толкование в теоретической плоскости. О.В. Решетников считает, что социальное служение необходимо рассматривать как совокупность многочисленных форм социальной деятельности, направленных на дела милосердия, благотворительность и на помощь нуждающимся. Социальное служение призвано создавать благоприятные условия для социальной реабилитации тех, кто по разным причинам (например, лишение здоровья или материальных благ) вынужден вести асоциальный образ жизни (Решетников, 2008: 27). В.Г. Галушко, который рассматривает социальное служение через призму учения Церкви, определяет его как борьбу за достоинство человеческой личности. Он также указывает средства для этой борьбы – милосердие и любовь (Глушко, 2013: 48-52). Г.В. Щекин придает особое значение социальной работе в кризисные и переломные моменты социально-политических реформ. По его мнению, социальное служение особенно необходимо обществу в кризис из-за безработицы, обесценивания национальных валют и массового обнищания (Щекин, 2000: 473). Протоиерей Д.С. Мартышин и исследователь П.В. Бочков считают социальное служение Церкви задачей индивидуального духовного воспитания и деятельностью на благо общества в целом. Руководствуясь данными принципами, церковные институты должны предоставлять соответствующую духовную и социальную помощь (Мартышин, Бочков, 2014: 609-613). Ю.П. Сурмин и И.П. Бидзюра подчеркивают, что «без этого эффекта принципиально невозможны самосохранение, функционирование и развитие общества, его подсистем и сфер жизнедеятельности» (Сурмин, Бидзюра, 2012: 11). Не стоит замыкаться лишь на сохранении традиции «в лабораторных условиях», традицию необходимо развивать. Поэтому церковные усилия по исправлению человека должны осуществляться во взаимодействии с общественными институтами, в пересечении интересов конкретных людей и социальных групп. Церковь, осуществляя свою социальную помощь, должна свидетельствовать о любви Бога к своему творению, а это невозможно без развития активной общинной жизни в приходах. Настоятели и другие священнослужители должны сопоставлять свою деятельность с динамичным развитием и изменением многообразных окружающих социальных процессов – так деятельность приходов позволяет выявлять лучшие практики. В непосредственной работе с людьми преодолеваются противоречия, «исчезают одни интересы и возникают другие» (Сурмин, Бидзюра, 2012: 11).
Социальное учение Церкви базируется на комплексном подходе, включающем достижения таких отраслей науки, как педагогика, психология, философия, социология и теология. Но учение о социальном служении является в первую очередь прикладной практической наукой, оперирующей уникальными методиками социальной реабилитации человека. По этой причине чрезвычайно сложно свести определения социального служения к однозначным понятиям, которые бы вмещали в себя всю широту и многогранность социальной работы Церкви (Мартышин, 2016: 70).
В конце XX – начале ХХI вв. в России произошли существенные политические, социальные и экономические изменения, которые привели к резкому снижению уровня жизни населения страны. Проблема бедности усугубилась духовным кризисом. Идеологические установки, действовавшие на протяжении многих лет, стали не востребованными. В обществе возникла острая необходимость в новых мировоззренческих ориентирах. В этих условиях важнейшую роль сыграла РПЦ и ее социальная работа. Святейший Патриарх Алексий II отмечал: «Как проявить любовь к ближнему в наше неспокойное время… когда население целых регионов страны поставлено в тяжелые условия выживания… Ответом на этот вопрос должно быть возрастание уровня социального служения Церкви» (цит. по: (Басов, 2007: 237)). Для реализации поставленной задачи 31 января 1991 года был образован Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Сей орган способствовал активизации и координации рассматриваемой деятельности РПЦ на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.
Существенный вклад в развитие социальной работы РПЦ внесла Костромская епархия. Местное духовенство уже в начале 1990-х гг. посещало детские дома, проводило благотворительную работу в тюрьмах, женских и детских колониях, школах-интернатах для инвалидов. Например, в 1994[2] и 1999[3] годах священники опекали сорок престарелых человек, четыре дома престарелых, семь мест лишения свободы (следственный изолятор, тюрьмы и т. д.)).
