Эффективность библиографического информирования (гуманитарно-методологические аспекты)
Aннотация
В статье рассматривается необходимость трансформации традиционных функций, направлений и форм библиографических служб библиотек в соответствии с изменениями в информационных технологиях. Специалисты центральных региональных библиотек отмечают, что избирательное распространение информации (ИРИ) − востребованная форма библиографического информирования. Главными преимуществами ИРИ являются: осуществимость по любой теме; максимальная полнота, оперативность и регулярность доведения до пользователей библиографической информации; наличие постоянно действующей обратной связи с абонентами, которая позволяет оценить качество труда библиографа и эффективность библиографического информирования; способность обеспечить пользователей первичными документами или их копиями. Между тем в практике работы библиотек уделяется недостаточно внимания модернизации ИРИ, в частности, автоматизации поиска релевантной информации для абонентов этой системы. Рассмотренное в статье проблемное поле библиографических служб центральных региональных библиотек позволяет выявить основные задачи по развитию и модернизации ИРИ в этих библиотеках. Проанализированы возможности автоматизированного поиска в системе ИРИ в сравнении с ручным поиском. Обозначены проблемные точки, препятствующие автоматизации ИРИ в центральных региональных библиотеках, – это в первую очередь нехватка финансовых средств и кадрового потенциала. Сформулированы рекомендации по введению процедуры автоматизации системы ИРИ.
Ключевые слова: избирательное распространение информации, поиск информации, библиографическое информирование, автоматизированный поиск информации, парсинг, автоматизация библиотек
Проблемы организации и функционирования библиографических служб в библиотеках Российской Федерации всегда вызывали интерес у библиотечных специалистов и библиографоведов. Теоретические и практические аспекты работы библиографических служб исследуют современные российские библиотековеды О.Л. Лаврик (Лаврик, 2008) и И.Г. Юдина (Лаврик, Юдина, 2010). Вопросы развития библиографического поиска, его автоматизации и рационализации отражены в публикациях В.М. Московкина (Московкин, Моисеева, 2015; Московкин, Пересыпкин, 2015). В своих статьях они рассматривают необходимость трансформации традиционных функций, направлений и форм библиографических служб библиотек в соответствии с изменениями в информационных технологиях. Организация библиографических структурных подразделений зависит от объема фонда, состава пользователей библиотеки, уровня внедрения передовых информационных технологий в различные процессы библиотечно-информационного обслуживания, штатного состава сотрудников и уровня их профессиональной подготовки. Учитывать перечисленные характеристики особенно важно при оценке функционирования библиографических служб в центральных библиотеках регионов (ЦБР) РФ.
С внедрением информационных технологий в процесс избирательного распространения информации (ИРИ) парадоксальным образом возросли как вероятность нахождения релевантной для пользователя информации, так и отсутствие возможности для её нахождения. Исследователи систем ИРИ определили две основные проблемы в работе библиографических служб ЦБР:
- противоречие между долговременно действующими информационными запросами пользователей и способностью библиографа к моментальному их удовлетворению;
- противоречие между часто изменяющимися запросами пользователей и более стабильными, отстающими от них источниками поиска информации (Сутягина, 2022: 135).
Основные задачи по развитию и модернизации ИРИ в библиографических службах ЦБР сводятся к следующим:
- реализация принципа «виртуальный пользователь должен быть обслужен не хуже пользователя реального и наоборот»;
- персонификация в предоставлении информационных продуктов и услуг;
- предоставление библиотеками своим пользователям информационных ресурсов других организаций;
- проведение экспертизы и анализа информационных потоков (пользователям нужна высококвалифицированная помощь в поиске актуальной, достоверной и полной информации);
- освоение библиографами новых компетенций в связи с введением Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»[1];
- взаимодействие и объединение информационного потенциала библиотек по обслуживанию удаленных пользователей (Масловская, 2023: 55).
