Храм Вознесения Господня в заштатном городе Богатый
(опыт микроисторической хроники)
Aннотация
В статье представлены результаты опыта реконструкции церковной микроистории. Несмотря на десятилетия уничтожения документов и артефактов, сохранилось немало источников для восстановления забытой истории церковных храмов и приходов. Многие архивные источники уже оцифрованы и находятся в открытом доступе сети интернет. Яркий пример представляют собой «Курские епархиальные ведомости». Сопоставление и синтез найденного опубликованного и архивного материала позволили воссоздать забытую историю храма Вознесения Господня периода от основания и до рубежа 1917 года в контексте городского прошлого современного села Богатое в Ивнянском районе Белгородской области.
Ключевые слова: заштатный город Богатый, храм Вознесения Господня, священнослужители, церковнослужители, религиозная жизнь, Курские епархиальные ведомости, метрические книги
Введение. История храма Вознесения Господня является нераздельной частью истории заштатного города Богатого. В настоящее время это село Богатое в Ивнянском районе Белгородской области. Селение располагается на холме и у его склонов вдоль реки Пена. До начала XX в. прямая дорога из Обояни в Белгород проходила через Богатое – село, затем город. Плодородные почвы и река создавали удобные условия для жизни поселенцев. Наличие холма над рекой позволяло иметь хороший обзор округи для своевременной защиты от возможных опасностей из южных степей.
Трагические события двадцатого века уничтожили прежнюю жизнь, большую часть ее следов, среди прочего и память о храме и о церковной жизни. В нашем исследовании на основе сохранившихся источников восстанавливается дореволюционная история храма и его прихода. В рамках микроисторического подхода проводится анализ найденных документов, где имеются упоминания и описания храма и происходивших событий. Каждое упоминание, имя, статистические данные или небольшое событие позволяют реконструировать обстановку и жизнь общины храма. Основными источниками исследования стали, во-первых, ревизские сказки, где упоминаются священнослужители храма; во-вторых, дела храма из Российского государственного исторического архива (РГИА), Института истории материальной культуры РАН (ИИМК), Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Государственного архива Курской области (ГАКО), Курского областного краеведческого музея (КОКМ) и Государственного архива Белгородской области (ГАБО), в которых отражены текущие проблемы храма; в-третьих, метрика храма и клировая ведомость, где представлена общая информация о материальном положении храма; в-четвертых, издания «Курских епархиальных ведомостей» (КЕВ), где находим информацию о священнослужителях и некоторых событиях в жизни прихода; в-пятых, метрические книги, где зафиксированы имена священнослужителей и совершаемые в храме таинства; в шестых, периодические издания, где содержатся общие статистические сведения о храме и селении. Хронологически исследование стремилось охватить целостную историю от зарождения и до революции 1917 года, после которой храм был закрыт, а вскоре и разрушен.
***
О времени возникновения храма «Метрика» 1887 г., состоящая из опросных листов, сообщает: «ни достоверных сведений, ни народных преданий об основании церкви нет» (РО НА ИИМК РАН. Р-III. Оп. 1. Д. 2680. Л. 1 об). Период с начала XVIII в. и до середины XIX в. удается реконструировать на основе фрагментарных сведений.
Первые сведения о населенном пункте Богатое в статусе села встречаются в архивных перечнях южнорусских уездов за 1688 г. Использование термина «село» в официальных документах этого периода указывает на существование в поселении церковного прихода.
В историческом документе «1-я Ревизская сказка» за 1720 г. содержится упоминание о «селе Богатом», где сообщается о Вознесенском храме с конкретными данными о клире: «поп Анисим 58 лет, ... Поп Иосиф 47 лет» (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1283. Л. 97). Этот источник является первым свидетельством о существовании в селении храма.
В житии святителя Иоасафа сообщается, что в 1752 г. он оплатил сыну церковнослужителя из села Богатого Савелию Кошлакову обучение в г. Харькове (см.: Иоасаф, 1752). Так же сообщается, что святитель Иоасаф «часто обозревал свою епархию» (КЕВ, 1905, № 35-36) и посетил все приходы. Отсюда следует, что он посетил село Богатое минимум один раз.