При этом региональные органы власти лояльно относились к церкви и христианским идеям: к примеру, в Постановлении бюро обкома КПСС № 6-2\3 от 27 декабря 1988 г.[4] и в Плане работы бюро на 1990 г.[5] отмечалась определенная близость христианских и коммунистических идей. Государство передавало Церкви здания под храмы и даже выделяло на их ремонт средства[6], не препятствовало субботникам для их реставрации[7]. Вместе с тем властные структуры в конце 1980-х гг. интересовал доход Церкви – в паспорте на Постановление секретариата обкома КПСС № С-29\1 указывалась стоимость отпеваний и других треб[8]. Однако полноценное сотрудничество государства и Церкви в 1990-е гг. в сфере социальных программ отсутствовало. Даже в Костроме контакты городской администрации с Церковью сводились лишь к денежной помощи при восстановлении храмов[9].
В 1991 г. Воскресенский собор г. Костромы взял шефство над одним из городских госпиталей[10]. В начале 1990-х гг. в Костроме функционировал зубоврачебный кабинет епархии под руководством врача Т.В. Виноградовой. В 1995 г. от немецких благотворителей этот кабинет получил дополнительный комплект стоматологического оборудования, в результате чего 1600 человек получили помощь в 1995 г. и 1200 человек в 1999 г[11].
В соответствии с определениями Архиерейского собора 1994 г. «О задачах Церкви в области религиозного образования» епархией в Костроме были взяты под опеку два детских сада, ясли, две общеобразовательные школы и гимназия «Щедрое яблоко» под ответственность протоиерея Виталия (Шастина)[12].
Одним из важных событий в становлении системы социального служения Костромской епархии стало создание в 1995 г. в Нерехтском районе православного детского дома «Ковалево». Его руководителем стал благочинный Нерехтского округа протоиерей Андрей (Воронин). Основными учредителями детского дома стали Костромская епархия и приходской совет Преображенской церкви г. Нерехты. Созданный в ответ на резкое обострение проблемы социального сиротства Ковалевский детский дом стал одним из первых учреждений подобного рода в России. В ходе деятельности этого учреждения была выработана уникальная педагогическая система, позволяющая гармонично развивать различные стороны личности ребенка. Воспитанники школы-интерната активно участвовали в богослужениях, учились, привыкали к труду, занимались спортом.
В детском доме использовалась методика воспитания детей в группах-семьях. В каждое семье, имевшей в детском доме собственную квартиру, состоявшую из нескольких спальных комнат, кухни, игрового зала, проживало по 5-8 детей разного возраста от шести до 16 лет. Каждая семья, в которой работало по два воспитателя, самостоятельно готовила пищу, производила уборку в помещениях, обрабатывала на огороде свой участок (по 10 соток). В 2003 г. в приюте было 48 воспитанников, в 2004 г. – 58[13], в 2008 г. – 29[14].
Кроме послушаний для детей и подростков предусматривалась система оплачиваемой работы на ферме, в столярной и механической мастерских. Большое внимание уделялось физическому воспитанию детей. В детском доме к началу 2000-х гг. имелся собственный спортивный зал, являвшийся одним из лучших в Костромской области. Четыре раза в неделю в нем проводились обязательные для всех воспитанников тренировки по борьбе – самбо и дзюдо. Многие воспитанники являлись членами сборной команды Костромской области, имели награды за победы в различных соревнованиях.
