Национальные общества и транснационализм: контейнерная модель общества как новый концептуальный подход к их исследованию
Aннотация
В последние несколько десятилетий в области транснациональных, миграционных и идеологических исследований для описания структуризации современного общества нередко использовались понятия «контейнер», «национальный контейнер», «контейнерная модель общества» (КМО). Цель данной статьи определить, во-первых, какую роль выполняет КМО в современной исследовательской литературе, во-вторых, откуда возникла необходимость в использовании понятия, в-третьих, каким образом конструируется КМО; подвержено ли процессам контейнеризации только общество граждан, проживающих в национальном государстве, или мигранты тоже могут образовать свой «контейнер». Автор приходит к выводам, что КМО способна выступать в качестве концепции для исследования дихотомических процессов между транснационализмом и неонационализмом, а также для изучения процессов спонтанных построений границ внутри общества.
Ключевые слова: национальное государство, общество, контейнер, мигранты, неонационализм, транснационализм, гражданство, национальная культура
«Контейнер», «национальный контейнер», «контейнерная модель общества» (далее – КМО) – слова и словосочетания, которые можно обнаружить в научной литературе за последние два-три десятилетия (Giddens, Бек, Wimmer, Taylor, Shahjahan).
В целом можно выделить два типа работ, где упоминается термин «контейнер». Первый тип – это работы, которые используют его в качестве социально-политической метафоры (Бек, Giddens, Taylor, Vertovec). Под «контейнером» имеется в виду в первую очередь физическое территориальное пространство (Taylor), которое имеет централизованное политическое управление и существует в определенных границах неприродного происхождения – государство. Обладая экономическим капиталом, контролем над социальной сферой и военной защитой, государство-«контейнер» все время легитимирует свое существование на культурном уровне (Giddens). Осуществляется это с помощью стандартизации национальной культуры, когда в нематериальный фонд национального достояния помещаются определенные произведения культуры и искусства, устанавливается единая форма языка (Бек, 2001: 48). Всё, что по тем или иным причинам оказывается за пределами фонда, осмысляется как «чуждое» и должное оставаться за пределами «контейнера». Другими словами – поместив в себя определенный набор культурных ценностей, «контейнер» «закрывается». Метафора закрывающегося контейнера во многом связана с интерпретацией социолога Э. Гидденса, который характеризовал современное государство в первую очередь как мощный инструмент насилия, не только физического, но и духовного (Giddens).
Второй тип работ использует термин «контейнер» в контексте миграционных и транснациональных исследований (Wimmer & Glick-Schiller, Kraemer, Shahjahan). Отметим, что миграционные исследования – довольно разветвленное междисциплинарное направление, в рамках которого под понятием «мигрант» подразумевается широкая группа индивидов, объединенная тем, что все они в тех или иных целях пересекли политическую границу. Ряд исследователей, чьи работы относятся ко второму типу (Wimmer & Glick-Schiller, Shahjahan), используют термин «контейнер» (или «национальный контейнер») в контексте критики феномена, который они называют «методологический национализм». Согласно их интерпретации, «методологический национализм» представляет собой отражение исследовательской парадигмы, согласно которой существование обществ в рамках национальных государств считается негласной нормой, в то время как миграция – временное или постоянное отклонение от нормы. Авторы стремились к тому, чтобы расширить горизонт миграционных исследований путем устранения ложного дуализма «нормы – не-нормы», установленного методологическим национализмом. С целью описать степень влияния методологического национализма на миграционные исследования антрополог Н. Глик-Шиллер указывает, что большое влияние на социальные исследования в первой половине ХХ века оказывали националистическое мышление и образованная им «контейнерная модель общества» (далее КМО) (Wimmer & Glick-Schiller). Последнее исследователь использовала в качестве объяснительной модели того, как работал методологический национализм – создавал антиномию «суверенного народа» (граждан конкретного национального государства) и мигрантов.
Ко второму типу исследований также можно отнести работы, которые используют термин «контейнер» уже в целях изучения неонационализма как современного политического явления (Kraemer). С этой точки зрения неонационализм выступает как своеобразная стратегия уподобления общества граждан «контейнеру», который в любой момент, якобы, имеет возможность «закрыться» от посторонних проникновений.
