Перспективы развития сакрального туризма в Казахстане
Aннотация
Туристская отрасль, помимо того что является одной из составляющих частей экономики и принадлежит к основным векторам развития страны, приобщает туристов к культурным, историческим, природным и иным ценностям. В этой связи развитие сакрального туризма Казахстана как приоритетного направления продвижения туристских услуг становится актуальным. Необходимость проведения исследования обусловлена наличием ряда прикладных научных вопросов, касающихся продвижения сакральных мест Казахстана, среди которых вопросы об уровне удовлетворенности туристов предлагаемыми услугами, о проблемах турагентств при продвижении услуг, об изучении ключевых предпосылок развития внутреннего сакрального туризма и методов оценки потенциала сакральных объектов Казахстана как вектора продвижения туристских услуг.
Ключевые слова: сакральный Казахстан, сакральная география Казахстана, туристская отрасль, туристские услуги, качество туристских услуг/продуктов, туристский потенциал
Введение
Туризм, помимо его экономической составляющей, играет существенную роль в развитии и продвижении бренда территории, укреплении имиджа страны и сохранении и популяризации национального духовного наследия. В этой связи развитие сакрального туризма Казахстана как приоритетного направления продвижения туристских услуг становится всё более актуальным.
Сакральный туризм является одним из видов современного туризма. По определению А.П. Забияко, «сакральное – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. <…> …Онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности» (Забияко, 2010). Недостаточная известность духовной и сакральной культуры Казахстана сподвигла соавторов к данному исследованию.
Тема сакральности изучена многими науками, такими как религиоведение, культурология, туризимология, история, политология и др. Однако исследования сакрального туризма Казахстана в межнаучном и междисциплинарном контексте встречаются очень редко.
На основе данного исследования авторы намерены выработать практические рекомендации для продвижения сакрального туризма Казахстана.
Материалы и методы исследования
В статье использовались общепринятые и современные методы исследования:
- системный метод исследования предполагает установление взаимосвязанности и взаимозависимости отечественного и мирового туризма в целом и сакрального туризма как их подсистемы, а также позволяет определить особенности связи сакрального туризма со всеми компонентами территориальной организации общества и экономики;
- компаративный метод подразумевает сравнительный анализ, который позволяет изучить востребованность сакрального туризма в различных временных периодах; выявить предпочтения потребителей различных туристских услуг (какой туризм наиболее привлекателен);
- социологические методы исследования, позволяющие провести опрос, интервьюирование, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Актуализация исследований сакральной географии Казахстана началась сравнительно недавно и связана с программной статьей Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева перед народом Казахстана. Ранее в стране была реализована «Концепция об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан», одобренная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 г. № 408 (см.: Постановление Правительства…)[1].
Сакральная география рассматривается в трудах таких ученых, как А. Дугин (Дугин, 2022), Ю.Ю. Завгородний (Завгородний, 2011), Л.В. Атаман (Атаман, 2015) и др., однако при этом можно отметить, что данный феномен является новым для нашей культуры и восприятия, а понятие «сакральный туризм» является хотя и востребованным, но не изученным.
В Казахстане проблемам продвижения туристских услуг посвящено большое количество разнообразных трудов, в которых рассматриваются кластерный подход в управлении туризмом, организация и формирование ресурсного потенциала туризма и другие аспекты. В некоторых исследованиях туризм раскрывается с позиций культуры, экономики и взаимодействия. В иных изучаются особенности агротуризма, эвент-туризма, делового туризма, лечебно-оздоровительного и других направлений. При этом исследований в области сакрального туризма Казахстана не так много, и носят они в основном описательный характер. Можно отметить ряд последние работ последних лет (Уайсова и др., 2020; Усубалиева и др., 2020; Енгилисова, 2023; Мусабаев, 2019; Атикеева, 2019).
В целях реализации проекта «Сакральная география Казахстана» в 2017 году был образован центр «Сакральный Казахстан» при Национальном музее Республики Казахстан. В рамках данного проекта были представлены учебно-методические пособия для обучающихся школ, колледжей, университетов, а также для экскурсоводов и туристов. Было издано методическое руководство для участников экспедиций, изучающих сакральный Казахстан; информация о более 60 объектов общенационального значения преобразована в формат 3D. Разработана и представлена к изучению полевая этнографическая программа сакральных территорий Казахстана. В рамках проекта была разработана виртуальная карта qazmaps.kz, в которой полностью визуализированы сакральные объекты Казахстана. Созданы археологические, фольклорные и этнографические маршруты по южной, северной и западной областям республики (см.: Қазақстанның жалпыұлттық қасиетті нысандары..., 2017; Қазақстанның өңірлік қасиетті нысандары…, 2017; Сакральный Казахстан, 2017; Медеуова и др., 2017).
