Культурно-историческая теория Выготского и проблема влияния цифровизации на личность
Aннотация
Обращение к культурно-исторической теории обусловлено возрастающим интересом к выработке методологических основ проведения эмпирических исследований в гуманитарной области для компенсации негативных последствий активного внедрения в современную образовательную реальность цифровизации и компьютерных технологий. Цифровизация и введение новых цифровых образовательных платформ требуют адекватного реагирования на их воздействие на ментальное и когнитивное здоровье как подрастающего поколения, так и человечества в целом. В статье предпринята попытка классификации проблем, стоящих перед исследователями, а также перспективных направлений теоретических и практических исследований.
Ключевые слова: Л. С. Выготский, развитие, культурно-историческая теория, цифровизация, антропогенез
Культурно-историческая теория, основы которой заложил Л.С. Выготский, имеет решающее значение для понимания природы развития человека.
Согласно концепции Л.С. Выготского, развитие психики в процессе онтогенеза можно рассматривать как процесс, в ходе которого ребенок присваивает общественно-исторические способы внешней и внутренней деятельности, – процесс интериоризации. Знаково-символическое общение играет ключевую роль в развитии человека как вида в процессе антропогенеза, то есть в процессе его эволюции и формирования современного Homo sapiens. Этот процесс охватывает использование знаков, символов и различных способов передачи информации, которые послужили основой для социального взаимодействия, развития мышления, культуры и языков.
Л.С. Выготский выдвинул идею о том, что развитие ребенка (онтогенез) отражает не только биологическую эволюцию (внутриутробное развитие), но и этапы развития человеческой культуры. При этом врожденные функции психики («натуральные») в процессе взаимодействия индивида с социумом преобразуются в «культурные» функции высшего порядка: представления, вызванные ассоциациями, превращаются в творческое воображение и целенаправленное мышление, механическая память становится памятью логической, а импульсивные действия человек научается преобразовывать в действия произвольные (Выготский, 1984: 14).
Несмотря на все разработки культурно-исторической теории в педагогике, парапсихологии, образовании и философской антропологии, потенциал данной теории еще не до конца раскрыт.
Современным исследователям необходимо в своих работах учитывать продолжающийся процесс антропогенеза. Закономерности развития человека не являются прерогативой исследовательских интересов какой-либо одной науки, а включаются в орбиту целого комплекса гуманитарных и естественно-научных дисциплин для полного раскрытия закономерностей формирования человеческого индивида. В наши дни «перспективным направлением исследований может стать изучение особенностей социальной ситуации развития детей и подростков, чье взросление и социализация разворачиваются в условиях непрерывного взаимодействия с технологиями» (Рубцова, 2019: 124).
Современный переход к информационно-технологическому укладу предъявляет свои требования к культурному осознанию и философскому определению человеческой природы. Цифровые технологии прочно вошли в жизнь, предоставляя нам возможности быстро обрабатывать и передавать огромные объемы информации в удобном формате. Это стало реальностью благодаря динамичному развитию науки и техники последних десятилетий. Сегодня IT-технологии активно внедряются в разные сферы, включая медицину, образование, а также в процесс формирования человеческого индивида; велико их влияние в психологии и педагогике.
Социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью цифровых устройств, накладывает отпечаток на формирование идентичности личности: структурирование окружающего мира, разделение его на социальные группы и формирование связи со своими сообществами. Цифровая социальность формирует рамки поведения, ценностные ориентиры и смыслообразующую наполненность. «Цифровое пространство выполняет специфические функции по формированию идентичности, создавая новые возможности для ее развития, особенно для подростков. Для них цифровое пространство, яркое и мультимедийное, опосредованное знаками, графикой и видео – более “богатое” и относительно безопасное поле для их социального экспериментирования, предоставляющее широкие возможности для коммуникации, самоопределения, самопрезентации, для поиска “своих”, для вовлеченности в эмоциональную близость» (Солдатова, Чигарькова и Илюхина, 2022: 35).
Цифровизация, несомненно, приносит с собой новые возможности в образовании, но одновременно создает и ряд проблем. Появление образовательных платформ, массовое введение IT-компетенций во все сферы жизни человечества ставят перед психологами и педагогами вопросы о влиянии данных процессов на психику ребенка в процессе обучения. «Цифровые технологии интегрируются во все сферы жизнедеятельности, опосредуя процессы социализации на различных этапах развития детства и юношества» (Агеев, Токарчук, Ю., Токарчук, А. и Гаврилова, 2023: 39).
