Рериховское наследие в кавказской культуре
Aннотация
Статья обращена к основным периодам и местам актуализации рериховского наследия в кавказской культуре. В этом ключе представлено изучение кавказской культуры учеными Рерихами в историческом разрезе. Автор относит знакомство Рерихов с кавказской культурой к концу XIX в. и описывает как упоминания о Кавказе в трудах и эпистолярных материалах Рерихов, раскрывающие наиболее значимые культурные сокровища Кавказа, так и художественные произведения Н.К. Рериха на кавказскую тему. В статье говорится о глубоком изучении Кавказа двумя поколениями семьи Рерихов, которые продвигали идею об особом значении Кавказа для России. Автор акцентирует внимание на местах хранения картин Н.К. Рериха и предметов искусства из собрания семьи Рерихов, представленных в частных и музейных коллекциях Кавказа, Крыма и юга России. Семья Рерихов внесла значительный вклад в исследование кавказской культуры, совершив несколько поездок на Кавказ в так называемый «русский» период его существования. Статья также подводит промежуточные итоги культурно-просветительского и выставочного проекта «Рерихи и Кавказ», организованного Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов при поддержке ряда культурных учреждений и общественных объединений Кавказа и Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: Рерихи, Н. К. Рерих, кавказская культура, святыни, музеи, художественное творчество, рериховское наследие
Введение
О ценности идей известного русского художника-мыслителя, ученого и гуманиста Николая Константиновича Рериха заявляют исследователи его творчества, которое пронизано философией культуры, представляющей собой основу существования и развития человеческого общества. Петербургская семья Рерихов видела в культуре «спасение и путь человечества» (Шаехзянова, 2022: 47), понимая под последним «единую человеческую семью, хранящую в глубине своего сознания извечную память об общей для всех людей прародине» (Шустова, 2019: 899). Н.К. Рерих стремился найти общие черты в разных культурах: так, изучая «путь культуры» (Яламов, 2014: 35), он считал, что в святынях по всему миру «нужно искать животворные силы для обновления духовной жизни общества» (Матвиенко, Жукова, 1998: 91).
Важным результатом культурно-просветительской деятельности Н.К. Рериха стала реализация в 1920–1930 гг. идеи о международной «защите памятников истории и культуры» (Шутова, 2011: 396). Принятие в 1935 г. «первого международного договора об охране культурных ценностей» (Габуева, 2014: 94), известного как Пакт Рериха, соотносится с воплощением воззрений художника о культуре. Исследователями особое внимание уделяется описанию Знамени Мира, возникшему из Учения Живой Этики, – «отличительного флага» (Головина, 2021: 136), выступающего символом Пакта Рериха. В нем заключено триединство, которое рассматривается с разных сторон: «прошлое, настоящее, будущее; космос, человек, планета; религия, искусство, наука» (Матвиенко, Жукова, 1998: 93) или «Любовь, Красота, Знание» (Головина, 2021: 140). Так научное рериховедение акцентирует сохранение ценностей мировой культуры, что в глобальном масштабе находит воплощение в деятельности Всемирной Лиги Культуры (Матвиенко, Жукова, 1998) и в Международном дне культуры, отмечаемом многими странами 15 апреля.
Силы для своей деятельности Н.К. Рерих черпал в древней культуре Кавказа, детальное знакомство со святынями которого он начал в Кисловодске в 1913 г. Об этих событиях и возвращении Рериха и его семьи на Кавказ повествует, например, выставочный проект Пятигорского краеведческого музея, который показывает и серию кавказских этюдов, сделанных в окрестностях Кисловодска, где художник посетил Рим-Гору в 1913 г., и картины 1914–1916 гг., сюжеты которых связаны с Кавказом или навеяны кавказскими местами (Савенко, 2019). Сохранившиеся материалы свидетельствуют об огромном потенциале Кавказа как места будущей актуализации рериховского наследия.
Исследователи называют отдельных личностей, с которыми Рерих контактировал на Кавказе. Это, например, врач и знаток искусства Константин Николаевич Рябинин, который «успешно лечил до революции <…> Н.К. Рериха и его жену Е.И. Рерих» (Топчиев, 2016: 65), а впоследствии принимал непосредственное участие в тибетской миссии Рериха. Плодотворным было взаимодействие с Дзамбулатом Дзанти, осетинским общественным деятелем (Габуева, 2014), и участие в работе журнала «Осетия». Рерих внес значимый вклад в создание Института осетиноведения, когда продвигал идеи Пакта Рериха в Париже в 1929 г. (Бабич, 2021).