При получении Богатым в 1780 г. статуса города храм становится соборным и состоит в разряде двухкомплектных.
В государственном архиве Курской области хранятся метрические книги храма Вознесения Господня начиная с 1776 г., на основе которых можно составить список священнослужителей:
священник Тимофей Ильич Кошлаков (1776–1787 гг.) (ГАКО. Ф.20. Оп.2. Д. 17);
диакон Иоанн Кошлаков (1783–1786 гг.) (ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2642);
священник Федор Кузьмич Кошлаков (1781–1788 гг.) (ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 206.);
протопоп Василий Александрович Иванов (1782 г.) (ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2642.);
священник Елисей Вороновский (до 1787 г.)
священник Стефан Кириллович Соловьев (ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2642.).
В «Ведомости к генеральному плану Богатинскаго уезду» (РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 566), датируемой 1785 г., сообщается: «в предместье города находились: деревянная церковь во имя Вознесения Господня» (РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 566.), что означает наличие храма в черте города в конце XVIII в. Второй источник этого же года «Описание Курского наместничества» содержит краткое, но всестороннее статистическое описание города Богатый: «Строение в городе: всё деревянное, церковь 1» (Ларионов, 1786). Это описание позволяет представить, как выглядело селение и каков был быт его жителей в конце XVIII в.
В разработанном в 1785 г. «Прожектированном плане города Богатого» (Атлас, 1785) черным крестом отмечена существующая деревянная соборная церковь (рис. 1). К югу от нее двумя крестиками красного цвета помечены проектируемые каменные храмы. Несмотря на активное развитие Богатого в этот период, включая рост церковной инфраструктуры, возведение каменных церквей так и не состоялось, и причины этого остаются неясными.
Рис. 1. Проектный план города Богатого в Атласе Курской губернии 1875 г.
Fig. 1. Project plan of the city of Bogatye in the Atlas of Kursk Province, 1875.
В аспекте образовательного уровня священнослужителей периода конца XVIII в. о клире Вознесенской церкви сообщается следующее: «в соборной церкви оба протоиерея были с богословским образованием» (КЕВ, 1899, № 27). Предположительно, речь идет о ранее упомянутых священнослужителях, благочинном протопопе Стефане Соловьеве и священнике Тимофее Кошлакове, что подчеркивает высокий статус местного клира.
К концу XVIII в. церковь обветшала, и в 1794 г. была построена новая (ГАКО. Ф. 1691. Оп. 1. Д. 532. Л. 10.). Самое раннее описание этой церкви датируется 1844 г.: «Построена в 1794 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с полукаменной колокольнею, крыша покрыта железом, ограда деревянная» (ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2645) (рис. 2).
Рис. 2. Запись об обновленном здании Вознесенской церкви (ГАКО)[1]
Fig. 2. Record of the renovated building of the Ascension Church (State Archives of the Kursk Region)
Текст 5-й ревизии, датируемой 16 марта 1795 г., сообщает: «Вознесенская трехприходная соборная церковь находящиеся при ней в действительном служении протопоп Василий Иванов сын Александрович, священники: присутствующий Стефан Кириллов сын Соловьев и Тимофей Ильин сын Кошлаков» (ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 206. Л. 177-180.). Исходя из описания, церковь имеет статус соборной, где совершают служение три священника: один протопоп и два священника.
На основе сохранившихся метрических книг удается составить список священнослужителей церкви первой половины XIX в.:
благочинный протопоп Стефан Кириллович Соловьев (1788–1835);
священник Александр Тимофеевич Кошлаков (1802–1823);
священник Василий Стефанович Соловьев (1823–1845), в период с 1835 по 1845 г. упоминается в должности благочинного;
священник Павел Семенович Федюшин (1818–1837) (ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 749. Л. 26-33об.);
диакон Гавриил Андреевич Кошлаков (1834);
диакон Петр Алексеевич Кошлаков (1834) (ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 749. Л. 26-33об.);
священник Петр Курасовский (1833–1845) (ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2642, 2644, 2645.);
священник Стефан Тимофеевич Попов (1835–1845) (ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2642, 2644, 2645.).