Современные психологические исследования располагают весомыми эмпирическими данными, свидетельствующими о том, что цифровые технологии способны оказывать разноплановое – как позитивное, так и негативное – воздействие на различные компоненты психики, в том числе на когнитивные, регулятивные и коммуникативные процессы (Трофимова, 2021; Кроколева, 2024). «“Экранная культура” и экран компьютера, с которым работает человек в информационной цифровой среде, полностью изменяют сенсорную информацию. Искусственная стимуляция весьма далека от тех носителей, на основе которых и благодаря которым сформировался зрительный анализатор в филогенезе. Фактически речь идет о том, что чувственные, сенсорные основы психики, на основе которых базируются все остальные процессы, приобретают совершенно иной характер, возможно даже в чем-то чуждый естественной стимуляции» (Карпов и Воронова, 2021: 23).
В когнитивной сфере отмечается феномен уменьшения глубины когнитивизации, обусловленный постоянным потреблением электронного контента. Такой режим восприятия информации искажает характер сенсорных впечатлений, которые традиционно служат базисом для формирования многих психических функций (Трофимова, 2021: 292). Стимуляция, опосредованная цифровыми технологиями, существенно отличается от естественной сенсорной стимуляции, что способно приводить к трансформациям фундаментальных основ психики и их отклонению от естественных онтогенетических траекторий (Зинченко, Меньшикова, Баяковский и др., 2010: 56).
При этом цифровой контент преимущественно создается с целью привлечения и поддержания внимания, что ведет к снижению уровня произвольности, являющейся критически важной для сознательной регуляции психических процессов. Несформированность регулятивных механизмов особенно актуальна и представляет опасность для младших школьников. Кроме того, цифровизация оказывает негативное влияние и на процессы памяти, формируя так называемый «синдром амнезии». Практически неограниченный и мгновенный доступ к информационным ресурсам снижает мотивацию к длительному запоминанию, способствует укоренению поверхностных, фрагментарных, кратковременных форм памяти. В результате страдает развитие долговременной, ассоциативной, логической, а также культурно обусловленой (в терминологии Л.С. Выготского) памяти, что может приводить к снижению качества формирования когнитивных структур более высокого порядка (Лангуев и Лангуева, 2023).
Одним из наиболее значимых последствий цифровизации является ее влияние на мышление. В условиях переизбытка данных знания постепенно подменяются простой информацией, а полноценные аналитико-синтетические операции сменяются поверхностным поиском готовых ответов и их безрефлексивным использованием. Это ведет к снижению уровня осмысленного и критического восприятия поступающего материала. При этом широкий и быстрый доступ к массивам информации не компенсирует недостатка развитых когнитивных механизмов, необходимых для глубокого усвоения и переработки знаний (Карпов и Воронова, 2021: 24).
Современные коммуникации опосредствованы цифровыми технологиями, что, в свою очередь, вызывает новые способы деятельности – использование гаджетов для решения как развлекательных, так и образовательных задач. Развитие компьютерных технологий, облегчая многие процессы в обработке информации, несет, тем не менее, огромную угрозу в формировании когнитивных способностей подрастающего поколения. «Тревожно, что среди дошкольников наблюдается рост случаев недоразвития речи (дислексия, дисграфия), причем более 40 % детей, активно использующих гаджеты, сталкиваются с подобными проблемами. У значительного числа детей отмечается задержка речевого развития. Они испытывают трудности с формулированием мыслей по сравнению с предыдущими поколениями» (Трофимова, 2021: 291). Резкая разница пролегает между количеством информации, поступающей ежедневно в общественное поле, и несформированностью когнитивных механизмов, необходимых для ее обработки. Поиск и употребление информации в современных реалиях не подразумевает ее переработки и вычленение знания. Сложные, большие массивы текста вызывают затруднение в их переработке. Знания заменяются контентом. «Представляется, что это наиболее фундаментальный вызов, с которым сталкивается даже не психологическая наука, а психика ребенка. Обилие информации не только не научает, но в какой-то степени ингибирует, блокирует развитие этих механизмов» (Карпов и Воронова, 2021: 24).
Результаты исследований европейских ученых демонстрируют негативное воздействие цифровых технологий на функционирование памяти, мышления и креативных способностей. Данные, полученные нейробиологами, свидетельствуют о том, что реакция мозга при использовании цифровых устройств по многим характеристикам приближается к реакции, наблюдаемой при патологических зависимостях от психоактивных веществ[1]. В этой связи даже был введен термин «цифровое слабоумие» (digital dementia), обозначающий когнитивные нарушения, обусловленные избыточным использованием гаджетов и связанными с этим зависимостями.