Система ИРИ, по мнению отечественных ученых, является действенным способом преодоления информационных барьеров между массивами документов и потребителями информации. Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики функционирования системы ИРИ содержится в публикациях сотрудников Библиотеки по естественным наукам РАН А.А. Ивановского (Ивановский, 2020), Е.С. Чорбы (Чорба, 2018). Помимо отечественных библиотековедов, в последние годы активно исследованием системы ИРИ занимаются библиотечные специалисты Республики Беларусь Р.Б. Григянец (Григянец, 2017), О.А. Майсенович (Майсенович, Гоманова, 2014), Е.В. Степанцева, Н.Г. Шабалина (Григянец, Степанцева, Шабалина, 2020). Они освещают проблематику автоматизации избирательного информирования в Национальной академии наук и Республиканской научно-технической библиотеке Республики Беларусь. Эти авторы справедливо утверждают, что основным преимуществом онлайн-сервиса ИРИ является экономия временного ресурса пользователя при навигации в информационном пространстве (Комаров, 2019: 668). Практический опыт, представленный в публикациях библиотечных специалистов ЦБР РФ по направлению ИРИ, свидетельствует о том, что этот процесс сводится к предоставлению пользователям полных библиографических описаний и/или полнотекстовых электронных версий статей по указанным пользователем в анкете тематическим рубрикам или по списку журналов (Чорба, 2018).
Актуальная проблема автоматизации системы ИРИ, обсуждаемая в профессиональной печати, рассматривается и на заседаниях тематических секций Международного библиографического конгресса. Автоматизация системы ИРИ в ЦБР становится возможной только при выполнении следующих условий:
- наличие в библиотеке текущей версии автоматизированной библиотечно-информационной системы, снабженной дополнительными инструментами и сервисами, предназначенными для создания и ведения библиографического информирования;
- активное пополнение фонда научными и научно-популярными отраслевыми периодическими и непериодическими изданиями;
- неограниченный доступ к полнотекстовым электронным ресурсам отраслевых баз данных и электронных библиотечных систем (Сутягина, 2022: 139).
Выполнение этих условий часто невозможно по объективным причинам:
- отсутствие финансовых средств у учредителей библиотек на дополнительное комплектование (анализ тематико-типологических планов комплектования и состава отраслевого фонда некоторых ЦБР показывает небольшое количество поступлений периодических изданий);
- отсутствие достаточного количества специалистов с профильным библиотечным образованием для обслуживания абонентов системы ИРИ. Поиск информации, которая соответствовала профилю научных исследований абонента ИРИ, требует узкоспециализированных знаний в области библиотечно-информационной деятельности (анализ документов различного уровня сложности, поиск по традиционным и электронным источникам информации) (Голева, 2022: 157).
По-прежнему актуален выбор технологии поиска информации в системе ИРИ. С развитие IT-технологий появилась возможность автоматизации любых информационных процессов. Скорость поиска и предоставления доступа к релевантной для пользователя системы ИРИ информации непосредственно влияет на эффективность работы библиографической службы и на имидж библиотеки в целом. Автоматизацию системы ИРИ в библиотеках можно рассматривать с позиции парсинга (англ. parsing) – автоматизированного сбора и систематизации информации из открытых источников с помощью программного обеспечения (Литвинов, Нагибина, 2022: 179).
Рассмотрим основные преимущества автоматического сбора данных, или веб-скрейпинга, по сравнению с ручным.
Таблица1
Преимущества и недостатки ручного и автоматизированного поиска информации
Table1
Advantages and disadvantages of manual and automated information retrieval
Параметрысравнения / Parameters for comparison | Ручнойпоиск / Manual search | Автоматизированныйпоиск /Automated search |
Временные затраты | + | + |
Постоянные расходы | Заработная плата | Вычислительные мощности для запуска ПО АБИС |
Переменные расходы | Отсутствуют | Заработная плата программисту для поддержки ПО АБИС |
Из таблицы (табл. 1) видно, что ручной способ поиска требует больших временных и финансовых затрат. Автоматизированный поиск характеризуется высокой скоростью, оперативностью выполнения процессов и отсутствием постоянных затрат. Необходимо специализированное программное обеспечение для функционирования автоматизированного поиска информации и затраты на его поддержку посредством оплаты работы программиста. Это означает, что в нынешних условиях, когда наблюдается быстрый рост количества сайтов, порталов и других информационных ресурсов в Интернете, оплата труда программиста становится дороже, чем оплата высококвалифицированного библиографа (Меньшиков, 2022). Для федеральных и научных библиотек, таких как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, обслуживающих большое количество ученых, важна скорость предоставления данных пользователям. Необходимые технические и финансовые ресурсы у таких библиотек имеются. В связи с этим автоматизированный парсинг данных в крупных федеральных библиотеках предпочтительнее ручного подхода к поиску в ЦБР.
Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС), которые используют в своей деятельности библиотеки, чаще всего имеют разрозненный характер функционирования, что создает значительные технологические несоответствия в работы программы и ее пользователя. Назовем основные причины, из-за которых созданная информационно-поисковая система библиотеки не является стандартизированной:
- нехватка финансовых средств для функционирования АБИС;
- низкая заинтересованность руководителей библиотеки;
- многолетняя непланомерная автоматизация библиотечно-информационных процессов.
С помощью средств автоматизации системы ИРИ решается важная проблема – формирование «информационного портрета» запроса. Сложности автоматизации этого технологического процесса заключаются в необходимости качественной аналитико-синтетической переработки документов в электронных каталогах и отраслевых базах данных, по которым ведется поиск:
- точность присвоения индексов различных классификационных систем (УДК, ББК, ГРНТИ и др.);
- правильное определение ключевых слов;
- соответствующее правилам составление аннотации или реферата (Сутягина, 2022: 140).
Необходимо отметить, что автоматизация процессов библиографического поиска средствами математического анализа и обработки данных искусственным интеллектом происходит на фоне запаздывания лингвистической составляющей алгоритмов, что не позволяет добиться высокого качества поиска актуальной для абонентов ИРИ информации.
Ручной поиск имеет значительные преимущества перед автоматизированным, поскольку по объективным причинам он позволяет библиографу извлекать информацию из источника с большей степенью релевантности. Для этого:
- проводятся первичные и дополнительные индивидуальные консультации/беседы с абонентами с целью формирования точных поисковых образов запросов;
- обеспечивается обратная связь с абонентами, положительно влияющая на качество предоставляемой библиографической/полнотекстовой информации и на дальнейшую корректировку поиска.
Обращаясь к практическому опыту ИРИ в центральных региональных библиотеках РФ, возьмем для примера Национальную библиотеку Удмуртской Республики (далее – НБ УР). В НБ УР система ИРИ осуществляется в ручном режиме. Для работы библиографы ведут картотеки: абонентов, тем, источников. Они позволяют видеть количественные и качественные характеристик информационной работы библиографа. В данный момент эта система обслуживает восемь абонентов по 14 темам. Они разнообразны, например, «Биографии и деятельность представителей купеческих династий города Сарапула (первоисточники и их переработки), «Участие военных Удмуртии в Великой Отечественной войне», «Круг чтения современных писателей Удмуртии», «Детская краеведческая книга Удмуртии (деятельность издательств)» и др.
Как показывает практика НБ УР, некоторые абоненты системы ИРИ отказываются от обратной связи, мотивируя это разными причинами, а библиографы могут судить о полезности информации только при личном контакте, при непосредственной беседе с преподавателями и научными сотрудниками. Например, с 2001 г. абонентом системы ИРИ в НБ УР является доктор сельскохозяйственных наук Л.М. Колбина с постоянно действующим запросом «История пчеловодства в Удмуртии». В круге источников для выявления материалов по данному запросу особое место занимают районные газеты, публикующие статьи о деятельности местных пчеловодов. Предполагаемым результатом научно-исследовательской деятельности Л.М. Колбиной должно стать издание отраслевой энциклопедии «Удмуртская Республика: Пчеловодство».
Вместе с тем в НБ УР для обслуживания научных сотрудников используется и групповое библиографическое информирование. В библиотеке ведется ежемесячная библиографическая рассылка «Удмуртия: общество, история, культура». Пользователи этой рассылки оперативно и регулярно получают библиографические сведения о новой краеведческой литературе в фонде НБ УР. Библиографические списки, соответствующие краеведческому рубрикатору, отправляют по электронным адресам подписчиков. У данной рассылки 100 абонентов.
Кроме того, ежемесячно составляется список новых публикаций по теме «Национальная библиотека Удмуртской Республики в печати». Он включает сведения из периодически и продолжающихся изданий. Эти списки используют в работе преподаватели Удмуртского государственного университета, читающие лекции по библиотечно-библиографическим дисциплинам.
