16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-1-0-17

Медиаграмотность, безопасность и социализация личности в цифровом пространстве: обзор отечественной и зарубежной аналитики

Aннотация

Статья представляет собой обзор научных источников, в которых рассматриваются образовательные процессы, связанные с переходом современного социума в цифровую эпоху. Развитие информационных технологий изменяет условия межличностного и межкультурного взаимодействия практически во всех сферах жизни общества. Отечественные исследователи отмечают, что для успешной социализации личности необходимо: включение в программы школьного и вузовского образования материала, требуемого для информационной безопасности в цифровую эпоху; создание технической базы для перевода системы образования в дистанционный формат; расширение содержания методических дисциплин педагогических специальностей с учетом разработки методик перевода традиционных методов обучения в цифровой формат; формирование юридической грамотности молодого поколения. Зарубежные исследователи концентрируют внимание вокруг вопросов «расширенного познания», самомотивации индивида в вопросах становления цифровой грамотности.


Современное общество столкнулось с совершенно новой проблемой, связанной с развитием информационных технологий, которые повлияли не столько на биологическую составляющую человека, сколько на социальную. Оказался затронут важнейший механизм развития личности – социализация индивида.

Пожалуй, в каждый исторический период человечество нуждалось в новых технологиях и прогрессе ради своего выживания. В то же время, парадоксально, но прогресс сам по себе рождает и риск. В XXI веке нам даны не только новые возможности, но и новые риски, конфликтные ситуации, которые отрицательно сказываются на здоровье и эмоциональной устойчивости людей, их моральном и финансовом благополучии. Большое влияние на эту проблему оказала пандемия короновируса, вызвавшая в разных странах необходимость введения так называемых «локдаунов». Очевидно, что с ограничением общения пострадала и возможность социализации личности для многих групп населения, то есть «усвоение и активное воспроизводство индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.)» (Васильева, 2019: 90). Теперь она происходит в совершенно иных условиях, чем 15-20 лет назад. Тем не менее, социализация личности возможна и через интернет-пространство, социальные сети, использование «умных технологий». Так, например, у человека с ограниченными возможностями здоровья может не быть никакой другой возможности расширить свой круг общения и получить ценный жизненный опыт. И даже если человек ведет привычный образ жизни, все же «личность проходит все стадии социализации в интернете, взаимодействуя со своими ровесниками, вступая в различные группы, общаясь, обмениваясь информацией» (Лескова, Юдина, Киселева, Ушаков, 2020: 3). Таким образом, появилось новое пространство, в котором эту социализацию можно пройти (не всегда поэтапно, последовательно), но ответственность за нее не будет нести никто (в отличие от института семьи, школы и пр.). Недаром специалисты говорят о необходимости повышения информационной грамотности населения, что должно обеспечивать связанную с ней информационную безопасность.

Все вышесказанное обусловливает необходимость философско-культурологического анализа данной ситуации, но прежде всего необходим обзор научных источников, посвященных этой проблеме.

Многие русскоязычные источники концентрируют внимание читателя вокруг проблемы медиаграмотности и проблем обучения в целом в меняющемся мире. Например, П.С. Катляр считает, что медиаграмотность – необходимое условие становления информационной культуры человека (Катляр, 2017: 31). В.К. Шайдуллина высказывает мнение, что необходимо не только полагаться на передачу теоретических знаний, но и искать возможности усовершенствования моделей и методов обучения (Шайдуллина, 2021: 130). Конечно, затрагивается и тема создания технической базы для перевода системы образования в дистанционный формат. Этому вопросу посвящена одна из работ Д.В. Лучанинова, который проводил исследование, касающееся возможности применения в целях обучения самых разных программных инструментов – от презентаций Power Point до тестов GIFT (Лучанинов, 2014: 30). Несмотря на то что вышеуказанное исследование проводилось, подразумевая систему высшего образования, его результаты с таким же успехом могут быть применены и для школьников. Е.Г. Артамонова акцентирует внимание на рисках утраты здоровья, в том числе психического, обусловленных поглощением подростками контента с сомнительным содержанием (Артамонова, 2017: 29).