В современном детстве ведущим типом деятельности является игра на цифровых устройствах. Если в традиционной игре ребенок является автором правил, сценария развития и создателем действующих лиц в игре, то современные виртуальные игры лишают его этой созидательной творческой направленности. «Цифровая среда предлагает готовые, объективно существующие образы и возможности манипуляции, ограничивая творческую роль ребенка выбором тактики поведения» (Трофимова, 2021: 291).
Параллельно цифровизация значительно видоизменяет социальное взаимодействие, перемещая его преимущественно в сетевое пространство. Замена непосредственного общения виртуальной коммуникацией обусловливает снижение уровня социальной ответственности, ухудшает формирование навыков межличностного взаимодействия. Участники онлайн-общения зачастую испытывают чувство безнаказанности, что провоцирует импульсивные действия и затрудняет конструктивное разрешение конфликтов. Недостаток прямого сенсорного и эмоционального контакта порождает феномен «социальной слепоты» – неспособность адекватно интерпретировать социальные сигналы и пониженный уровень самоанализа (Трофимова, 2021: 292).
Отсутствие опыта самостоятельного решения образовательных задач, опыта коллективного взаимодействия в реальном социуме приводит к деформации или недостаточному формированию эмоционального интеллекта и эмпатии. Особенно опасно раннее приобщение к «цифровому миру», поскольку создание нейронных связей и получение навыков решения логических задач в основном формируется в дошкольном и в раннем школьном возрасте.
Актуален вопрос о потенциальных негативных аспектах «цифрового мира». Понимание важности взаимодействия с реальностью для развития мозга у детей позволяет дать на него ответ. Особенно важен ранний возраст, сензитивный период до 10 лет, когда активно формируются нейронные связи. Окружающая среда, и в частности взаимодействие с ней через цифровые устройства, оказывает определяющее влияние на этот процесс.
Цифровизация подрывает фундаментальные принципы педагогики: знания, ценности, нормы, процесс формирования личности. Традиционная задача педагогики – это гармоничное развитие, подготовка индивида к жизни в обществе. Эта задача охватывает обучение, воспитание, развитие и социализацию ребенка. Влияние на эти аспекты цифровых инструментов приводит к значительным негативным отклонениям в психическом развитии, воспитании и адаптации в социуме. «В отношении негативных моментов отмечено, что для активных пользователей цифровых технологий характерно образное восприятие материала, присущее клиповому мышлению без глубокого осознания информации, затруднено выделение смысла и понимание аналогий между абстрактными понятиями» (Игнатова, Макарова, Степаненко и Багдасаров, 2022: 76).
Цифровизация оказывает деформирующее влияние на развитие психики подрастающего поколения. Многие негативные процессы имеют отложенные последствия, и это станет настолько очевидным для общества, что оно будет вынуждено разработать действенные меры, которые подрастающее поколение не сможет игнорировать. Возможно, благодаря нейропластичности, психика взрослых сможет компенсировать эти негативные последствия, активизируя внутренние резервы. В этой связи предсказание о том, что XXI век станет веком психологии или его вообще не будет, начинает сбываться, хотя и в неожиданной форме. Развитие человечества привело к возникновению новых форм передачи знаний, которые угрожают социализации и формированию когнитивных функций, препятствуют развитию человека.
Пути решения проблем негативного влияния цифровизации на когнитивные способности и память требуют комплексного подхода, включающего индивидуальные стратегии, образовательные инициативы, социальную политику и технологические решения. Вот некоторые ключевые направления, по которым достигнут консенсус:
- осознанное и ограниченное время использования цифровых технологий для подрастающего поколения;
- необходимость чередования офлайн- и онлайн-деятельности (с преобладанием первой);
- ограничение контента с психологически негативными последствиями: тревогой, зависимостью или стрессом.
В связи с последним возрастает необходимость развития критического мышления, обучения навыкам безопасного и эффективного использования технологий, способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность.
В процесс обучения цифровые технологии должны вводиться дозированно: необходимо использовать их для расширения возможностей обучения, а не для замены традиционных методов. Важно найти баланс между использованием цифровых инструментов и традиционными методами обучения.