Однако представленные виртуальные проекты, как отмечают СМИ[2], наплыва туристов вживую на эти объекты не обеспечили. Отчасти это можно списать на пандемию коронавируса, из-за которой туристическая отрасль по всему миру в данный период просела на 20 %. Тем не менее, внутренний туризм во многих странах улучшил свои результаты как раз на фоне ограничений выезда за рубеж.
По статистическим данным, количество въездных и внутренних посетителей в Казахстане в 2022 году составило 9 800 133 человек, что на 2 737 364 человека больше в сравнении с 2018 годом. Можно отметить, что отрасль туризма восстановила доковидные темпы роста (рис. 1).
Рис. 1. Количество обслуженных въездных и внутренних посетителей Республики Казахстан (человек) (источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – БНС РК)) [3]
Fig. 1. Number of incoming and internal visitors of the Republic of Kazakhstan served (according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)3
Необходимо отметить, что показатель роста иностранных туристов имеет тенденцию к увеличению и, по прогнозам Министерства туризма, к концу 2024 г. его значение превысит 1,5 миллиона иностранных туристов. Согласно данным Национального банка, средний расход одного иностранного туриста из дальнего зарубежья составляет 1,5 тыс. долл. США.
Данные статистики въездного туризма за 2021 год показали, что наибольшее количество посетителей наблюдается из России и Узбекистана – 38,3 % и 29,8 % соответственно, наименьшее количество посетителей – 0,2 % и 0,1 % – составили гости из Армении и Туркменистана (рис. 2).
Рис. 2. Показатели въездного туризма из стран СНГ (источник: БНС РК)[4]
Fig. 2. Indicators of inbound tourism from the CIS countries(according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)
Из стран, не входящих в СНГ, основными гостями в 2022 году были посетители из Турции (80 771 человек), Германии (19 527 человек), Грузии (12 334 человек). Меньше всего Казахстан посетили туристы из Монако, Мадагаскара, Ямайки (по 1 человеку). Есть территории, граждане которых в 2022 году не посещали нашу страну, к ним относятся: Лаос, Лесото, Остров Рождества.
Исходя из количества посещений иностранными туристами, можно сделать вывод, что для иностранных туристов сакральный туризм малоизвестен и данное направление необходимо развивать в рамках внутреннего туризма. Анализируя количество въездных и внутренних посетителей в 2022 году по областям Республики Казахстан, можно отметить, что основная часть посетила город Алматы и Алматинскую область (17,16 % и 17,08 % соответственно), а областями с наименьшим количеством посещений стали Атырауская и Западно-Казахстанская области (0,66 % и 1,11 % соответственно) (Рис. 3).
Анализ посетителей сакральных объектов Казахстана затруднен нехваткой статистических данных. В этой связи нами было проведено анкетирование жителей Казахстана на предмет популярности, известности сакральных мест Казахстана. Анкетирование проходило в двух направлениях: исследовались внутренние туристы и отдельно туристские агентства Казахстана.
Рис. 3. Количество въездных и внутренних посетителей в 2022 году по областям Республики Казахстан (источник: БНС РК)[5]
Fig. 3. The number of inbound and domestic visitors in 2022 by regions of the Republic of Kazakhstan (according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)
Среди казахстанцев в анкетировании приняло участие 350 человек, основную часть опрошенных составили люди в возрасте от 35 до 44 лет, меньше всего оказалось граждан до 18 лет (рис. 4).
Рис. 4. Ранжирование респондентов по возрастному признаку (граждане РК)[6]
Fig. 4. Ranking of respondents by age (citizens of the Republic of Kazakhstan)6
41,3 % опрошенных были мужчины, 58,7 % – женщины, основная часть женаты. Наиболее распространенные регионы проживания респондентов – г. Астана, г. Алматы, г. Караганда, Акмолинская область. Большая часть опрошенных являются менеджерами среднего звена, обучающимися и частными предпринимателями. Опрос показал, что большая часть опрошенных (73,5 %) посещает другие регионы Казахстана. Однако при этом респонденты недостаточно знакомы с сакральными объектами Казахстана (рис. 5).
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Знакомы ли Вы с сакральными объектами Казахстана?» (БНС РК)[7]
Fig. 5. Respondents' answers to the question: “Are you familiar with the sacred objects of Kazakhstan?” (according to the Bureau of National Statistics, Agency for Strategic Planning and Reform of the Republic of Kazakhstan)
Основные источники, посредством которых респонденты узнают о сакральных местах Казахстана – это телевидение, социальные сети и знакомые, родственники, которые посещали те или иные сакральные объекты (рис. 6).
Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы узнали о сакральных местах Казахстана?»[8]
Fig. 6. Respondents' answers to the question: “How did you learn about the sacred places of Kazakhstan?”8
Основными причинами, по которым сакральный туризм не имеет должного развития, по мнению респондентов, являются: недостаточная осведомленность о сакральном туризме в Казахстане, отсутствие инфраструктуры и недостаточное количество предложений от туристических агентств (рис. 7).
Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: Что, по Вашему мнению, в настоящее время, препятствует развитию сакрального туризма в Казахстане?[9]
Fig. 7. Respondents' answers to the question: “What, in your opinion, currently hinders the development of sacred tourism in Kazakhstan?”9
Для современного отечественного туриста наиболее важным в путешествии являются: соотношение цены и качества туристского продукта, качество питания, погода, природа.
Положительным моментом является то, что большинство респондентов заинтересованы в посещении сакральных мест Казахстана при должном уровне туристских услуг и при приемлемой цене. Как отметили респонденты, знания о сакральных местах Казахстана ограничиваются только своим регионом, многие опрошенные недостаточно информированы о духовных объектах страны в других регионах.
Помимо анкетирования казахстанцев, нами был проведен опрос сотрудников туристских агентств с целью выявления основных факторов, влияющих на развитие сакрального туризма в Казахстане. В опросе приняли участие агентства г. Астаны и г. Алматы. Большая часть из них работают на рынке Казахстана более пяти лет. Основная часть анкетируемых организаций предоставляют услуги как внутреннего, так и внешнего выездного туризма, но при этом меньшая часть (8,1 %) имеют специальные программы по сакральным местам Казахстана. В ходе исследования было выявлено, что незначительная часть клиентов заказывают сакральный туризм (рис. 8).
Рис. 8. Ответы респондентов на вопрос: «Как часто клиенты интересуются сакральными объектами Казахстана (заказывают туры)?»[10]
Fig. 8. Respondents' answers to the question: “How often are customers interested in (booking tours) on the sacred sites of Kazakhstan?”10
По мнению специалистов туристских агентств, в Казахстане более перспективными являются лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный и активный виды туризма (рис. 9).
Рис. 9. Ответы респондентов на вопрос: «Какие виды туризма предпочитают клиенты турагенств Казахстана?»[11]
Fig. 9. Respondents' answers to the question: " What types of tourism do clients of travel agencies in Kazakhstan prefer??"11
К сожалению, сакральный туризм, по мнению туристских агентств, не является привлекательным для современного туриста. Как отмечают сотрудники компаний, имеются клиенты, у которых возникает запрос на сакральные места, только тогда, когда им рассказывают о Казахстане, его природе, сервисе, оздоровительном туризме. По их мнению, необходимо развивать сферу внутреннего туризма.
Рис. 10. Ответы респондентов на вопрос: «Какие факторы препятствуют развитию сакрального туризма?»[12]
Fig. 10. Respondents' answers to the question: "What factors hinder the development of sacred tourism?"12
По мнению сотрудников туристских агентств, основная причина, по которой сакральный туризм не развивается в Казахстане – это слабая социальная инфраструктура в туристических местах, слабые маркетинг и брендинг, недостаточная информационная поддержка.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что за последние годы в Казахстане прослеживается четкая тенденция превалирования выездного туризма над въездным.
Повышение привлекательности въездного туризма можно достигнуть путем предоставления широкого спектра услуг, включающих знакомство с культурным наследием страны, гармонично сочетающим культуры различных народов Казахстана, историческими памятниками, оздоровительно-рекреационными возможностями страны и исключительным ландшафтом.
Значимость развития сакрального туризма Казахстана состоит в том, чтобы открыть новые возможности:
- расширение коммуникационного пространства (в том числе знания о туристских, культурных ресурсах страны и возможностях их использования на международном туристском рынке);
- привлечение финансовых вложений в туристскую отрасль и создание дополнительных рабочих мест;
- создание туристского имиджа страны, основанного на территориальной индивидуальности, национальном самосознании и культурно-исторических особенностях;
- повышение значимости культурного наследия для младших поколений.
К числу основных задач развития и продвижения сакрального казахстанского туризма относится узнаваемость туристского бренда Казахстана.
Для любого направления туризма – культурного, экологического лечебного, спортивного, горного и т. д. – является важным, чтобы турист имел желание поделиться впечатлениями о стране посещения со своими соотечественниками. И сегодня, используя различные социальные сети (Instagram[13], Facebook13, Twitter[14], ВК, Одноклассники и др.), туристы размещают свои отзывы и впечатления о поездках, что нередко играет ключевую роль в решении о посещении той или иной страны.
Привлекая различные способы коммуникаций, турист расширяет каналы распространения информации, а следовательно, и число потенциальных посетителей. Оно может как увеличиваться, так и уменьшаться, поскольку и положительные, и отрицательные впечатления служат рекламой страны, влияя на ее имидж.