Священник Павел Семенович Федюшин, имея пятерых сыновей и двух дочерей, в 1835 г. (по записям метрических книг 1837 г.) отправился с семьей на служение в Тобольскую епархию. Причиной перевода стали невысокие доходы, на которые ему было не просто содержать многодетную семью. Известно, что двое сыновей, родившихся еще в Богатом, стали священниками: протоиерей Алексей и протоиерей Матфей, и много лет прослужили в Тобольской епархии (см.: ТЕВ, 1897, № 3).
Необходимо отметить, что с периода пребывания на Белгородской кафедре святителя Иоасафа (Горленко) (1748–1754 гг.) и до 1840-х гг. в архивных документах упоминаются священно- и церковнослужители с фамилией Кошлаковы. Около 100 лет представители династии Кошлаковых совершали в храме служения.
После утверждения Богатого в статусе города (1788 г.) было создано Богатенское благочиние с центром в Вознесенской церкви, упраздненное в 1845 г. Благочинным являлся настоятель храма.
30 ноября 1844 г. архиепископ Курский и Белгородский Илиодор подает в Святейший Синод донесение, которое рассматривается 8 декабря 1844 г. В донесении ставился вопрос об изменении статуса Вознесенской церкви с соборной на приходскую, так как «в заштатных городах соборам быть не положено» (РГИА. Ф. 796 Оп. 125. Д. 1717. Л. 7 об.). Штат церкви в это время был таков: «Протоиерей, два Священника, Диакон и четыре причетника» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 9об.). Прихожане делились по ведомствам:
«а) Военному и дворянскому 43.
б) Купеческому и мещанскому 136.
в) Государственных крестьян 694.
г) Подданых малороссиян 724.
Итого 1597» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 10, 13, 13об.).
Сообщались также иные статистические сведения: «При Богатенской Вознесенской приходских дворов 399, в них мужского пола 1597, женского 1652 души, земли 60 десятин, да отведенной до 1835 года 30 четвертин» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 1 об.).
Архиепископ Илиодор предлагает сократить штат до: «2-х священников, 1-го диакона, 2-х дьячков, и 2-х пономарей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 3 об.). 30 декабря 1844 г. в Святейшем Синоде потребовали сведения о наличии в заштатном городе Богатый других церквей, помимо Вознесенской, и какой прежний штат существовал при церкви до внесенных предложений об изменениях, и к каким ведомствам и состояниям (сословиям) принадлежат прихожане церкви (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 8 об.).
7 февраля 1845 г. архиепископ Илиодор сообщает, что «в Богатом существует только одна Вознесенская церковь, для которой предполагается учредить новый штат» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 12 об.). Прежний штат состоит из: «протоиерей, два священника, диакон, два дьячка и два пономаря» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 9 об., 13.).
8 февраля 1845 г. на повторном слушании в Святейшем Синоде Архиепископ Илиодор предлагал сделать «причт из двух священников, диакона и четырех причетников». Рассмотрев предложение и учитывая полученные сведения о храме и прихожанах церкви заштатного города Богатый, которые «принадлежали большею частью к сельскому подушному состоянию» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 11.), «Святейший Синод не усматривает достаточного основания учреждать» причт в том составе, в каком «предназначает Епархиальное начальство» (там же).
9 февраля 1845 г. Святейший Синод резолюцией «представление Архиепископа Курского» «оставил без исполнения» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 14.). Принято решение «ввести в действие штат Сельских причтов» (там же) в составе: «При Вознесенской церкви заштатного г. Богатого, которая вместе с сим также обращается в приходскую, назначить причт из 2-х Священников, 1-го Диакона, 2 Дьячков и 1-го пономаря» (РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717. Л. 11об.). С этого времени исчезает из источников упоминание о Богатенском благочинии.