В 1999 г. в Костроме при Знаменском женском монастыре был организован благотворительный глазной кабинет и медицинский центр во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, для чего 14 ноября 2000 г. были получены соответствующие лицензии. В составе центра был дополнительно оборудован стоматологический кабинет. Деятельность учреждения в 2000-х гг. была направлена прежде всего на оказание помощи малообеспеченным группам людей – пенсионерам, инвалидам, детям из неблагополучных семей. Стоматологический кабинет за 2000 г. посетило 960 чел., офтальмологический – 816 чел. (на дневном офтальмологическом стационаре обследовано 50 чел., амбулаторные операции были проведены семи больным)[15]; в 2001 г. зубной кабинет посетило 850 чел. (в 2002 г. – 520 чел., в 2003 г. – 513 чел.[16], в 2004 г. – 436 чел.[17], в 2008 г. – 467 чел.[18]), офтальмологический – 908 чел. (в 2002 г. – 227 чел., в 2003 г. – 234, в 2004 г. – 456[19], в 2008 г. – 200)[20]. Первичный осмотр в 2000 г. прошли 247 чел., повторный осмотр – 661 чел., на дневном стационаре обследовано 54 чел., амбулаторные операции проведены пяти больным)[21]. Проводились благотворительные выезды сотрудников медицинского центра в удаленные населенные пункты Костромского района для офтальмологического обследования местных жителей, а также выезды на дом к нетранспортабельным пациентам[22].
Сестры костромского Знаменского монастыря в 2002 г. выдали неимущим 854 обеда, 94 нуждающимся была оказана помощь одеждой и продуктами питания[23]. Функционировали две благотворительные столовые для малоимущих слоев населения при Костромской духовной семинарии и при Введенском кафедральном соборе г. Галича[24]. С июля 2000 г. с участием местных предпринимателей А.Л. Синякова, С.А. Секлюцкого и А.К. Андреева[25] при восстанавливаемом Иоанно-Предтеченском храме г. Костромы дополнительно была организована благотворительная столовая «Трапезная»[26]. В течение 2001 г. в ней получили обеды 1700 чел. (каждое воскресенье обедали 100-120 одиноких пенсионеров)[27], в 2002 г. – 3967 чел.[28], в 2003 г. – 4085 чел.[29]
С целью координации и централизации управления в 1997 г. в Костроме был создан епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению (руководитель – Т.Н. Митрофанова). В 2000 г. его сотрудники провели работу по распределению гуманитарного груза, предоставленного Международной православной христианской организацией (IOCC) в рамках благотворительной акции «Продовольствие ради прогресса». В общей сложности было получено более 1000 тонн продуктов питания (рис, сухое молоко, растительное масло, мука, фасоль), которые через приходы, монастыри и государственные социальные учреждения получили более 36 тыс. чел. – представителей социально незащищенных групп населения[30]. В 2001 г. работа была продолжена – распределено 1 020 т продуктов питания для 51 тыс. чел. (через приходы и монастыри епархии – 17 900 чел. и через государственные социальные учреждения – 33 100 чел.)[31]. На средства благотворителей для проведения рождественских елок в 2000 г. было приобретено три тысячи подарков на сумму 65 тыс. руб.[32] (в 2001 г. – также три тысячи подарков). Малоимущим по прошению была оказана адресная материальная помощь на сумму более 18 тыс. руб. (в 2001 г. – более 25 тыс. руб.)[33].
Сотрудники данного епархиального отдела приняли участие в формировании грузов для моряков подшефной Костромской епархии атомной подводной лодки «Кострома», для военнослужащих федеральных сил в Чечне, в сборе и отправке гуманитарной помощи в места лишения свободы.
В 2001 г. была оказана помощь 35 престарелым людям, находившимся под опекой областной организации Красного Креста. В мае-июне этого же года при содействии митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима была осуществлена гуманитарная акция помощи жителям г. Кологрива (50 чел.) и г. Шарьи (95 семей), пострадавшим от пожаров: им были переданы одежда, вещи, постельные принадлежности, канцтовары, игрушки общим весом более 1000 кг, поступившие из ставропигиального Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря. Сотрудники епархии приняли активное участие в проводившейся с 15 октября по 10 декабря 2001 г. Фондом социальной поддержки населения при областной администрации акции-марафоне «Спешите делать добро». Была разработана программа совместной деятельности отдела и некоммерческой организации – фонда «Реабилитация и милосердие» – по оказанию социальной помощи малообеспеченным гражданам г. Костромы и Костромской области[34].