Так рериховская традиция трепетного отношения к святыням Кавказа и к культурам населяющих его народов дает повод вспомнить о роли Рерихов в популяризации наследия Кавказа. В этой статье предполагается обращение к основным периодам и местам актуализации рериховского наследия в кавказской культуре, чтобы показать изучение кавказской культуры учеными Рерихами в историческом разрезе. Предметом исследования явились материалы выставки «Рерихи и Кавказ», представленные к экспозиции автором статьи в рамках его деятельности в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов в период с 2013 по 2018 гг. и дополненные последующими экспертными разработками.
Структурные элементы выставочного и культурно-просветительского проекта «Рерихи и Кавказ»
Музей-институт семьи Рерихов и Пятигорский краеведческий музей 25 октября 2018 г. договорились организовать в Пятигорске выставочный проект «Рерихи и Кавказ», приурочив его к 105-летию посещения Кавказских Минеральных Вод Н.К. Рерихом. В дальнейшем к продвижению проекта присоединился Координационный центр Знамени Мира «Юг России» (Ростов-на-Дону) и Центр культурных и научных проектов «АРС» (Санкт-Петербург), оказывающий всестороннюю поддержку заинтересованным лицам.
Открытая 3 декабря 2018 г. выставка состояла из пяти разделов, каждый из которых представляли информационные цветные баннеры. Некоторые репродукции работ Н.К. Рериха и семейные фотографии на них были опубликованы впервые. В разделах экспозиции были представлены полноформатные компьютерные копии картин Н.К. Рериха, посвященных Кавказу или тематически связанных с ним.
В разделе «Семьи Рерихов, Шапошниковых, Голенищевых-Кутузовых, Митусовых на Кавказе» представлена информация о пребывании выдающихся соотечественников на Кавказе, использованы редкие фотографии, выдержки из писем и воспоминаний. Они повествуют о местах их пребывания на Кавказе и юге России.
В разделе «Образы Кавказа в творчестве Николая Рериха» собраны произведения, которые написал или задумал Н.К. Рерих на Кавказе, а также письма художника к жене, в которых он рассказывает о начале работы над тем или иным произведением.
Следующий раздел – «Художественное наследие Николая Рериха в музеях юга России и Кавказа» – показывает Н.К. Рериха как многогранного и всемирно известного художника. Здесь представлены музеи и галереи Кавказа и юга России, в которых хранятся разнообразные произведения художника. На баннерах даны фотографии зданий, краткие описания музеев и репродукции большинства работ Н.К. Рериха, хранящихся в музейных собраниях региона.
Четвертый раздел – «Н.К. Рерихи о культурном наследии Кавказа и юга России». На протяжении всей жизни он возвращался к кавказским темам в своих картинах, книгах, научной деятельности. Он был хорошо знаком с казачеством, ему нравилась культура кавказских горцев. В разделе показана лишь малая часть документов, воспоминаний и размышлений Рерихов, посвященных Кавказу.
В разделе «Пакт Рериха на Кавказе и юге России» представлены факты об участии Н.К. Рериха в деятельности по сохранению памятников культуры Кавказа, а также упомянуты современные культурные акции, проводимые в регионе под Знаменем Мира.
В витринах выставки можно было познакомиться с книгами, периодическими изданиями и факсимильными копиями документов, свидетельствующими о пребывании Н.К. Рериха и его семьи на Кавказе. Важное место занимают письма художника своей жене, посланные им в июне-июле 1913 г. из Кисловодска.
Особое внимание на выставке уделено Эльбрусу (рис. 1) и Святому Георгию Победоносцу (рис. 2). Эти великие символы Кавказа вдохновили художника на создание эпических произведений, подлинники которых украшают музеи и картинные галереи России, Индии и США.
Рис. 1. Н.К. Рерих. Эльбрус. Кавказ. Альбомный лист. 1933. Бумага, темпера. 25,3 × 36,4. Собрание Музея Николая Рериха (Нью-Йорк)
Fig. 1. Nicholas Roerich. Elbrus. Caucasus. Album sheet. 1933. Paper, tempera. 25.3 × 36.4. Collection of the Nicholas Roerich Museum (New York)
Рис. 2. Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933. Холст, темпера. 74,5 × 74,5. Собрание Аллахабадского муниципального музея (Аллахабад, Индия)
Fig. 2. Nicholas Roerich. Light Conquers Darkness. 1933. Canvas, tempera. 74.5 × 74.5. Collection of Allahabad Museum (Allahabad, India)
Семьи Рерихов, Шапошниковых, Голенищевых-Кутузовых, Митусовых на Кавказе в 1880–2000-е гг.
