Влияние идей русского космизма на становление и развитие научно-технической элиты ракетостроения и космонавтики
Aннотация
Статья посвящена вопросам трансформации философских, теоретических идей научного направления русского космизма в научно-практической плоскости – создание ракетно-космической отрасли, запуск в космос спутников, ракет, человека. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы состоит в том, что космос, оставаясь сферой интересов ведущих мировых держав, конкурирующих между собой в политическом, экономическом, культурном, военном отношении, пока остается платформой международного сотрудничества, от которого во многом зависят факторы национальной и глобальной безопасности. В данной работе освоение космоса рассматривается в развитии от философско-научных изысканий конца XIX – начала XX столетия до проектов частных корпораций, инвестирующих средства в освоение Луны, колонизацию Марса, разработки флота межзвездных кораблей для путешествий к системе Альфа Центавра в наши дни. Научная новизна определяется комплексным рассмотрением диалектики интеллектуально-творческого и прагматического в вопросах освоения космоса. За небольшой отрезок времени под влиянием философских идей научного направления космизма и их логического продолжения в форме развития теории космонавтики и ракетостроения произошло появление целого пласта – научно-технической элиты общества, выведшей страну на новый уровень технического развития, что позволяет ей до настоящего времени оставаться ведущей мировой космической державой.
Ключевые слова: научный космизм, монизм, К. Э. Циолковский, этика, ракетостроение, Ф. А. Цандер, научная элита, С. П. Королёв, освоение космоса
В научном и художественном смысле начало XX века – Серебряного века русской культуры – часто называют нашей эпохой Возрождения. Расцвет философии, литературы, появление новых художественных стилей в живописи, невероятный всплеск увлечения наукой и техникой рубежа веков уходят корнями ко всемогуществу эпохи Ренессанса, где человек выступает как часть космоса, исследуя его не только с метафизической, но и с прикладной целью. Из художественных, философских, фантастических идей накопленные веками ростки теоретического знания стали основой появления новых отраслей науки и производства, проявляя теснейшую взаимосвязь идей научного космизма и практического освоения космоса. Философы-космисты ставили во главу угла идею космического будущего человечества, его выхода в космос, сопровождаемого активным преобразованием земной природы, самого человека и Вселенной. В их учениях разрабатывались проекты освоения космоса средствами науки и техники и шире – средствами всей культуры в целом. Центральное место среди них занимает фигура «отца русской космонавтики» К.Э. Циолковского.
В философии русского космизма принято выделять несколько течений: религиозно-философское (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.Ф. Фёдоров), естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный), художественное или поэтическое (М.А. Врубель, К.Н. Филонов, Ф.И. Тютчев, В.Я. Брюсов, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин и др.) и эзотерическое или мистическое (Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, Е. П. Блаватская). Основной принцип всех течений космизма заключается в том, что через культуру, философию, этику, науку, космическое познание происходит преобразование человека и, постепенно, всего человечества. «Научный космизм можно определить как обоснование и конструирование космической картины мира с помощью методов и материала различных наук. Этика для космистов была не просто областью философского знания, но учением о должном, высшем образе жизни совершенного человечества. Она несла в себе ответ на главный вопрос русской социальной мысли – “что делать?”, как возможно построить жизнь совершенную и освободить людей от страданий, болезней, старения и смерти» (Тумаркина, 2018: 3-4).