«Контейнер» («национальный контейнер») в контексте вышеприведенных работ подразумевает определенный способ упорядочивания современного общества посредством отделения одних групп от других по признакам политического гражданства, национальности, культуры. В данной работе мы собираемся рассмотреть следующие проблемные пункты, связанные с использованием (перспективами использования) понятия «национальный контейнер» в научной литературе:
- Можно ли использовать КМО как теорию или же концепцию, через призму которой можно анализировать современные миграционные процессы и неонационализм?
- По каким причинам в современных исследованиях возникла необходимость в применении КМО? Каковы особенности социально-экономической ситуации, сложившейся за последние 30 лет?
- Каким образом конструируется «национальный контейнер»? Какие факторы играют при этом важную роль? Подвержено ли процессу контейнеризации только «принимающее» общество или мигрантов это касается в той же мере?
I. Можно ли считать КМО теорией? Если мы будет применять ее в том же смысле, в котором ее впервые использовала Глик Шиллер, ответ будет скорее отрицательным. Теория предполагает объяснения того, как возникло данное явление, почему оно возникло и, самое главное, к каким последствиям приведет (или потенциально может привести) (Vertovec, 2019).
Можно ли тогда охарактеризовать КМО как концепцию или подход, который можно применить к новому явлению? Для ответа на этот вопрос необходимо вновь обратиться к тому, каким образом само понятие «КМО» («контейнер», «национальный контейнер») применялось и до сих пор применяется в научной литературе. Выше мы уже писали о том, как и в каком контексте зародилось понятие «контейнер» (см.: Бек, Glick-Schiller). Стоит отметить, что, когда зарубежные исследователи прибегают к понятию «контейнер», чаще они используют словосочетание «национальный контейнер» (Wimmer & Glick-Schiller, Shahjahan, Kraemer). Во многом это является ключом к исходному смыслу понятия. Изначально «контейнер» возник как метафорическое изображение национального государства и всех его атрибутов: институтов гражданства, образования, официальной культуры и регулируемых политических границ. Причем именно политическая граница становится краеугольным камнем, на котором возник термин «национальный контейнер», а затем и КМО. Политическая граница – законодательно легитимированная линия контроля, любое пресечение которой строго регулируется (Mezzadra). Политические и общественные границы, созданные искусственно и не имеющие природного происхождения, тем не менее оказывают реальное воздействие на социально-политические процессы, их последствия зачастую имеют материальную природу, проявляющуюся посредством регулирующего законодательства, документов, удостоверяющих личность, штрафов или даже временного лишения свободы. С этой позиции КМО уже можно рассматривать не только в качестве конструкта, созданного учеными в инструменталистских целях, но как явление, реально существующее в современном политическом дискурсе.
КМО можно рассматривать как изначально европейское явление, так как начало ему положили миграционные потоки, хлынувшие в страны, которые ранее не фигурировали как конечные цели для переселения. С позиций КМО национальные общество и культура начинают мыслиться как гомогенное целое, замкнутое в строгих границах. Точкой преткновения здесь якобы выступает культура принимающей страны, не сумевшая интегрировать мигрантов. Таким образом оказывается, что на единой национальной территории начинает проживать несколько параллельных обществ, несовместимых в силу культурных аспектов. Подобная культурализированная интерпретация чаще всего встречается в современной публицистике и СМИ (Bornschier; Hainmüller & Hopkins, Inglehart & Norris). Согласно данной интерпретации, «контейнер» закрывается в целях культурного самосохранения, которому угрожают «чуждые» элементы. Данное объяснение является самым простым для обывателей. СМИ, использующие эту объяснительную модель, тиражируют ее на максимально широкие слои населения, куда оказываются вовлечены в том числе жители местностей (например, сельских), где мигранты отсутствуют. В этом отношении СМИ выполняют две функции. Первую условно можно назвать «культурная» – нарратив о культурной несовместимости транслируется на все общество, а не только на его небольшую часть, непосредственно имеющую отношения с мигрантами. Вторая функция – «симптоматическая» – сигнал для исследователей общественных процессов, позволяющий судить о том, что в обществе появляются тенденции к «контейнеризации». Появление в публичной сфере нарратива об установлении общественных границ (через СМИ, выступления политических деятелей и т. п.) могут быть охарактеризованы как возникновение (или возобновление) конструирования «национального контейнера». При этом необходимо отметить, что СМИ не всегда можно рассматривать как источник информации о непосредственных причинах формирования КМО в данной стране и в данное время.