Начиная с 1880-х гг. на Кавказе бывали родители художника-мыслителя – Константин Федорович Рерих и Мария Васильевна Рерих (урожд. Калашникова). В поездках по Кавказу в начале XX в. М.В. Рерих сопровождали уже только ее дети: старшая дочь Лидия и сыновья Владимир и Борис. В письме Н.К. Рериха от 30 июля 1904 г. к Борису имеются следующие слова: «Как здоровье мамы? Хорошо ли подействовал Кавказ?»[1].
По-видимому, еще до своего замужества на Кавказе побывала будущая жена Н.К. Рериха Елена Ивановна. В письме будущей супруге 15 июля 1900 г. Николай Константинович отмечает: «…ты решила ехать на Кавказ» (Рерих, 2011: 39). Ее близких родственников, включая мать, Екатерину Васильевну Шапошникову (урожд. Голенищеву-Кутузову), регулярно принимали лечебницы Кисловодска.
В 1907 г. Н.К. Рерих писал брату Борису: «Будет не бесполезно, если поедешь с Макаренкой на могильники. Он хороший человек и введет тебя немного в местную археологию» (цит. по: Сойни, 1981: 108). Будущий архитектор Борис Константинович Рерих принял в 1907 г. участие в кавказской экспедиции Николая Емельяновича Макаренко, осмотревшей, среди прочего, и Рим-Гору (она же крепость Боргустан, или Бургустан) – остатки древнего поселения-крепости.
Летом 1913 г. сам Н.К. Рерих впервые посетил Кавказ, оказался в курортном регионе Кавказские Минеральные Воды и его лучшем городе-курорте Кисловодске. Об этом сообщали общероссийские и местные периодические издания[2]. Проживал и лечился Николай Константинович в пансионе Сергея Никитича Ганешина, который был построен в 1905 г. Рерих поселился в комнате на террасе в восточной части здания. Из письма Н.К. Рериха к Е.И. Рерих 12 июня 1913 г.: «Вид с террасы превосходный. Комната и полный пансион 6 рублей в день…» (Рерих, 2011: 276). Прожил Николай Константинович в Кисловодске около месяца. Также он посетил Пятигорск, съездил и на Бермамыт (высшая точка 2642 м), что отражено в письме от 10 июля 1913 г.: «Ездили мы на Бермамыт сегодня. Большая красота! Расскажу» (Рерих, 2011: 294).
Еще одна поездка была совершена на Рим-Гору в 16 км от Кисловодска. Николай Константинович оставил краткий отчет о посещении этого места в письме к жене, написанном около 28 июня 1913 г.: «После 3-х ездили с Васьевыми на Рым-Гору. Гора – бывший городок. Набрал там черепков, точно на раскопках…» (Рерих, 2011: 287). 13 июля 1913 г. закончилось его пребывание на Кавказе, и он выехал в Москву. Ко времени пребывания в Кисловодске относятся замысел и создание многих картин из серии «Кавказских этюдов». Именно в этом месте в воображении Рериха родились образы картин «Граница царства», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» и др.
Кавказ оставил заметный «след» и в семье родственников Рерихов –Митусовых. Они всем составом побывали на Кавказе лишь однажды, в 1926 г., благодаря поддержке Рерихов. Все остальные поездки были совершены дочерями Митусова, и чаще других последней представительницей этой семьи – Людмилой Степановной Митусовой, кузиной Юрия и Святослава Рерихов. В начале июля 1929 г. она приехала в Боржом, о чем сообщала в письме к отцу, известному музыканту С.С. Митусову: «Дорогой папочка, вот я и в Боржоме! Как бы я хотела, чтобы ты и вообще наши взглянули хоть одним глазом на здешнюю красоту. <…> кругом горы темными силуэтами, масса деревьев, небо, все в звездах, звон от мух, чудный запах и беспрерывный шум Куры…» (цит. по: Мельников, 2017: 358). В Боржоме Л.С. Митусова посетила грузинскую деревню Садгери. Своими впечатлениями она делилась в письме к матери Е.Ф. Митусовой в середине июля 1929 г.: «Вот чудное-то местечко! Там совершенно нет дачников, и живут лишь одни грузины. Кругом горы, речка, одним словом, совсем отдельный мирок» (цит. по: Мельников, 2017: 359).