В философских трудах К.Э. Циолковского вопросы этики играют главную роль, в его работах материальное тесным образом сопряжено с духовным. «Материя содержит бессмертную сущность. Бессмертный дух, вечно возникающий, никогда не умирающий, распространенный по всей бездне Вселенной» (Циолковский, 1915: 4). В трудах, посвященных будущему устройству человека на Земле и в Космосе, таких, например, как «Будущее земли и человека» (1915), «Вне Земли» (1920) упор делается на усовершенствование жизни с помощью разработки новейших технологий, человек является центром природы, хозяином, он имеет право подчинить себе все богатство окружающего мира. Особое место в философии К.Э. Циолковского отводится достижению гармонии относительно всего, что окружает человека, пусть даже через радикальное переустройство окружающего мира. Например, высказывается идея о необходимости постепенного преобразования океанических и морских просторов в сушу для рационального использования – выращивания продовольствия и другой хозяйственной деятельности. Ученый выступал, как ни странно, за уничтожение большинства представителей животного мира для освобождения их от необходимости выживания в тяжелых условиях, когда сильный пожирает слабого. Кажется, нет области, куда бы не простирался взгляд ученого. В его книгах можно найти много нетривиальных идей, в том числе и в области этики. В качестве подобного примера исследователи творчества мыслителя называют увлечение евгеникой – учением о путях улучшения генетических свойств человека, идейным вдохновителем которого являлся кузен Ч. Дарвина – Ф. Гальтон. В частности, К.Э. Циолковский выступал за запрет преступникам и «несовершенным» людям иметь детей; по его мнению, будущее поколение должно рождаться только от здоровых, талантливых представителей рода человеческого, лишенных в анамнезе серьезных заболеваний, целью которых будет являться преобразование общества (см.: Циолковский, 1917). Для К.Э. Циолковского общество – один из элементов космического целого. По мнению ученого, человечеству необходимо выйти за пределы Земли, расширить масштабы своего пребывания в космосе. Законы космоса распространяются на человека и шире на общество, космос является первопричиной всего сущего, Богом, Логосом. Придерживаясь идей монизма, представители научного космизма «постулировали наличие единого источника происхождения, существования и развития Вселенной, природы, человека и общества» (Алексеева, 2007: 13-14).
Большое влияние на жизнь и взгляды К.Э. Циолковского оказал основоположник космизма как философского учения – Н.Ф. Фёдоров. Еще во времена юности К.Э. Циолковского, в период его самообразования в Чертковской библиотеке, он познакомился с человеком, о котором позже скажет как о своем учителе. Н.Ф. Фёдоров не только советовал молодому К.Э. Циолковскому необходимую, на его взгляд, литературу, но и помогал бедному юноше деньгами. О нем высоко отзывались Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, П.А. Флоренский. Покорение космического пространства Н.Ф. Фёдоров мыслил необходимым условием для расселения всех живущих и воскресших после победы жизни над смертью людей. Для реализации этой идеи необходимо изменение сознания человека на основе православного учения, через всеобщую любовь и братство. В его философии большое значение играет образ Святой Троицы: «Русь, быть может, и не думала, а только чувством постигала, что в Троице неслиянной заключается обличение ислама, а в Троице нераздельной – обличение Запада и его розни» (Фёдоров, 1995: 37). Н.Ф. Фёдоров поддерживал К.Э. Циолковского с его программой покорения космоса. У Н.Ф. Фёдорова теоретической основой для осуществления полетов на другие планеты является синтез православного учения с произведениями научной фантастики, в частности, Жюля Верна, которым очень увлекался и К.Э. Циолковский. «Таким образом, <…> космическая колонизация необходима для поколений прошлого и поколений будущего человечества для решения нравственных и практических задач (перенаселение Земли)» (Лыткин, 2016: 74).
В космической сфере К.Э. Циолковский надеялся реализовать самые фантастические на тот момент идеи: освоение и заселение космического пространства человеком, правда, с оговоркой, что все это события далекого будущего. Интересно, что, по утверждению Циолковского, теория ракетостроения, которая им самим рассматривалась как следствие его философских заключений, вдохновила лучшие инженерные умы на превращение теории в практику и послужила началом космической эры для всего человечества. О том, как главный конструктор ракетных систем С.П. Королёв оценивал влияние идей К.Э. Циолковского на выбор им дальнейшего пути в научно-практической области, рассказывает в первой книге «Отец» его дочь Н.С. Королёва: «…когда мне было всего 17 лет, я мечтал летать на самолетах собственной конструкции. А всего через 7 лет после этого, после встречи с К.Э. Циолковским, беседа с которым, как я уже говорил, произвела на меня огромное воздействие, решил строить только ракеты. Константин Эдуардович потряс нас тогда своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них» (Королёва, 2007: 216). В применении теории на практике ученик оказался не менее гениален, чем его учитель. Циолковский полагал, что реализация на практике идей полета в космос возможна не раньше 2017 года (Циолковский, 1920: 65), Королёв осуществил задуманное на 60 лет раньше. В своих произведениях К.Э. Циолковский описал строение ракеты, технические механизмы для осуществления ее запуска, предположил условия проживания и питания людей во время полета, предвидел необходимость выращивания растений для обеспечения кислородом и продуктами, полет на Луну, выход в космос и даже облик первого космонавта: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола» (цит. по: Леонов, 2020: 108). При всей увлеченности мыслями К.Э. Циолковского С.П. Королёв, отдавая должное его выдающемуся уму, «вере в возможность космоплавания», которая определила профессиональный путь будущего главного конструктора, как-то сказал о нем своей матери: «Мамочка, знаешь, – замечательная идея, но он большой фантазер» (Королёва, 2007: 216). Однако для Циолковского фантазия не являлась синонимом легкомыслия или пустой траты времени; в его статье мы можем прочесть: «Фантастические рассказы на темы межпланетных рейсов несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает полезное дело: вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений» (Циолковский, 1935).