Другие исследователи обращают внимание на проблему юридической грамотности, а значит, и безопасности в цифровом пространстве. Справедливо предполагается, что чем более высок будет уровень такой грамотности, тем более интенсивно индивид будет погружаться в цифровую среду. Существуют следующие аспекты данной проблемы: целесообразность цифровизации и самого права (Петрова, Кулакова, 2021: 175), повышение открытости государственного управления (Овчинников, 2019: 158), проблема формирования преступного сообщества в виртуальном пространстве, интегрирующего «классические» преступления и новые способы их совершения (Бегларян, Войтова-Долгих, Одинцов, 2020: 11).

Многие исследования посвящены характеристикам личности человека, вовлеченного в интернет-активность, – ребенка, подростка, взрослого. Нас интересуют такие качества, которые бы коррелировали с возможностью успешного общения между людьми, а следовательно, касающиеся возможной социализации. Исследование, проведенное группой крымских коллег, показало, что цифровое пространство может оказывать как негативное, так и положительное влияние на формирование когнитивных процессов. Подростки с высокой интернет-активностью выбирают импульсивные, манипулятивные и агрессивные действия в качестве стратегий для того, чтобы справиться с задачей, реже они выбирают такие, как поиск социальной поддержки и предусмотрительные шаги (Luchinkina, Zhikhareva, Yudeeva, Luchinkina, 2020: 15005).

М. Фаликман пишет о том, что цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью нашей когнитивной системы, и, ссылаясь на А. Кларка и Д. Чалмерса (Clark, Chalmers, 1998: 7-19), говорит о том, что в философии это называется «расширенное познание». Становится очевидно, что «расширение» выходит далеко за пределы самого инструмента (устройства или приложения) и без него недоступно. Другими словами, такие инструменты обеспечивают расширенный доступ к познанию, а не просто поддержку процесса познания. Как следствие, границы между собственной когнитивной системой и техническим устройством стираются, нет четкого понимания, где, например, заканчивается память человека и начинается распределенная всемирная паутина памяти (Falikman, 2021). 

В целом, многими авторами признается как возможность повышения медиаграмотности населения, так и положительная оценка результатов такого процесса для новых возможностей социализации. Однако не стоит забывать и о проблеме подготовки педагогических кадров, способных пользоваться новыми образовательными платформами, иначе возникает уже проблема профессиональной социализации.

Цифровая грамотность может быть совершенно различной и основываться на разных факторах. Д.К. Гомес пишет о том, что исследование, проведенное посредством интервьюирования тридцати молодых жителей Мадрида, позволило выявить типологию четырех идеальных форм цифровой грамотности: «неосознанная грамотность, самомотивированная грамотность, профессиональная грамотность и социальная поддержка. Для достижения цифровой интеграции самомотивация к использованию цифровых технологий обязательна, но и социальные практики, академическая и профессиональная грамотность могут работать как вторичный процесс социализации, который усиливает близость субъектов к ИКТ. Тем не менее, эффект социальной поддержки двойственен: она могла бы способствовать цифровой интеграции среди людей, которые уже проявляют интерес к цифровым технологиям, но это также может привести к динамике самоисключения среди людей, которые не уверены в своих цифровых компетенциях или не заинтересованы в ИКТ» (Gomez, 2020: 222).

В целом данная работа согласуется с мнением других исследователей, которые также выделяют большую роль самомотивации и самообразования в процессе социализации человека в цифровом пространстве.

Исследования, проведенные в семьях, показывают, что использование мобильных телефонов и планшетов опосредованно служит социализации, поскольку является средством контакта между ребенком и родителем. Они могут функционировать как способ привлечь родительское внимание и обрести близость, поскольку все члены семьи испытывают тягу к использованию гаджетов. На родителей как на носителей знаний и опыта возлагается ответственность за социализацию детей, но никто не в состоянии контролировать и ограничивать использование родителями средств массовой информации и коммуникационных технологий. Дети пытаются прервать своих родителей, используя устройства, потому что они хотят внимания (Mantere and Raudaskoski, 2015: 205-226; Mantere, 2014). Очевидно, что с постфигуративной культурой детства в современном обществе развивается и кофигуративная и префигуративная (следуя классификации М. Мид). Именно цифровые технологии открывают возможности для социализации посредством использования опыта трех поколений.