Посещение Л.С. Митусовой Кавказа возобновилось только в 1990-е гг. с помощью сотрудников основанного ею Музея-института семьи Рерихов – А.А. Бондаренко и автора статьи. Летом 1993 и 1998 гг. ее пристанищем стал гостеприимный дом известного поэта, писателя и педагога-новатора Владимира Исааковича Ланцберга в поселке Тюменском Краснодарского края. В 1998 и 2003 гг. Людмила Степановна посетила Пятигорск, где общалась с семьей Ольги Ивановны Бондаренко.
Последняя ее встреча с Кавказом относится к весне 2003 г., когда она приняла участие в большой научно-просветительской экспедиции «Культурная инициатива – Эльбрус–2003» на Кавказских Минеральных Водах, которую организовал Музей-институт семьи Рерихов. В мае состоялась поездка в Кисловодск, где она и автор статьи окончательно убедились в местопребывании Николая Константиновича Рериха в 1913 году в пансионе С.Н. Ганешина. Это была последняя поездка Л.С. Митусовой на Кавказ.
Образы Кавказа в творчестве Николая Рериха
С приездом Н.К. Рериха на Кавказ произошло важное событие в его жизни – он впервые лицом к лицу встретился с Востоком. В письмах к жене, написанных в июне-июле 1913 г. в пансионе С.Н. Ганешина, упомянут факт задумки художника: «Начал маленькую картинку “Показали царю границу царства”» (Рерих, 2011: 282); «Начал этюд из окна» (Рерих, 2011: 288); «Сегодня от 2 часов до 7-ми всё писал на балконе этюды. Устал» (Рерих, 2011: 288).
Вернувшись в Петербург, Николай Константинович пригласил в свою мастерскую искусствоведа Александра Павловича Иванова, готовившего в то время большую монографию о художнике. В черновых записях, просмотренных Н.К. Рерихом, остались впечатления о «кавказских» работах. «Ближайшим летом возникла небольшая серия “Кавказских этюдов”, – писал А.П. Иванов осенью 1913 г. – Кисловодск... лежит среди предгорий еще далекого здесь кавказского снегового хребта, <…> Этот горный ландшафт и служит мотивом для пяти написанных здесь больших этюдов: “Гроб-Гора”, “Бургустан”, “Синие горы”, “Аул”, “Бургустан на рассвете”»[3]. В списке художественных произведений упоминается еще один кавказский этюд – «Обрыв»[4]. В монографиях С.Р. Эрнста (1918) и «Рёрих» (1916) список еще больше: «Гроб-Гора», «Бургустан», «Аул», «Синие горы», «Восход», «Облако» (Эрнст, 1918: 123; Рёрих, 1916: 222).
На «кавказскую» тему в художественном наследии Н.К. Рериха указывают названия произведений 1913–1916 гг. в прижизненных перечнях работ художника. Таковы «Горный пейзаж» (1913), «Горные дали. Кавказ» (1913), «На горной тропе» (1916) и др. В той или иной мере к «кавказской» теме относятся живописные и графические работы 1913−1916 гг. «Облако» (1913), «Знамёна» (1913), «Крик змия» (1913, 1914), «Град обреченный» (1914), «Путь великанов» (1914), «Вода живая и мертвая» (1915), «Мехески – лунный народ» (1915), «Мудрость Ману» (1916), «Развалины» (эскиз к предыдущей картине; 1916), «Граница царства» (1916) и т. д.
О духовном и историческом наследии Кавказа читаем в дневниках Е.И. Рерих: «Когда говорите о Посейдонисе, не забудьте Кавказ <…> Нужно и Кавказ исследовать <…> от самых древних пещер и кладов. Можно найти основания циклопических построек и начертания знаков новых»[5]. Эта дневниковая запись относится к 13 июля 1933 г. В том же году художник создал величественный альбомный лист «Эльбрус. Кавказ», явивший людям зримое воплощение этих высоких мыслей.
Художественное наследие Николая Рериха в музеях юга России и Кавказа
Картины Н.К. Рериха хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира. Остановимся на музеях юга России и Кавказа, где находятся редкие и разнообразные произведения художника. Здесь они даны в алфавитном порядке городов их местонахождения.
Баку. Национальный музей искусств Азербайджана им. Рустама Мустафаева. В его фондах насчитывается более 17 тысяч предметов, среди которых произведения искусства национальных художников и авторов из России, Ближнего Востока и Европы. Собрание музея украшает работа Н.К. Рериха – эскиз росписи для храма Святого Духа в Талашкино «Святые воины» («Отроки святые» (1912)).