II. Почему же возникла исследовательская необходимость использовать КМО в контексте научного анализа? Проблема «свои – чужие» появилась вместе с обществом, так как на протяжении всей своей истории у членов того или иного объединения была необходимость разделять «принадлежащих» и «не-принадлежащих» к своей социальной группе. Однако научная необходимость ввести термин «контейнер» («национальный контейнер») появилась только в последнюю пару десятилетий. Причины заключаются в процессах глобализации, транснационализме и их последствиях.
До середины второй половины ХХ века существование общества в рамках национального государства являлось не просто социальной нормой, а единственно возможной нормой. Н. Глик-Шиллер, анализируя «методологический национализм» как ключевую проблему современных (на момент 2000-х годов) социальных и гуманитарных наук, писала: «С тех пор как был установлен этот порядок (национальное государство), националистическое воображаемое может быть спроецировано на (физическую) поверхность земли и (националистическое воображаемое) становится территориально закрепленным. Потому что знак равенства между гражданством, суверенностью, группой солидарности и нацией предполагает совпадение с соответствующими территориальными границами» (Glick-Schiller). Однако первые десятилетия XXI века в корне изменили ситуацию. Существование общества в рамках одного национального государства не перестало быть нормой, но с наступлением эпохи транснационализма перестало быть единственно возможной нормой. В этом свете такие явления как неонационализм выглядят уже не как деструктивная тяга к традиционализму или явление, вызванное исключительно популистской деятельностью определенных политических партий, но как течение, стремящееся возродить «национальное» как доминирующую, если не единственную систему отсчета (Kraemer). Несмотря на то, что нарратив, сформированный в рамках КМО, может апеллировать к традиционализму, неизменным ценностям или образам прошлого, структуризация мирового общества через призму множества «национальных контейнеров» представляет собой современное явление, вызванное недавними изменениями в культурной и экономических сферах.
III. Последний важный пункт, который следует выделить – это последовательность конструирования «контейнера». В этой связи обозначим несколько вопросов: является ли «национальный контейнер» по-прежнему синонимом государства как института? Или же – «контейнеризируется» именно общество, проживающее в пределах данного государства? Но в этом случае могут ли мигранты также образовать собственный «контейнер» в пределах принимающего государства?
С точки зрение Глик-Шиллер, в качестве «контейнера» верно понимать именно национальное государство. Тем не менее политико-мировоззренческий кризис, развивающийся последние три десятилетия, позволяет нам рассматривать это понятие шире. Как упоминалось выше, всего три-четыре десятилетия назад общество, замкнутое в национальных границах, было единственно возможной нормой. Однако функционирование общества не ограничивается действием государственных институтов. Важной составляющей общественной жизни является наличие у каждого из членов данного общества капитала – помимо денежного, это также социальный (наличие у индивида социальных связей, его способность строить эти связи) и культурный капиталы (образование, владение языком коммуникации) (Бурдье). Индивиды, обладающие высокой долей подобного капитала, имели шансы занять более высокое место в общественной иерархии. На протяжении долгого времени данные виды капитала приобретались в рамках национального государства. Однако в связи с процессами транснационализации, спровоцированными глобализацией, произошло частичное обесценивание социального и культурного капитала, приобретенного исключительно в рамках национального государства. Таким образом, возникла кризисная ситуация, связанная со страхом индивидов потерять приобретенное положение в общественной иерархии, что и явилось причиной возникновения тенденции к «замыканию» в рамках «контейнера» (Kraemer). Иными словами, стремление «закрыться» в «контейнере», вернувшись к прежней единственной норме существования, является закономерной реакцией на вызов транснационализма.