На современном этапе теоретическое наследие Л.С. Выготского и его школы в полном объеме не применимо без адаптации к текущим социально-культурным условиям. Необходимо модернизировать культурно-историческую теорию в соответствии с реалиями информационного общества и процессами глобализации, а также углубленно проанализировать ее взаимосвязи с другими актуальными психологическими концепциями – когнитивной, нейропсихологией и эволюционной психологией. Такая интеграция позволит расширить потенциал культурно-исторической теории и повысить ее эвристическую и объяснительную ценность. Современное онлайн- и офлайн-взаимодействие приводит к «формированию Я-концепции – сближение цифровой и реальной личностей и формирование нового типа личности как гибридного образования, границы которого расширены за счет цифрового измерения» (Солдатова, Чигарькова и Илюхина, 2022: 35).
Культурно-историческая теория способна выступать концептуальной основой для анализа того, как новые средства коммуникации и формы деятельности трансформируют высшие психические функции и социальные взаимодействия.
С позиции культурно-исторической парадигмы развитие человека представляет собой динамический двусторонний процесс: культура одновременно формирует субъект, но и сама трансформируется его деятельностью. Тем самым познавательные процессы всегда опосредованы культурным контекстом, что ставит под вопрос универсальность и объективность знания, учитывая культурные вариации способов восприятия и интерпретаций реальности. Человек, согласно этой теории, – это не просто биологическое существо, но в первую очередь – социально-культурное, активно осваивающее орудия культуры и формирующее высшие психические функции в процессе взаимодействия и кооперации с другими. Культурный контекст определяет траектории развития личности.
Цифровизация, наряду с новыми возможностями, удобством и увеличением мобильности, оказывает заметное влияние на психическое развитие, выстраивает новый тип личности как гибридного образования, границы которого расширены за счет цифрового измерения.
Классификация исследовательских проблем, связанных с влиянием цифровизации на формирование личности, может быть разнообразной и охватывать различные аспекты. Основные категории и направления, которые могут быть полезны для исследования, включают:
- изучение психологических аспектов влияния цифровизации;
- социальные аспекты ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
- образовательные аспекты;
- этические и философские аспекты.
[1] Снижает IQ и разрушает психику? Как на мозг влияет интернет-зависимость [Электронный ресурс], URL: https://nauka.tass.ru/nauka/21303713?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 12.11.2024).
Список литературы
Агеев, Н. Я., Токарчук, Ю. А., Токарчук, А. М. и Гаврилова, Е. В. (2023), «Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований», Психолого-педагогические исследования, 15(1), 37-55. DOI: 10.17759/psyedu.2023150103. EDN: YSELX
Выготский, Л. С. (1984), «Детская психология», Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4, Педагогика, Москва.
Зинченко, Ю. П., Меньшикова, Г. Я., Баяковский, Ю. М., Черноризов, А. М. и Войскунский, А. Е. (2010), «Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы», Национальный психологический журнал, 1, 54-62. EDN: NXUUWB
Игнатова, Ю. П., Макарова, И. И., Степаненко, В. П. и Багдасаров, А. А. (2022), «Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор)», Психология. Психофизиология, 15(4), 72-83. DOI: 10.14529/jpps220407. EDN: CPLQTB
Карпов, А. В. и Воронова, Т. А. (2021), «Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени», Человеческий капитал, 8(152), 22-28. DOI: 10.25629/HC.2021.08.02. EDN: UMRLPB
Кроколева, С. С. (2024), «Роль метакогнитивных способностей в эффективности усвоения учебного материала с применением чата-GPT», Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V междунар. науч.-практ. конф. 14–15 ноября 2024 г., Рубцов, В.В., Сорокова, М.Г., Радчикова, Н.П. (ред.), Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, 387–403.
Лангуев, К. А. и Лангуева, Е. В. (2023), «Изменение мышления в контексте цифровизации», Мир педагогики и психологии, 3(80) [Электронный ресурс], URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izmenenie-myshleniya-v-kontekste-tsifrovizatsii.html (дата обращения: 15.03.2023). EDN: WIOXMC
Рубцова, О. В. (2019), «Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая)», Культурно-историческая психология, 153, 117-124. DOI: 10.17759/chp.2019150312. EDN: AKJEFV
Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В. и Илюхина, С. Н. (2022), «Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых», Культурно-историческая психология, 18(4), 27-37. DOI: 10.17759/chp.2022180403. EDN: GNSBWF
Трофимова, Е. И. (2021), «Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей», Молодой ученый, 45(387), 291-293. EDN: DQGGWV