Владикавказ. Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С. Туганова. В его собрание входят произведения таких великих мастеров, как Ф.С. Рокотов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, И.И. Левитан. Работа Н.К. Рериха в этом музее, которую относят к «русскому» периоду, называется «Жертвоприношение».
Грозный. Государственная галерея им. А.-Х. Кадырова. Военные действия 1994–1996 гг. практически полностью ее уничтожили. Среди спасенных 500 экспонатов не обнаружены ранее числившиеся в музее работы Н.К. Рериха «Сан-Джеминиано» (1906) и «Горы» (1913), так как «возможно, они сгорели или были утеряны при двух военных компаниях»[6].
Ереван. Музей русского искусства. В его коллекции представлены произведения мастеров живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и сценографии конца XIX – начала XX в. В этом музее хранятся следующие произведения Н.К. Рериха: «Архаический пейзаж» (1910-е), «Знак» (1910-е), «Облако» (1913) и эскиз к постановке Мориса Метерлинка «Принцесса Мален» «Тюрьма в башне» (1913).
Ереван. Национальная картинная галерея Армении. В фондах находится свыше 35 тысяч единиц хранения. В галерее хранятся творения Н.К. Рериха, связанные с его путешествиями по Европе в начале XX в. и монументальным искусством, театральные эскизы и одно из самых масштабных полотен «русского» периода его творчества – «Путь великанов» (1914).
Краснодар. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Здесь находятся коллекции иконописи, классического русского и западноевропейского искусства, русского авангарда, японской цветной ксилографии XVIII–XIX вв., скульптуры и декоративно-прикладное искусство разных стран. Фонды музея украшают шесть произведений Н.К. Рериха 1901–1916 гг., включая два этюда, посвященных идолам, и многозначную картину «Город», а также девять картин из его коллекции западноевропейского искусства (Мягков, 2007).
Севастополь. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого. Фонды музея содержат более 8000 произведений, среди которых памятники Возрождения, картины «малых голландцев» и фламандских живописцев, произведения французского искусства XVII–XVIII вв., образцы мейсенского фарфора и западноевропейской бронзы, живописные полотна русских и украинских художников XIX–XX вв., произведения советского и современного искусства. Н.К. Рерих представлен единственным произведением – выразительным эскизом для ковра «Городок» (1906).
Таганрог. Таганрогский художественный музей. В его фондах хранятся более семи тысяч экспонатов иконописи, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В музее находятся две работы Н.К. Рериха: «Священный очаг» (1900–1901) и «Замок у моря» (1913). Первое произведение пострадало в результате ракетного удара по Таганрогу 28 июля 2023 г.; специалистами Государственного Русского музея проведено его комплексное восстановление.
Тбилиси. Государственный музей искусств Грузии им. Ш.Я. Амиранашвили. Большой частью музейной коллекции является собрание грузинского искусства, второе по величине собрание – восточное, включающее собрание художественных произведений Каджарского периода. Настоящим украшением грузинского музейного фонда является эскиз костюмов для постановки пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена «Хоровод (Пляска девушек)», выполненный Н.К. Рерихом в 1912 г.
Таким образом, произведения Н.К. Рериха заслуженно занимают в музеях юга России и Кавказа достойное место рядом с величайшими художниками мира. В этих музеях художник представлен как сценограф, монументалист, пейзажист, мастер прикладного искусства, иконописец, автор историко-этнографических реконструкций, а также собиратель западноевропейской живописи.
Н. К. Рерих о культурном наследии Кавказа и юга России
Во время поездки в 1913 г. Н.К. Рерих задумал вновь вернуться на Кавказ, но уже с супругой и сыновьями. Об этом он писал Е.И. Рерих: «Очень меня подмывает потом проехать по Военно-Грузинской дороге <...> и без Тебя не поеду». «Думаю, что сам по себе Кавказ красив – дальше. Ну, туда мы уже съездим с Тобою, с ребятами» (Рерих, 2011: 281, 290).
Произведения Н.К. Рериха, связанные с Кавказом или вдохновленные им, наводят на мысль о возможном пребывании художника и его семьи на Кавказе после 1913 г. Среди них множество работ 1914–1917 гг. («Град обреченный», «Крик змия», «Мехески – лунный народ», «Долина голубых гор», «Взгорье», «Мудрость Ману» и т. д.), а также много недатированных графических листов с горными зарисовками 1910-х гг. Также о плодотворной работе свидетельствует серия упоминаний о Кавказе и его народах в рериховских книгах последующих лет, где они касаются культуры Кавказа «с милой патриархальностью еще многих племен» (Рерих, 1914: 87). Все кавказские маршруты Рерихов проходили около Эльбруса; о кавказских горцах Н.К. Рерих вспоминал в 1929 г. при виде в индийской долине Кулу праздника богини Трипура-Сундари (Roerich, 1930).