В первой трети XX века в музыке, литературе, поэзии, философии, науке происходит невероятный расцвет: появляется множество талантливых произведений, происходят невероятные открытия. Н.П. Крохина в статье о Ренессансной культуре Серебряного века цитирует Д.С. Мережковского: «Рано или поздно дух человеческий вернется на путь, указанный им, Леонардо [да Винчи], от хаоса к гармонии, от раздвоения к единству, от бури к тишине» (Крохина, 2010: 221), и начало XX века явило миру русских «Леонардо». Среди инженеров, на которых мысли К.Э. Циолковского о ракетостроении оказали решающее влияние при выборе профессии, следует назвать такие имена, как Ф.А. Цандер – первый руководитель Группы изучения реактивного движения (ГИРД), ученый, инженер; Я.И. Перельман – ученый, теоретик межпланетных полетов; М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев – доктора технических наук, исследователи ракетно-космической техники. На подъеме заинтересованности авиацией, ракетостроением, межпланетным сообщением в Москве и Ленинграде появлялись различные общества и секции для изучения возможности осуществления заатмосферных полетов, создавались летные, планерные школы, где занимались в пору своей юности будущие конструкторы авиационной и ракетной техники – С.П. Королёв, Б.Е. Черток, С.Н. Люшин, О.К. Антонов, М.К. Тихонравов, П.В. Флеров и другие. К.Э. Циолковский являлся почетным и пожизненным членом Русского общества любителей мироведения в Ленинграде, почетным председателем Общества изучения межпланетных сообщений в Москве. Необходимо отметить, что за короткое время, буквально за 10 лет был пройден путь от секций и обществ по изучению ракетного дела к созданию Группы по изучению реактивных двигателей и ракетного летания, которая затем была преобразована в Реактивный научно-исследовательский институт. Изучая космос, искусство, философию, математику, инженерные науки, мы изучаем разные грани единого целого. Нас поражает гений Леонардо да Винчи, потому что мы смотрим на него с позиции ограниченного сознания нашего времени, где существует так называемая специализация, однако зачастую изучение одного предмета является ступенью на пути познания другого. Так, например, упоминаемому в философско-религиозном течении космизма концепту «Троичность», «Троица» посвятил свое исследование ближайший сподвижник С.П. Королёва – Б.В. Раушенбах. Примечательно, что доказательство триединства Раушенбах проводит, беря на вооружение логику и математику, поскольку находит тождественный Троице в науке объект – вектор. А работы по изучению им теории перспективы, которые переросли в серьезное изучение изобразительного искусства, начались с необходимости разработки трехмерного изображения для космонавтов при проведении стыковки. Погружение в темы искусства, богословия и философии привели к избранию его председателем научного совета РАН «История мировой культуры». Такие межнаучные пересечения подводят к выводу о широте кругозора ученого, таланте находить логические доказательства своей точки зрения, умении их отстаивать и целостном восприятии картины мира.
К.Э. Циолковский пользовался заслуженным уважением не только в Советском Союзе, но и со стороны своих зарубежных коллег – теоретиков ракетостроения – Германа Оберта, Роберта Годдарда, Макса Валье. Циолковский умел по достоинству оценивать их деятельность: «Все работающие над культурой – мои друзья, в том числе и Оберт с Годдардом» (цит. по: Арлазоров, 1967: 170). В Германии с большим интересом относились к работам русского ученого, идея ракетостроения и освоения космического пространства поддерживалась на правительственном уровне. В 1929 году Герман Оберт в поздравлении К.Э. Циолковскому с днем рождения писал: «Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но постараемся осуществить величайшую мечту человечества» (Арлазоров, 1967: 192). В начале XXI века наиболее успешно идеи, которые развивали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цандер, пытается реализовать на практике американский предприниматель и инженер Илон Маск, вслед за Ф.А. Цандером он мечтает колонизировать красную планету: анонсирует планы строительства ракеты для полета на Марс и берет на вооружение идею выращивания там сельскохозяйственных культур. Стремления И. Маска отвечают словам К.Э. Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» (цит. по: Воробьев, 1940: 9). Темпы освоения космического пространства в 50–60-е годы XX века по интенсивности давали надежду на скорый успех в исследовании Луны, Венеры, Марса, однако технически сложное и дорогостоящее выполнение подобных программ, вероятнее всего, может быть реализовано путем международной кооперации ведущих космических держав. На данный момент в ближайших планах создание совместной российско-китайской лунной программы.