Общие вопросы сотрудничества Костромской епархии и правоохранительных органов были закреплены в соглашениях с управлением исполнения наказаний (22 марта 2000 г.), управлением внутренних дел (29 марта 2002 г.) и линейным отделом внутренних дел на транспорте (1 марта 2002 г.). К 2002 г. священнослужители Костромской епархии духовно окормляли более семи тысяч человек, находящихся в местах лишения свободы. Шла подготовка к строительству храма во имя святителя Николая Чудотворца в исправительно-трудовой колонии строгого режима г. Костромы. Для мест лишения свободы было скомплектовано и передано несколько библиотечек духовной литературы. К началу 2000-х гг. регулярными стали акции по передаче заключенным гуманитарной помощи, как полученной из епархии, так и собранной прихожанами костромских храмов (продукты питания, одежда, обувь, предметы личной гигиены, канцелярские принадлежности). Традиционными стали подарки заключенным к Рождеству Христову и Пасхе, полученные от епархиального отдела по социальному служению или приобретенные на средства благотворителей. В мае-июне 2002 г. в г. Владимире состоялся региональный семинар по обмену опытом работы с заключенными, в котором приняли участие представители управления исполнения наказаний Минюста России по Костромской области и сотрудники епархиального отдела[35].
Наличие отдела по церковной благотворительности и социальному служению позволило епархии в начале 2000-х гг. значительно расширить сферу своей деятельности. Было налажено сотрудничество с новыми общественными организациями и социальными учреждениями г. Костромы – Домом малютки, Советом матерей (для данной организации, в частности, была выделена социальная литература и видеокассеты, а в 2005 г. направлено 3000 руб. на приобретение технических средств и реализацию духовно-просветительских программ[36]) и др. Воспитанникам Денисовской школы-интерната были вручены рождественские подарки и канцелярские товары (затрачено 3 тыс. руб., выделен 41 подарок). Был организован праздник для детей-инвалидов из многодетных семей в поселке Сухоногово на Пасху.
Важным направлением в социальной работе Костромской епархии являлось продолжение сотрудничества с системой исполнения наказаний. Так, учреждениям УИН Минюста России для приобретения литературы и видеоматериалов было выделено 2 251 руб. Осуществлялось дальнейшее взаимодействие с другими социальными структурами – например, совместно с российским Красным Крестом была реализована программа «Помогите детям» (закуплены продукты питания для 83 многодетных семей на сумму 8 300 руб.). Вместе с муниципальным учреждением «Центр социальной поддержки населения» было выделено 200 руб. для проведения праздничной программы в День матери России, а в 2006 г. при подготовке к празднованию Святой Пасхи епархиальный отдел выделил 3000 руб. на приобретение продуктовых наборов для инвалидов[37].
Совместно с Фондом социального страхования в 2005 г. по Костромской области была проведена акция передачи колясок в количестве 142 единиц для инвалидов[38] (в 2006 г. – 304 единицы[39], в 2007 г. – 150[40]). Отдел церковной благотворительности и социального служения в качестве соисполнителя с Заводом специального и медицинского оборудования по программе обеспечения инвалидов средствами реабилитации в 2006 г. ежемесячно покрывал стоимость абсорбирующего белья, памперсов и ходунков для более 500 человек[41], в 2007 г. – более 800 человек.[42].
Дополнительно детскому дому в деревне Ченцы была оказана помощь для приобретения подарков к награждению детей, участвовавших в спектакле, посвященном Святой Пасхе, и для реализации духовно-просветительских программ[43]. В 2007 г. епархия приняла участие в получении и распределении гуманитарной помощи из Нью-Йорка в виде 500 детских свитеров для многодетных семей и детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей[44].
Одним из крупнейших центров благотворительности в Костромской епархии в 1990–2000-х гг. стал Богоявленско-Анастасиин монастырь, основанный в XV в. преподобным Никитой Костромским. Обитель с дореволюционных времен уделяла большое внимание социальному служению: в ней действовали бесплатные лечебницы для народа, школа-приют для девочек-сирот и первый в России приют для слепых детей. В советское время монастырь был закрыт и только в начале 1990-х гг. получил возможность для возрождения. Настоятельницей Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря с этого времени по настоящий день является игуменья Иннокентия (Травина).