В настоящий момент существенным недостатком отечественного туризма является его размытость и шаблонность в восприятии международных потребителей. Кроме того, недостаточная информированность самих граждан Казахстана об имеющихся туристских ресурсах и уникальных туристских направлениях отрицательно сказывается на стимулировании туристских потоков, как внутренних, так и внешних.
Одним из условий формирования туристского предложения, по нашему мнению, должна стать эксклюзивность и идентичность туристско-культурного Казахстана. При этом конечной целью должно стать продвижение казахстанской национальной культуры.
Для достижения данной цели ключевая роль в формировании стратегии развития, а также продвижении национального имиджа должна отводиться туристским администрациям и национальным туристским компаниям, поскольку они определяют единую стратегию развития в соответствии с экономическими, политическими и социальными интересами всей страны и ее регионов. Неоспорим тот факт, что единство стратегий развития и продвижения туризма в стране должно обеспечиваться посредством эффективных коммуникационных каналов.
[1] Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 года № 408 «О Концепции об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31381886 (дата обращения: 19.04.2024).
[2] См., например: Васильев, Е. Заработать на «Сакральном Казахстане» не получится // ИАЦ МГУ (Ia-Centr.ru) [Электронный ресурс]. URL: https://ia-centr.ru/experts/egor-vasilev/zarabotat-na-sakralnom-kazakhstane-ne-poluchitsya/ (дата обращения: 19.04.2024).
[3] Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-tourism/spreadsheets/ (дата обращения: 19.04.2024).
[4] Там же (ibid.).
[5] Там же (ibid.).
[6] Составлено авторами (compiled by the authors).
[7] Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-tourism/spreadsheets/ (дата обращения: 19.04.2024).
[8] Составлено авторами (compiled by the authors).
[9] Составлено авторами (compiled by the authors).
[10] Составлено авторами (compiled by the authors).
[11] Составлено авторами (compiled by the authors).
[12] Составлено авторами (compiled by the authors).
[13] Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
[14] Социальная сеть заблокирована на территории Российской Федерации.
Список литературы
Атаман, Л.В. Исследование сакрального пространства региона: методология и принципы // Псковский регионологический журнал. 2015. № 23. С. 107-117.
Атикеева, С.Н., Каражанова, М.Х., Бакербекова, А.Т., Мусина, Ж.А. Культурно-исторические и природные объекты Северо-Казахстанской области, как перспектива использования в туристской и экскурсионной деятельности // Colloquium-journal: Geographical sciences. 2019. 1 (25). С. 17-19.
Дугин, А. (2022) От сакральной географии к геополитике // Геополитика.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.geopolitika.ru/article/ot-sakralnoy-geografii-k-geopolitike (дата обращения: 12.05.2022).
Енглисова, Г.Е., Мухамадеева, И.А. Сакральный Казахстан – возвращение к истокам // Наука и реальность. 2023. № 1 (13). С. 113-116.
Забияко, А.П. Сакральное // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH014eb75cb66ca9ba266dbd4e (дата обращения: 19.04.2024).
Завгородний, Ю.Ю. Сакральная география и феномен паломничества: тайное или явное (взгляд из постсоветской периферии) // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма: Сб. мат-лов IV междунар. науч. конф. (2-4 декабря 2010 г., Днепропетровск) / под ред. С.В. Пахомова. СПб.: РХГА, 2011. С. 26-46.
Медеуова, К.А., Сандыбаева, У.М., Наурызбаева, З.Ж., Толгамбаева, Д.Т. и др. Практики и места памяти в Казахстане. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2017. 320 с.
Мусабаев, Т.Т., Иманжанова, К.К. Сакральные объекты Казахстана как фактор развития национального духовного сознания // Вестник науки и образования. 2019. № 23 (77). Ч. 1. C. 15-20.
Сакральный Казахстан: Энциклопедия. Т. 1: Астана, Алматы, Акмолинская область, Алматинская область. Алматы: Арыс, 2017. 480 с.
Уайсова, А., Усубалиева, С.Д., Ракымжанова, С.С. Сакральный туризм в индустрии гостеприимства Казахстана // Central Asian Economic Review. 2020. № 3 (132). С. 152-164.
Усубалиева, С.Д., Уайсова, А.Г., Айтбаева, Д., Ракымжанова, С.С., Борибай, Э.С. Оценка потенциала сакрального туризма Казахстана // Хабаршы. География сериясы. 2020. № 3 (58). С. 34-44. DOI: https://doi.org/10.26577/JGEM.2020.v58.i3.04
Қазақстанның жалпыұлттық қасиетті нысандары = Сакральные объекты Казахстана общенационального значения = The Kazakhstan sacred objects of whole national importance. Астана: Foliant, 2017. 496 с.
Қазақстанның өңірлік қасиетті нысандары = Региональные сакральные объекты Казахстана. Астана: Foliant, 2017. 504 с.