С 1 марта 2023 года вступил в силу приказ Министерства труда и социально защиты № 527н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по библиотечно-информационной деятельности"». В пункте 3.5. Обобщенная трудовая функция «Библиографическая и информационно-аналитическая деятельность в библиотеке» профессионального стандарта сформулировано требование, предъявляемое к библиографам, осуществляющим разные виды библиографического информирования: использовать методики и информационно-поисковые системы дифференцированного справочно-библиографического обслуживания профессиональных сфер деятельности (https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf). Однако требования стандарта касательно необходимых знаний не включают весь комплекс специальных профессиональных умений, необходимых специалистам, осуществляющим информационный поиск в системе ИРИ. Теория и практика ИРИ в вузах культуры представлена в учебных дисциплинах «Библиографоведение», «Библиографическая деятельность библиотек», «Библиотечно-информационное обслуживание». При разработке учебно-методических материалов библиотечно-библиографических дисциплин преподаватели опираются на положения образовательных и профессиональных стандартов, которые определяют основные требования к библиографическим знаниям, умениям и навыкам будущих специалистов-библиографов (см.: (Дрешер, 2008)).
Необходимо учитывать, что обучение студентов–библиографов теоретическим положениям технологии обслуживания абонентов в системе ИРИ должно быть непосредственно связано с изучением частных аспектов и вопросов библиотечных IT-технологий, реализованных на базе соответствующего комплекса программ и продуктов. К сожалению, в современной научно-образовательной деятельности вузов культуры нашей страны наблюдается существенный разрыв между теоретической библиографической подготовкой и практическими трудовыми действиями, закрепленными в должностных инструкциях специалистов-библиографов. Это несовершенство и несогласованность библиотечного образования приводит к проблемам с трудоустройством молодых специалистов из-за отсутствия у них элементарных навыков поиска библиографической информации (Голева, 2022: 158).
В свете раскрытых проблемных точек, характерных для многих систем ИРИ, функционирующих в центральных библиотеках регионов России, становится возможным сформулировать рекомендации для преодоления барьеров автоматизации индивидуального информирования (см. также: (Московкин, 2015)).
Первостепенная задача – достижение высокой степени информированности потенциальных абонентов системы ИРИ, которыми являются ведущие научные сотрудники и преподаватели вузов региона. Каждая из 21-ной республики, находящихся в составе РФ, имеет национальную библиотеку, которая выполняет различные функции, важнейшей из которых является сохранение книжного национального культурного наследия титульной нации (Агафонов, Чуприн, 2022: 107). В рамках мониторинга официальных сайтов национальных библиотек было выявлено, что ни одна из библиотек не указала в перечне предоставляемых пользователям библиотечно-информационных услуг дифференцированное библиографическое информирование. Проблема доступности достоверных научных данных остается острой для пользователей научных абонементов. Преподаватели вузов являются потенциальными индивидуальными потребителями библиографических и полнотекстовых данных различной направленности. Они сохраняют, восстанавливают, охраняют природные и историко-культурные памятники регионов, составляют исторические и этнографические описания населенных пунктов. В связи с этим специалистам библиографических служб рекомендуем дополнить информацию о данной услуге на официальном сайте для расширения круга пользователей из приоритетных для данной услуги категорий.
Методическим службам федеральных библиотек России, а также крупнейшим научным библиотечно-информационным центрам, на наш взгляд, стоит разработать и ввести в практику проведение курсов повышения квалификации, посвященных библиографическому информированию. Повышение квалификация специалистов-библиографов в данной сфере будет возможно реализовать на базе специализированных образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации в области библиотечного дела, организованных в рамках федерального проекта «Творческие люди».
На организационно-правовом уровне важно решить вопрос о расширении функций библиографических служб по направлению библиографического информирования. Целесообразным будет выделение в самостоятельное направление процесса отраслевой росписи периодических изданий. В результате библиотечные специалисты смогут лучше ориентироваться в тематических областях ИРИ, в содержании библиографируемой литературы (Масловская, 2023: 69).
Обеспечение читателей информацией в режиме ИРИ можно признать перспективным направлением библиографического обслуживания. Следовательно, центральными региональным библиотекам РФ нужно разработать ИРИ-сервис на основе АБИС ИРБИС64.
Желательно дальнейшее осмысление теоретических, организационно-технологических и учебно-методических аспектов ИРИ сотрудниками, которые будут заниматься этим направлением. Исследование информационных потребностей пользователей, продвижение услуг по индивидуальному библиографическому информированию, а также автоматизация данного процесса должны стать первостепенными задачами библиотечного сообщества России.