После того как монастырская жизнь была возрождена, насельницы начали вести активную социальную работу. В 1993 г. по благословению патриарха Алексия II при монастыре был образован детский приют св. Иоанна Кронштадтского[45] (св. о регистрации № 86 от 3 августа 1994 г.)[46]. В истории Церкви в Российской Федерации он стал первым детским приютом, где воспитывались и проживали сироты и оставленные родителями несовершеннолетние. Среди первых воспитанниц были совсем юные девочки четырех лет, нуждающиеся в медицинском уходе. В приют принимали сирот и беспризорников, оказавшихся в сложной ситуации из-за родителей, больных алкоголизмом, наркоманией, страдающих психическими расстройствами. Были и такие случаи, когда детей подбирали на городских свалках. В 1995–1998 гг. число воспитанниц приюта было 25 чел.[47] [48], в 2002 г. – 40 чел.[49], в 2004 г. – 20 чел., в 2008 г. – 18 чел.[50]
Также в 1991 г. монастырь открыл богадельню св. Марии Магдалины[51]. Она стала домом реабилитации для женщин, восстанавливающихся после тяжелых переломов, получивших увечья после побоев. Богадельня приняла множество бездомных скиталиц, а также тех, кто был вынужден покинуть свои дома из-за бесчеловечного обращения родственников или соседей. К 1995 г. богадельня содержала 30 чел.[52], в 1998 г. – 35 чел.[53], 2002 г. – 40 чел.[54], 2004 г. – 25 чел.[55], 2008 г. – 20 чел[56]. Каждая из женщин получала всю необходимую медицинскую помощь и, что немаловажно, тепло семьи, заботу, ласку, внимание. Местные врачи лечили от тяжелых заболеваний и поднимали на ноги насельниц богадельни.
Монастырь вел активную социальную работу среди бывших заключенных. Так, было принято около 1000 человек, которые закончили отбывать наказание в системе ФСИН России. Монастырь предоставил им кров, пищу и медицинское обслуживание. Все они принимали посильное участие в трудах по восстановлению монастыря (Травина, 2005: 7).
Обитель отмечена множеством церковных и государственных наград и благодарностей. Особо отмечают широкую социальную работу сестер и трудниц монастыря. В честь 575-летия основания монастыря патриарх Алексий II отметил: «На протяжении 10 лет матушка игуменья Иннокентия руководит возрождением монастыря, развитием в его стенах душепопечительной и благотворительной деятельности. Прекрасный храм, в котором ныне находится главная святыня Костромской земли – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, многочисленные насельницы монастыря, успешно действующие богадельня и детский приют – свидетельство плодотворности и Божия благословения данных трудов…»[57]. Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) также высоко оценивал значение монастыря. В своем поздравительном обращении он особо отметил то, что монастырь стал крупнейшей обителью Костромской епархии и, более того, центром социальной помощи, просветительской и благотворительной деятельности (Травина, 2005: 8).
Таким образом, в 1990-х гг. в связи со смягчением религиозной политики государства РПЦ смогла начать активное социальное служение. Стоит согласиться с мнением современных исследователей Т.Д. Мироновой и М.Г. Солнышкиной, что в период 1990–2000-х гг. сформировалась полноценная система взаимодействия РПЦ и государства по социальным вопросам как общему знаменателю в интересах обеих сторон. Эффективные результаты сотрудничества стали возможны благодаря выполнению системы соглашений, заключенных между епархиями и органами государственной власти различных уровней, и высокой мотивированности участников процесса. Конкретная специализация церковной деятельности, по замечанию исследователей, осуществлялась на уровне приходов (Миронова, Солнышкова, 2019: 208-215). Подобный процесс нашел отражение и в Костромской епархии: уже с конца 1980-х гг. здесь было налажено тесное сотрудничество государственных и церковных структур в сфере благотворительности. Социальное служение Костромской епархии в конце XX – начале XXI вв. велось в различных направлениях. Во-первых, регулярная благотворительность: создание приютов для престарелых и детей из неблагополучных семей, функционирование богаделен, столовых, медицинских кабинетов. Во-вторых, проведение разовых акций, таких как закупка и распределение постельных принадлежностей в 2004 г. Важное значение в институционализации социальной работы РПЦ в Костромской епархии имело создание в 1997 г. отдела по церковной благотворительности и социальному служению. В связи с этим к середине 2000-х гг. удалось систематизировать и расширить работу среди социально незащищенного местного населения Костромской области.