Отсюда следует, что под «контейнером» (или «национальным контейнером») в научной литературе обычно принято понимать прежде всего так называемое принимающее общество – общество, являющееся «местным» по отношению к новоприбывшим мигрантам. В то же время по причине отсутствия какой-либо гомогенности среди мигрантов, конструирование ими для себя отдельного «контейнера» не представляется автоматическим процессом. Даже в случае «замыкания» «национального контейнера» мигранты, хотя и могут оказаться в положении социального неприятия со стороны «местного» общества, это, однако, автоматически не влечет за собой появления «мигрантского контейнера». Но мы не исключаем ситуации, когда определенные процессы приводят к формированию замкнутого общества в рамках принимающего общества (самый яркий пример – существование этнических общин). При этом следует учитывать, что это особая ситуация, которая непременно предполагает, во-первых, определенную степень укорененности в рамках «местного» общества (например, формальное наличие гражданства), во-вторых, существование налаженной системы социальных связей, в-третьих, наличие определенной инфраструктуры, делающей возможным соблюдение соответствующих традиций и ритуалов.
В заключение можно отметить, что КМО – реально существующее явление, реакция на коренное переустройство общества. В контексте научных исследований модель можно использовать в качестве концепции, позволяющей охарактеризовать процессы в современном обществе. Появление КМО обусловлено тем, что существование общества в рамках гомогенного национального государства перестало быть единственно возможно нормой общественного бытия. Появление контейнеризирующих тенденций – попытка вернуть единственно допустимую норму. Образование КМО чаще всего происходит в обществе, которое потенциально может объединиться по принципу единого гражданства, так как представители этого общества оказываются в ситуации, когда их экономический, социальный и культурный капитал, приобретенный в рамках национального государства, может быть обесценен на транснациональном уровне. Формирование мигрантами собственного «контейнера» – процесс более редкий и предполагающий наличие определенных условий, делающих возможной постоянную взаимосвязь общины. Соответственно, КМО подразумевает в первую очередь тенденции, присутствующие среди представителей принимающего общества.
Список литературы
Бек, У. Что такое глобализация? : Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; послесл. А.Ф. Филиппова; под ред. Л.Н. Павловой. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 c.
Бурдье, П. Формы капитала / перевод М.С. Добряковой; науч. ред. В.В. Радаев // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.
Bornschier, S. Cleavage Politics and the Populist Right: The New Cultural Conflict in Western Europe. Philadelphia: Temple University Press, 2010. 245 р.
Giddens, A. The nation-state and violence. Cambridge: Polity Press, 1985. 404 p.
Hainmueller, J., Hopkins D.J. Public attitudes toward immigration // Annual Review of Political Science. 2014. Vol. 17. Рp. 264-278.
Inglehart, R., Norris, P. Trump, Brexit, and the Rise of Populism: Economic Have-Nots and Cultural Backlash // Harvard Kennedy School Faculty Research Working Paper. 2016. RWP 16-026. 53 p. DOI: 10.2139/ssrn.2818659
Kraemer, K. Longing for a national container. On the symbolic economy of Europe's new nationalism // European Societies. 2020. Vol. 22. No. 5. Pp. 529-554.
Mezzadra, S., Neilson, B. Border as Method, or, the Multiplication of Labor. Durham, London: Duke University Press, 2013. 365 p.
Taylor, P. J. The state as container: territoriality in the modern world-system // Progress in human geography. 1994. Vol. 18. No. 2. Рp. 151-162.
Vertovec, S. Talking around super-diversity // Ethnic and Racial Studies. 2019. Vol. 42. No. 1. Рp. 125-139.
Vertovec, S. Two cheers for migration studies // Comparative Migration Studies. 2020. Vol. 8. No. 1. Рp. 1-7.
Wimmer, A., Glick-Schiller, N. Methodological nationalism and beyond: nation-state building, migration and the social sciences // Global networks. 2002. Vol. 2. No. 4. Рp. 301-334.