Реконструкция указанных событий основана на разрозненных материалах. С 1871 г. систематическую информацию о религиозной жизни уездного города Богатый удается восстанавливать благодаря публикациям в газете «Курские епархиальные ведомости», выпуск которой продолжался до 1918 г.
Согласно данным за 1873 г., при Вознесенской церкви числились: «настоятель 1, его помощник 1, псаломщиков 2» (КЕВ, 1873, № 17). В том же году Святейший Синод рассмотрел дело о хищении средств из церковной кассы: «Из означенной Вознесенской церкви, через поднятие в окне рамы неизвестно когда и кем похищено из сундука 164 руб. 64 коп. серебром церковных денег». Решением Синода курскому епископу предписали провести расследование инцидента: «а) почему в упомянутой церкви вопреки циркулярным указам Святейшего Синода от 29 октября 1865 года и 15 октября 1869 года хранилось денег более 100 рублей, б) по какой именно причине причт и староста этой церкви покрываются неизвестностию о времени покражи денег из церкви, когда по силе Выс. утв. 17 Апреля 1808 г. Инструкц. церковн. старост ст. 9 освидетельствование церковных сумм должно производиться непременно по прошествии каждого месяца, и в) какое распоряжение сделано со стороны Епархиального начальства по несоблюдению причтом и старостою означенной церкви изложенных в приводимых указах Св. Синода правил» (РГИА. Ф. 796. Оп. 154. Д. 1499. Л. 2.).
Согласно ведомости «о назначении пособия лицам, о коих ходатайства поступили с 11 октября 1890 года по 25 марта 1891 года» (КЕВ, 1891, № 47), где упоминается вдова священника Лариса Введенская из заштатного города Богатого, следует, что до 1878 г. в Вознесенской церкви служил священник с фамилией «Введенский».
Священнослужители и церковнослужители:
священник Василий Воздвиженский (? – 20 января 1882 – 14 февраля 1889) (КЕВ, 1832, № 3, 7);
священник Иоанн (Иаков) Огнивцев (16 февраля 1889 – 11 Ноября 1905) (КЕВ, 1906, № 26);
священник Феодор Введенский (27 декабря 1905 – 1917 – ?);
диакон Яков Булгаков (? – 1890 – ?);
диакон Иоанн Фильшин (13 июня 1907 – 1917 – ?) (КЕВ, 1907, № 24);
псаломщик Матфий Гудимов (5 апреля 1908 – 1917 – ?) (КЕВ, 1908, № 32).
В 1887 г. Воздвиженский возглавил список шести священнослужителей епархии, которых рекомендовали к награждению «установленными для духовенства знаками отличия» (КЕВ, 1887, № 13), решение мотивировали «в уважение одобрительной аттестации» (КЕВ, 1887, № 13). Этот факт подчеркивает высокую оценку его служебной деятельности.
В этом же 1887 г. священник Василий Воздвиженский заполнил метрику, благодаря чему можно восстановить часть утраченной истории этой церкви. В документе подробно описываются внешние характеристики строения. В остальном, храм святынь и иных ценностей не имел (РО НА ИИМК РАН. Р-III. Оп. 1. Д. 2680) (рис. 3).
Рис. 3. Первая страница «Метрики», заполненной в январе 1887 г. священником Воздвиженской церкви Василием Воздвиженским[2].
Fig. 3. The first page of the “Metrica”, filled out in January 1887 by the priest of the Church of the Exaltation of the Cross, Vasily Vozdvizhensky.
На приходе случались и скандальные ситуации, в результате чего на священника наложили епитимию и перевели на другой приход. Священник Василий Воздвиженский недобросовестно совершал богослужения по причине злоупотребления алкоголем, за что 14 февраля 1889 г. «на основании 187 и 191 статьи устава духовной консистории, навсегда удален от занимаемого им в том приходе места, с тем, чтобы по отбытии наложенной епитимии, подал прошение об определении в другой приход» (КЕВ, 1889, № 7).
Через два дня, 16 февраля 1889 г. вакансия была закрыта: «священник села Сырцева Обоянского уезда Иоанн Огнивцев перемещен, согласно прошению, в заштатный город Богатый» (КЕВ, 1889, № 8).