Освоение космического пространства со времен античности до наших дней являлось сферой интереса философов, ученых, писателей, художников, мыслителей – представителей разных стран и культур. «Золотым веком» космонавтики в плане реализации идей на практике был период с конца 1950-х до середины 1970-х гг., по сей день в эпохальных событиях того времени черпают вдохновение современные ученые, инженеры и космонавты. В этой связи наиболее интересным представляется процесс трансформации элит, рассматривающих освоение космоса с позиций гносеологических, научных, политических, экономических. Воспитанные на философских и научных идеях К.Э. Циолковского, будущие корифеи научно-технической элиты осуществили качественный прорыв в другое измерение, создав новую отрасль с «сверхчеловеками» – космонавтами и астронавтами, которые осуществили мечты миллионов. На фоне противостояния СССР – США научно-технические специалисты играли и продолжают играть в космической отрасли ключевую роль, поскольку от них во многом зависят факторы национальной и глобальной безопасности. В начале XXI века развитие гражданского космоса проходит в русле международного сотрудничества ведущих космических организаций – российского Роскосмоса, американского NASA, Европейского космического агентства (ESA), Китайского космического агентства (CNSA), Индийской организации космических исследований (ISRO), Японского аэрокосмического агентства (JAXA), Бразильского космического агентства (AEB), а также совместимости и взаимодополняемости их космических систем. Свою роль играют и частные бизнесмены, включившиеся в исследование космоса, – Илон Маск, Ричард Брэнсон, Джефф Безос, Юрий Мильнер, которые задействовали в научных разработках ученых с мировым именем: космологов и астрофизиков Стивена Хокинга, Ави Леба и Мартина Риса, нобелевского лауреата, астрофизика Сола Перлмуттера, физика Фримена Дайсона и других. Возможно, самым важным философским вопросом является вопрос, в чьих интересах и с какими целями современные элиты рассматривают дальнейшее освоение космоса.
Список литературы
Алексеева, В.И. Циолковский К.Э.: Философия космизма. М.: Самообразование, 2007. 320 с.
Арлазоров, М.С. Циолковский. М.: Молодая гвардия, 1967. 256 с.
Воробьев, Б.Н. Циолковский. М.: Молодая гвардия, 1940 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/tsiolkovskij-zhizn-zamechatelnyh-lyudej-b-n-vorobev/ (дата обращения: 25.04.2024).
Королёва, Н.С. Отец: В 3 кн. Кн. 1: 1907–1938 годы. М.: Наука, 2007. 360 с.
Крохина, Н.П. Антропокосмизм, или Ренессансная парадигма культуры Серебряного века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2010. № 4 (20). С. 219-225.
Леонов, А.А. Время первых. Судьба моя – я сам. М.: АСТ, 2020. 352 с.
Лыткин, В.В. Космизм и российская культура // Наука. Искусство. Культура. 2016. Вып. 4 (12). С. 74-81.
Тумаркина, Л.В. Русский космизм и научная картина мира // Философия и культура. № 9. 2018. С. 1-15.
Фёдоров, Н.Ф. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Прогресс, 1995. 308 с.
Циолковский, К.Э. Бог Милосерд. 1915 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/bog-miloserd/ (дата обращения: 25.04.2024).
Циолковский, К.Э. Вне земли. 1920 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/vne-zemli/ (дата обращения: 25.04.2024).
Циолковский, К.Э. Идеальный строй жизни. 1917 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/idealnyj-stroj-zhizni/ (дата обращения: 25.04.2024).
Циолковский, К.Э. Только ли фантазия. 1935 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya/tolko-li-fantaziya/ (дата обращения: 25.04.2024).