Ключевой статьей для понимания рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, может служить исследование вхождения и социализации в виртуальных группах новичков через коммуникацию с более опытными представителями группы. После трехмесячного наблюдения стало понятно, что новички занимаются поиском информации, активно участвуют в дискуссии, а состоявшиеся участники группы им информацию предоставляют (Ahuja Galvin, 2003: 161-185). Хочется отметить, что эта система очень напоминает систему ребенок – родитель, где один демонстрирует передачу информации, медиаграмотности, а другой с готовностью ее воспринимает. Таким образом, между социализацией в живом общении и социализацией в виртуальном пространстве размывается граница, хотя результаты такого развития ни при каких условиях не могут быть равными.

Современный социум находится в состоянии бифуркации, связанной с наступлением цифровой эпохи. Для успешной социализации личности в цифровую эпоху необходимо развивать медиаграмотность населения, создавать совершенную техническую базу для частичного перевода системы образования в дистанционный формат, расширять содержание методических дисциплин педагогических специальностей с учетом разработки способов перевода традиционных методов обучения в цифровой формат, формировать юридическую грамотность молодого поколения в отношении медиасреды, формировать активный обмен мнениями разных поколений, их сотрудничество на базе использования «умных технологий».

Список литературы

Артамонова, Е.Г. Подростки «цифрового поколения»: штрихи к портрету // Образование личности. 2017. № 4. С. 28-34.

Бегларян, М.Е., Войтова-Долгих, Я.Н., Одинцов, С.А. Исторические аспекты понятий «киберпреступление» и «кибертерроризм» в законодательстве: проблемы трактования // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 4 (50). С. 11-15.

Васильева, Н.Н. Специфика социализации подростка в современном обществе // Современная культура и проблемы образования. Культурологические дебюты: Сб. науч. статей студентов / РГПУ им. А.И. Герцена; отв. ред. Л.М. Мосолова. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. С. 90-94.

Катляр, П.С. Медиаграмотность в условиях развития цифровых технологий // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 8. С. 26-32.

Лескова, И.В., Юдина, Т.Н., Киселева, Е.Е., Ушаков, А.А. Субкультура и социализация: меняющиеся стили поведения в цифровом обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/44SCSK220.pdf (дата обращения 20.01.2023).

Лучанинов, Д.В. Интерактивное информационное взаимодействие средствами Moodle для формирования творческой инициативы студентов в использовании средств информационных технологий // Открытое образование. 2014. № 6 (107). С. 28-33.

Овчинников, А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 158-170.

Петрова, И.Л., Кулакова, О.С. Трансформация юридического языка в свете цифровизации права // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 1 (58). С. 175-179.

Шайдуллина, В.К. Направления совершенствования юридического образования в условиях цифровизации // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3 (83). С. 130-132.

Ahuja, M.K., Galvin, J.E. Socialization in virtual groups // Journal of Management. 2003. Vol. 29. No. 2. Pр. 161-185.

Clark, A., Chalmers, D. The extended mind // Analysis. 1998. Vol. 58. No. 1. Pр. 7-19.

Falikman, M. There and back again: A (reversed) Vygotskian perspective on digital socialization // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. P. 501233.

Gómez, D.C. Technological Socialization and Digital Inclusion: Understanding Digital Literacy Biographies among Young People in Madrid // Social Inclusion. 2020. Vol. 8. Iss. 2. Pр. 222-232.

Luchinkina, A. et al. Cross-border and digital socialization of personality // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 210. P. 15005.

Mantere, E. Ajan ja huomion saaminen vanhemmilta: tutkimus lasten aloitteista yhdessä olemiseen ja vanhempien vastauksista keskustelunanalyysin ja kiintymyssuhdeteorian näkökulmista: Pro gradu tutkielma. Tampere University, 2014.

Mantere, E., Raudaskoski, S. Kun matkapuhelin vie vanhemman huomion // Media lapsiperheessä. Vastapaino, 2015. S. 205-226.