Много свидетельств и размышлений оставили Н.К. Рерих и его сын, известный востоковед Юрий Николаевич Рерих, о скифах и их искусстве. «Самые замечательные ученые обратили внимание на эти наследия великих путников и отдали должное внимание этим необыкновенным стилизациям», − писал Николай Константинович в 1934 г. (Рерих, 1936: 21). Н.К. Рерих – автор плана-реконструкции скифского кургана в городе Майкопе, выполненного им в красках в 1897 г. по просьбе профессора Н.И. Веселовского и с его слов.
В 1910 г. в созданный Н.К. Рерихом петербургский Музей допетровского искусства и быта поступила коллекция кавказских предметов XIII–XIV вв., принесенная в дар Н. и К. фон Мёрс. В ее составе было около 200 наименований бронзовых и серебряных браслетов, серег, перстней, пряжек, цепочек и различных украшений (Рерих, 1999). Об интересе Н.К. Рериха к подобным артефактам свидетельствует упоминание в его статье «Этнографическая выставка» (1910) имени выдающегося археолога, этнографа и кавказоведа Александра Александровича Миллера: «Довольно много собрано вещей на Кавказе г. Миллером.Материал готов. Из него надо суметь сложить <…> увлекательную сказку о жизни великой земли» (Рерих, 1910: 4).
Среди многих кавказских упоминаний в трудах Н.К. Рериха еще можно назвать калмыков, о которых 27 марта 1926 г. он записал: «Как поучительно наблюдать эту народность, могущую войти на страницы истории» (Рерих, 1992: 212). Следующее его высказывание относится к древней «готской могиле в южнорусских степях»: «Наплечные фибулы готских погребений, разве не напоминают они пряжки тибетских племен» (Рерих, 2011: 310). Также Н.К. Рерих отметил храм вечного огня Атяшгях в Сураханах, находящийся в 30 км от Баку, «при котором всегда жили индийские садху» (Рерих, 1996: 100).
Навсегда запечатлелся в его памяти и примечательный рассказ Максима Горького о встрече с индусом на Кавказе около 1892 г. Напомним его по записи в «Листах дневника» Н.К. Рериха от 12 июля 1936 г.: «Однажды, на Кавказе, пришлось мне встретиться с приезжим индусом <…> Я сказал, что хотел бы посмотреть виды индусских городов. Он достал откуда-то альбом и ... сказал: “Вот и посмотрите индусские города...” <…> Я перелистал весь альбом, внимательно рассматривал воспроизведения. Кончив, я ... передал его индусу. Он, улыбнувшись, сказал мне: “Вот вы видели города Индии”, дунул на альбом и опять передал мне его в руки, предлагая посмотреть еще. Я открыл альбом, и он казался состоящим из чистых, полированных медных листов, без всякого следа изображений» (Рерих, 1995: 32).
Особый блок упоминаний в наследии Рерихов относится к южнорусскому казачеству, интерес к которому поддерживал его первый наставник в художестве – известный скульптор Михаил Осипович Микешин. В письме из Стрельны 12 июля 1894 г. он сообщал: «Черт меня дернул подать заявление генерал-адъютанту [Сергею Алексеевичу. – В. М.] Шереметьеву – начальнику всего Кавказа, о перенесении запорожских знамен <…> в Екатеринодарский войсковой собор <…>И всю эту обузу <…> прислали ко мне, чтобы я хлопотал здесь, о возвращении всего Запорожского на Кубань, а денег на эти все хлопоты – не прислали…»[7].
«Сын Кавказа мыслит в благородной красе своих великих вершин», – писал Н.К. Рерих в 1933 г. (Рерих, 1933: 211). «Возрождаются скрытые сокровища Кавказа», – верил он в великое будущее этой земли и в 1941 г. (Рерих, 1995: 411). Своим художественным творчеством и книгами, находками и кавказскими маршрутами Н.К. Рерих, его близкие и последователи уже в наши дни вносят объединение и мир на древнюю кавказскую землю.
Пакт Рериха на Кавказе и юге России
Н.К. Рерих − инициатор первого в мировой истории Международного договора о защите культурного достояния человечества. Еще 15 февраля 1917 г. Н.К. Рерих поддержал инициативу по спасению одного из древнейших археологических комплексов на Кавказе в районе Хосты, сильно пострадавшем при строительстве железной дороги. Он призвал принять меры, способные «остановить хищение древних саркофагов и развалин» (Мельников, 1998: 3).
Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне – свою подпись под ним поставили представители 21 республики Северной и Южной Америк. В международно-правовой практике этот документ известен как Пакт Рериха. 15 апреля, по инициативе общественных организаций, считается Международным днем культуры с 1999 г.
Символом Пакта является Знамя Мира, в основе которого лежит один из древнейших символов человечества: на белом фоне расположены три амарантовых круга, заключенные в кольцо и символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, а также синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры.
Известие о Пакте широко разнеслось по всему миру. Одними из первых его поддержали кавказские горцы, иммигрировавшие после революции во Францию. Комитет осетиноведения при Европейском центре Музея академика Н.К. Рериха выпустил на трех языках – французском, русском и осетинском – несколько номеров журнала «Осетия», на страницах которого горячо поддержал идею художника о защите памятников культуры и учреждении особого охранного Знамени: «Знамя это имеет значение не только в военное время, но и в мирное, ибо, увы, почти ежедневно совершаются многочисленные акты вандализма и уничтожаются незаменимые сокровища» (Осетия, 1933: 7).
С тех пор идеи, заложенные в основу Пакта Рериха, продолжают сохраняться и активно развиваться, в том числе на Кавказе и юге России. В год 300-летия Санкт-Петербурга и в год 100-летия начала целенаправленной деятельности Н.К. Рериха по живописному летописанию отечественных памятников старины Знамя Мира было поднято на Эльбрус экспедицией Музея-института семьи Рерихов (рис. 3). Эльбрус – символ культуры всех кавказских народов, и этим он объединяет их как символ Культуры вообще. Культурные акции, проводимые в регионе под знаком Знамени Мира, свидетельствуют о значимости идей Н.К. Рериха и его Пакта о защите культурных ценностей.
Рис. 3. Знамя Санкт-Петербурга и Знамя Мира на Вершине Эльбруса. 11 мая 2003 г. (фото из архива автора)
Fig. 3. Saint Petersburg banner and World banner at the summit of Elbrus. 11 May 2003 (photo from the author’s archive)
Заключение
Семья Рерихов внесла значительный вклад в исследование кавказской культуры в начале XX в. Результаты их пребывания на Кавказе запечатлены в письмах, упоминаниях предметного и художественного мира Кавказа в очерках, в художественных произведениях Н.К. Рериха. Примечательным является изучение Ю.Н. Рерихом кавказских материалов в контексте его занятий историей Средней Азии и выявление выдающейся роли Кавказа как составной части так называемого «Священного Треугольника» в дневниковых записях бесед Рерихов с их Учителем. Кавказская культура оставила неизгладимый след в жизни и творчестве семьи Рерихов, в которой царил дух Востока, красота отношений и бодрость выражения, свойственная народам Кавказа.
[1] Рерих, Н.К. Письмо к Б.К. Рериху. Выборг. 30 июля 1904. Автограф. ОР ГТГ. Ф. 44 (Н.К. Рерих). Оп. 1. Д. 129. Л. 2.
[2] Кавказский край. Пятигорск. 1913. 14 июня. № 131. С. 5; День. Санкт-Петербург. 1913. 16 июня. № 159. С. 6; Пятигорское эхо. Пятигорск, 1913. 16 июня. № 137. С. 5; Искусство в Южной России. Киев. 1913. № 6. С. 283-284.
[3] ОР ГРМ. Ф. 143. Д. 3. Л. 38-39.
[4]Иванов, А.П. Список живописных работ Н. К. Рериха (включает работы до 1914 года). ОР ГРМ. Ф. 143. Д. 10. Л. 1-12.
[5] Автограф Е.И. Рерих. Дневниковая запись 13 июля 1933 г. // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. Тетрадь NB36 (11 мая 1933 – 29 октября 1933). С. 119-120.
[6] Юртаханова, Я. Письмо В.Л. Мельникову. Грозный. 14 апреля 2024. Архив автора.
[7] ОР ГТГ. Ф. 44. Ед. хр. 856. Л. 1.
Список литературы
Источники
Осетия: Журнал Комитета осетиноведения при Европейском центре Музея академика Н. К. Рериха / ред. Д. Дзанти (Дзантиев). Париж. 1933. Июль-август-сентябрь. №№ 7-8-9. С. 7.
Рёрих / текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова, С.П. Яремича; худож. ред. В.Н. Левитского; Десять сказок и притч Н.К. Рериха. Петроград: Свободное искусство, 1916. 232, [6] с.: 30 л. ил.