В 1890 г. в Богатом освящена новая церковь, построенная так же из дерева (ГАБО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 45. Л. 150.). При этом в официальном издании епархии («Курских епархиальных ведомостях») не сохранилось сведений о проведении обряда освящения храма архиереем. Вероятно, чин освящения церкви был совершен благочинным округа или кем-то из местных священнослужителей.
В «Курских епархиальных ведомостях» сообщается о планах епископа Курского Иустина совершить в мае и июне 1890 г. объезд приходов. Объезд 12 мая завершался остановкой с ночлегом в Богатом (КЕВ, 1890, № 16).
В «Справочнике по приходам Курской епархии» сообщается, что в числе клира должность псаломщика занимал Василий Соловьев (Справочная тетрадь …, 1890). Из списка следует, что в храме служение на должности псаломщика исполнял один из потомков династии Соловьевых, которые в первой половине XIX в. служили здесь же.
Епископ Курский Иустин 31 января 1891 г. для поверки церковных сумм из числа прихожан храма утвердил «мещанина Николая Марьенкова и крестьянина Илью Мухина» (КЕВ, 1891, № 7). В соседних населенных пунктах аналогичные должности занимали исключительно крестьяне, что подчеркивает специфику сословного состава прихожан в Богатом.
На 1898 год Вознесенская церковь относилась к 5-му округу, штат состоял из 1 священника, 1 диакона и 1 псаломщика. Жил священник в церковном деревянном доме. К храму относились 3 деревни. Отсюда следует, что после 1845 г. штат сократился с двух до одного священника (Справочная тетрадь …, 1898).
В 1902 г. издается сборник «Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии», в котором ничего не сообщается о святынях, хранящихся в Вознесенской церкви (см.: Златоверховников, 1902).
11 ноября 1905 г. умирает священник Иаков Огнивцев (КЕВ, 1906, № 26), и на вакантное место 27 декабря 1905 г. назначается священник Феодор Введенский (КЕВ, 1907, № 1). Настоятелем храма он был до самой революции 1917 года (ГАКО. Ф. 483. Оп. 1. Д. 22. Л. 49-50.). Более полутора месяцев храм был без настоятеля. Учитывая, что новый настоятель имеет такую же фамилию, как и священник, который служил в этом храме до 1878 г., есть основания предположить, что священник Федор Введенский – сын, или внук, или родственник священнику, который служил здесь ранее, и, весьма вероятно, похоронен на кладбище около церкви. 28 января 1906 г. священник Феодор Введенский назначается законоучителем в Богатенском народном училище (КЕВ, 1906, № 7-8), что свидетельствует об уровне образования нового настоятеля. Священник Федор Введенский активно включился в жизнь прихода.
Епископ Белгородский Иоанникий в рамках объезда церквей Обоянского уезда в воскресный день 22 июня 1908 г. приезжает в заштатный город Богатый, где совершает вечернее богослужение и ночует. На следующий день он совершает Божественную литургию (КЕВ, 1908, № 25). Примечательно, что во время архипастырского визита по уезду епископ отслужил Всенощное бдение и Литургию только в двух храмах – в селе Верхопенье и в Богатом. По итогам инспекции священник Фёдор Введенский получил рекомендацию к поощрению «за ревностное пастырское служение, педагогические труды и попечение о благоустройстве церкви и школы» (КЕВ, 1910, № 8), что свидетельствует об очень добросовестном исполнении им своих обязанностей.
17 июня 1910 г. специально собранной комиссией в церкви была проведена «Страховая оценка» (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 760. Л. 5-5 об.). Благодаря этим документам удается узнать подробности о материальном положении церкви заштатного города Богатый.
В состав Курского миссионерско-просветительного братства периода 1914–1916 гг. входили представители духовенства из Богатого, что свидетельствует об активной просветительской деятельности на приходе (КЕВ, 1914, № 47; 1916, № 3-4).