[1] Президент России: Церковь всегда там, где трудно, всегда с людьми, которые попали в беду // Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 01.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.diaconia.ru/prezident-rossii-cerkov-vsegda-tam-gde-trudno-vsegda-s-lyudmi-kotorye-popali-v-bedu (дата обращения: 15.12.2022).
[2]Архив Канцелярии Костромской епархии РПЦ МП (далее – АККЕ РПЦ МП). Годовой отчет по Костромской епархии за 1994 г. Исх. № 96. Л. 6.
[3] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1999 г. Исх. № 125. Л. 8.
[4] Государственный архив новейшей истории Костромской области (далее – ГАНИКО). Ф. П-765. Оп. 64. Д. 39. Л. 42.
[5] ГАНИКО. Ф. П-765. Оп. 64. Д. 91. Л. 35.
[6] ГАНИКО. Ф. П-765. Оп. 64. Д. 40. Л. 11.
[7] ГАНИКО. Ф. П-765. Оп. 64. Д. 1. Л. 78.
[8] ГАНИКО. Ф. П-765. Оп. 64. Д. 154. Л. 12.
[9] Муниципальный архив города Костромы. Ф. Р-10. Оп. 2. Д. 144. Л. 198; Д. 235. Л. 69; Д. 249. Л. 102; Д. 344. Л. 106; Д. 359. Л. 43.
[10] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1991 г. Исх. № 75. Л. 4.
[11] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1999 г. Исх. № 125. Л. 8.
[12] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1995 г. Исх. № 96. Л. 9.
[13] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии за 2004 г. Т. I. Исх. № 297-АА. Л. 81.
[14] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии о деятельности в 2008 г. Т. I. Часть 2. Л. 179.
[15] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2000 г. Исх. № 461\95-АА. Л. 23.
[16] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2003 г. Исх. № 144\86-АА. Л. 23.
[17] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии за 2004 г. Т. I. Исх. № 297-АА. Л. 83.
[18] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии о деятельности в 2008 г. Т. I. Часть 2. Л. 185.
[19] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии за 2004 г. Т. I. Исх. № 297-АА. Л. 83
[20] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии о деятельности в 2008 г. Т. I. Часть 2. Л. 185.
[21] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2001 г. Исх. № 287\132-АА. Л. 27.
[22] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2000 г. Исходящий № 461\95-АА. Л. 23.
[23] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2002 г. Исходящий № 376-АА. Л. 28.
[24] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1999 г. Исходящий № 125. Л. 8.
[25] АККЕ РПЦ МП. Отчет о работе отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2001 г. Исх. № 2140\1355. Л. 2.
[26] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2000 г. Исх. № 461\95-АА. Л. 23.
[27] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2001 г. Исх. № 287\132-АА. Л. 26.
[28] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2002 г. Исх. № 376-АА. Л. 28.
[29] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2003 г. Исх. № 144\86-АА. Л. 22.
[30]АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2000 г. Исх. № 461\95-АА. Л. 23.
[31] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2001 г. Исх. № 287\132-АА. Л. 26.
[32] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2000 г. Исх. № 461\95-АА. Л. 23.
[33]АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2001 г. Исх. № 287\132-АА. Л. 26.
[34] Там же.
[35] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2002 г. Исх. № 376-АА. Л. 30.