[1] Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [Электронный ресурс] URL: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf (дата обращения: 18.07.2023).
Список литературы
Агафонов И.С., Чуприн, К.П. Национальная электронная библиотека Удмуртской Республики как ресурс сохранения и популяризации культурного наследия Удмуртии // Библиотеки в культурном пространстве региона: концентрация опыта и генерация идей. Сб. мат-лов науч.-практич. конф., посвященной 185-летию ПГКУБ им. А.М. Горького / С.В. Пигалева (науч. ред.), А.В. Костицина (ред.). Пермь, 2022. С. 106-110.
Голева, У.Г. Коучинг в библиотеке // Библиотечный фронтир: новые смыслы, вызовы, идеи и практики: мат-лы всерос. науч.-практич. конференции / отв. ред. Е.Ю. Перова, Л.В. Гармаева. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. ин-т культуры, 2022. С. 156-158.
Григянец, Р.Б. Автоматизация информационного обеспечения научных исследований и разработок // Наука и инновации. 2017. № 1 (167). С. 17-21.
Григянец, Р.Б., Степанцева, Е.В., Шабалина, Н.Г. Автоматизированная система избирательного распространения и электронной доставки научной информации в Национальной академии наук Беларуси // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий. Тема 2020 года – «Библиотека и наука: взаимодействие и перспективы развития»: докл. IV Междунар. науч. конф., посвящ. 60-летию Белорус. с.-х. б-ки, Минск, 3–4 дек. 2020 г. / редкол.: Ю.О. Каракулько (отв. ред.) [и др.]. Минск: Изд. дом «Ковчег», 2020. С. 211-218.
Дрешер, Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов: уч.-методич. пособие. СПб.: Изд-во Профессия, 2008. 462 с.
Ивановский, А.А. О некоторых статистических показателях системы избирательного распространения информации в библиотеке по естественным наукам РАН // Культура: теория и практика. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (37). С. 8.
Комаров, П.А. Проблемы и решения технологии системы избирательного распространения информации (ИРИ) из внешних баз данных // Московский Экономический Журнал. 2019. № 2. С. 664-672.
Лаврик, О.Л. ИРИ и ДОР: современное состояние и перспективы развития // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2008. № 2. С. 14-19.
Лаврик О.Л., Юдина, И.Г. Использование новейших технологий для реализации информационной функции библиотеки // Библиосфера. 2010. № 1. С. 35-41.
Литвинов, П.С., Нагибина. Н.П. Влияние менеджмента и экономики на социально-культурную сферу библиотеки // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Мат-лы VII Междунар. науч. конф., посвящённой 85-летию Донецкого национального университета (Донецк, 27–28 октября 2022 г.). Т. 10. Культура и искусство. Библиотечное дело / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. С. 177-180.
Майсенович, О., Гоманова, Е. Сетевые электронные продукты научно-технической тематики // Науки и инновации. 2014. № 10 (147). С. 71-72.
Масловская, Н.С. Организация библиографических служб в национальных библиотеках республик Российской Федерации // Библиография и книговедение. 2023. № 1. С. 54-72. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-1-54-72
Меньшиков, Я.С. Преимущества автоматического сбора данных в сети Интернет над ручным сбором данных // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 10 (103). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/14383 (дата обращения: 28.06.2023).
Московкин, В.М., Моисеева, С.А. Публикации об инкунабулах в открытом доступе интернета // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 61-74.
Московкин, В.М., Пересыпкин, А.П. Влияние запуска публикационной стимулирующей меры на качественную структуру публикаций (на примере НИУ «БелГУ») // Научный результат. Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 3. С. 5-18.
Сутягина, М.В. Специфика выполнения запросов пользователей в период цифровизации: опыт работы библиографической службы региональной библиотеки // Моргенштерновские чтения ‑ 2022. Цифровая трансформация современной библиографии: вызовы, возможности и события: мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием (Челябинск, 25-26 октября, 2022 г.). Челябинск, 2022. С. 133-141.
Чорба, Е.С. База данных Scopus в работе оператора системы избирательного распространения информации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 10 (76). DOI: 10.23670/IRJ.2018.76.10.042.