Рерих, Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник / предисл. К. Брэгдона. Рига: Виеда, 1992. 336 с.: карт.
Рерих, Н.К. Археология: Книга первая. Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892–1918 / сост., прим. и комм. В.Л. Мельникова; вступит. ст. Е.А. Рябинина. Самара: Агни, 1999. 800 с.: ил.
Рерих, Н.К. Врата в Будущее. Рига: Угунс, 1936. 322 с.
Рерих, Н.К. Собрание сочинений. Кн. 1. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914. VIII, [4], 335 с.
Рерих, Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих, 1900–1913 / [под общ. ред. В.А. Росова; сост., вступит. ст., примеч. О.И. Ешаловой]. М.: РАССАНТА, 2011. 453, [2] с., [8] л. ил., портр.
Рерих, Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. II. М.: Международный центр Рерихов; Мастер-Банк, 1995. 544 с.
Рерих, Н.К. Листы дневника: В 3 т. Т. III. М.: Международный центр Рерихов; Мастер-Банк, 1996. 688 с.
Рерих, Н.К. Твердыня Пламенная. Париж: Всемирная Лига Культуры, [1933]. 386 с.
Рерих, Н.К. Этнографическая выставка // Русское слово. Москва. 1910. 8/21 января. № 5. С. 4.
Сойни, Е.Г. Переписка Н.К. Рериха с современниками // Север. Петрозаводск. 1981. Апрель. № 4. С. 108.
Эрнст, С.Р. Н.К. Рерих / обложка по рис. С.В. Чехонина; книжные украшения Н.К. Рериха. Петроград: Община Св. Евгении, 1918. 126, [4] с., [7] л. цв. ил., [34] л. ил.
Roerich, N. Shambhala. New York: F. A. Stokes Co, 1930. 316 p.
Литература
Бабич, И.Л. Формирование научного кавказоведения в эмиграции (1920–1940 и 1990–2010 гг.): сравнительный анализ // История науки и техники. Музейное дело. Наука, технологии, общество: вызовы развитию в прошлом и настоящем: Мат-лы XIV Междунар. науч.-практ. конф. М.: Политехнический музей, 2021. С. 333-339.
Габуева, Р.Г. Рыцарь кочевой культуры // Известия СОИГСИ. 2014. № 11 (50). С. 88-96.
Головина, Н.М. Знак Знамени Мира – символ, объединяющий на осознании культуры // Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: Мат-лы XXII Всерос. науч.-практ. конф. Севастополь: Рибест, 2021. С. 135-140.
Матвиенко, Л.М., Жукова, Н.И. Вклад семьи Рерихов в мировую культуру // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 1998. Вып. 2. С. 90-96.
Мельников, В.Л. Л. С. Митусова на Кавказе // Петербургский Рериховский сборник. Вып X. СПб.: Издание СПбГМИСР, 2017. С. 348-395.
Мельников, В.Л. О наследии Н.К. Рериха в Институте истории материальной культуры РАН // Левша (Нижний Новгород). 1998. Январь. № 1 (9). С. 3 [начало]. Февраль. № 2 (10). С. 2-3 [окончание].
Мягков, П.И. Собрание западноевропейской живописи Николая Константиновича Рериха // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. Т. III: Восток – Запад на берегах Невы. Ч. 1. СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. С. 75-110.
Савенко, С.Н. Кавминводы и Рим-Гора во время посещения их Н.К. Рерихом в 1913 году // Рериховское наследие: Труды конференции. Т. XVIII. СПб.: Музей-институт семьи Рерихов, 2019. С. 379-388.
Топчиев, А.Г. Судьба доктора Центрально-Азиатской экспедиции Рериха // Сто лет изучения динозавров Приамурья: Сб. докладов. Благовещенск: Буквица, 2016. С. 63-82.
Шаехзянова, М.А. Социально-культурные новации и их вклад в развитие страны: в контексте наследия семьи Рерихов // Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: мат-лы XXIII Всерос. науч.-практ. конф. Севастополь: Рибест, 2022. С. 45-48.
Шустова, А.М. Вклад Н.К. Рериха в науку о Востоке // Ориенталистика. 2019. № 2 (4). С. 890-915.
Шутова, Т.А. Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно-образовательное пространство // 75 лет Пакту Рериха: Мат-лы Междунар. общест.-науч. конф. 2010. М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011. С. 393-399.
Яламов, Т. Мост культур: паломнические дороги Рерихов по Азии и Европе // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2014. Т. 204. Вып. 24. С. 34-38.