[36] АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2005 г. Исх. № 4102\2169а. Л. 4.
[37] АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2005 г. Исх. № 4102\2169а. Л. 6.
[38] Там же. Л. 3.
[39] АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2006 г. Исх. № 4475\2960-и. Л. 5.
[40] АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2007 г. Исх. № 4717\3943-и. Л. 1.
[41] АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2006 г. Исх. № 4475\2960-и. Л. 3.
[42] АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2007 г. Исх. № 4717\3943-и. Л. 1.
[43]АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2006 г. Исх. № 4475\2960-и. Л. 4.
[44]АККЕ РПЦ МП. Отчет о деятельности отдела церковной благотворительности и социального служения Костромской епархии за 2007 г. Исх. № 4717\3943-и. Л. 2.
[45]АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1994 г. Исх. № 96. Л. 8.
[46]АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии за 2004 г. Т. I. Исх. № 297-АА. Л. 77.
[47]АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1995 г. Исх. № 96. Л. 7.
[48]АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1998 г. Исх. № 90. Л. 5.
[49]АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии за 2004 г. Т. I. Исх. № 297-АА. Л. 78.
[50] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии о деятельности в 2008 г. Т. I. Часть 2. Л. 177.
[51] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1991 г. Исх. № 75. Л. 4.
[52] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1995 г. Исх. № 96. Л. 7.
[53] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 1998 г. Исх. № 90. Л. 4.
[54] АККЕ РПЦ МП. Годовой отчет по Костромской епархии за 2002 г. Исх. № 376-АА. Л. 8.
[55] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии за 2004 г. Т. I. Исх. № 297-АА. Л. 81.
[56] АККЕ РПЦ МП. Отчет Костромской епархии о деятельности в 2008 году. Т. I. Часть 2. Л. 183.
[57] Послание Святейшего Патриарха Алексия II ко дню празднования 575-летия основания Богоявленско-Анастасииного монастыря и 10-летия возрождения иноческой жизни. 2001 г. // Богоявленско-Анастасиин женский монастырь [Электронный ресурс] URL: https://xn-----7kcaachht8aaslxgdeebf5dgbw62a.xn--p1ai/novosti/obrashcheniya-svyateyshego-patriarha-aleksiya-ii (дата обращения: 15.12.2022).
Список литературы
Источники
Архив канцелярии Костромской епархии Русской православной церкви Московского патриархата (АККЕ РПЦ МП), годовые отчеты по Костромской епархии за 1991–2003 гг., отчеты по Костромской епархии за 2001–2007 гг.
Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). Фонд П-765.
Муниципальный архив города Костромы (МАГК). Фонд Р-10.
Литература
Басов, Н.Ф. Практикум по истории социальной работы в России. М.: Дашков и К, 2007. 337 с.
Галушко, В.Г. Социальная справедливость и социальное служение // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, 7–8 июня 2013 г. СПб.: СПбГИПСР, 2013. С. 48-53.
Мартышин, Д.С., Бочков, П.В. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека // Молодой Ученый. 2014. № 1 (60). С. 609-613.
Мартышин, Д.С., прот. Социальная работа Церкви как наука на современном этапе // Богословско-исторический сборник. Юбилейный выпуск. 2016. № 1 (8). С. 51-62.
Миронова, Т.Д., Солнышкина, М.Г. Социальное служение РПЦ: взаимодействие институтов государства и церкви в области социальных программ // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 208-215.
Решетников, О.В. Концепция социального служения в современном обществе. М.: Изд-во РГСУ, 2008. 168 с.
Сурмин, Ю.П., Бидзюра, И.П. Социология управления: Уч. пособие. Киев: Персонал, 2012. 728 с.
Травина, И.С. Социальное служение Богоявленско-Анастасииного женского монастыря (г. Кострома) // Информационный бюллетень российского круглого стола по религиозному образованию и диаконии. 2005. № 58. С. 7-8.
Щекин, Г.В. Социальная теория и кадровая политика: Монография. Киев: МАУП, 2000. 576 с.