В дореволюционной России существовала должность епархиального миссионера, в задачи которого входила антисектантская деятельность. В одном из отчетов за 1915 г. о храме в заштатном городе Богатый находим следующее: «сильная пропаганда (баптистов) наблюдалась в слободе Венгеровке и отчасти в заштатном городе Богатом» (КЕВ, 1917, № 4-5). Упоминается имя баптиста Ивана Черкашина, который вел активный спор с епархиальным миссионером (КЕВ, 1917, № 6-7). Из совокупности фактов следует, что священнослужители храма вели активную просветительскую деятельность, но ее было недостаточно, что вызвало необходимость привлечения более компетентных в этом деле священнослужителей из епархии.
«Клировая ведомость Вознесенской церкви г. Богатого», составленная в 1917 г., служит важным источником для изучения дореволюционной истории храма, фиксируя его состояние накануне радикальных социальных преобразований. Согласно документу, здание церкви, возведенное в 1890 г. на средства прихожан, представляло собой деревянную конструкцию на каменном фундаменте с комбинированной (деревянно-каменной) колокольней и железной кровлей. Интересно, что данное описание практически дублирует характеристики предыдущего храма, построенного в 1794 г., что указывает на преемственность архитектурных традиций.
В храме имелась вся необходимая утварь, а штат включал священника, диакона и псаломщика. Церкви принадлежало 66 десятин усадебной земли с погостом в трех верстах от здания, тогда как жилые дома клира находились в частной собственности. Из хозяйственных построек упомянута лишь деревянная сторожка, в которой размещалась церковная школа с 210 учащимися (140 мальчиков и 70 девочек). Документация храма включала опись имущества (ведется с 1857 г., проверена в 1909 г.), метрические книги (с 1790 г.) и исповедальные росписи (с 1794 г.). Библиотека насчитывала 38 томов, а образовательная инфраструктура прихода состояла из земской и церковно-приходской школ. Церковным старостой с 1905 г. значился С.Н. Марьенков. Финансовое состояние храма характеризовалось как стабильное, без указания на дефицит доходов (ГАКО. Ф. 483. Оп. 1. Д. 27. Л. 47-48.).
Послужные списки священнослужителей содержат подробную информацию о причте храма, включая возраст, образование, награды, год назначения в Вознесенскую церковь, информацию о детях и имуществе. Согласно этим документам, до закрытия прихода последние точно известные имена служителей: священник Федор Введенский (возраст 51 год), диакон Иоанн Иоаннов Фильшин (возраст 38 лет), псаломщик Матвей Федорович Гудимов (возраст 41 год).
Фотографий храма найти не удалось. В фондах Курского государственного краеведческого музея сохранилась зарисовка заштатного города периода начала ХХ века, на ней имеется и изучаемая Вознесенская церковь (рис. 4).
Рис. 4. Фотография рисунка города Богатого, на котором виден храм Вознесения Господня[3]
Fig. 4. Photograph of a drawing of the city of Bogaty, in which the Church of the Ascension of the Lord is visible
Как поясняют сотрудники Курского краеведческого музея, информация о том, когда был сделан сам рисунок, в учетной документации отсутствует. В коллекции имеется несколько фотографий подобных рисунков, все они поступили в музей в начале прошлого века. После войны книги поступлений были переписаны, и в строке источник поступления у этих предметов значится: из старых поступлений (то есть принято в музей в первые годы его существования). Кроме названия никакой информации об этой фотографии нет.
Храм в левой части рисунка – это описываемая в статье церковь с. Богатое. Почти по центру вдали виднеется еще один храм. В Богатом храм был один, поэтому, вероятней всего, это храм села Вышние Пены, которое находится на противоположном холме через луг. Нам встретилась информация, что этот храм сгорел 15 августа 1908 г. (КЕВ, 1908, № 35: 667). О постройке другой церкви в Вышних Пенах сведений не найдено, и вряд ли храм был быстро восстановлен, а значит, по-видимому, рисунок на фото сделан до августовского 1908 г. пожара.
* * *
Сохранившиеся источники позволяют временами фрагментарно, тем не менее, более-менее полно воссоздать забытую историю храма. Храм в Богатом существовал практически с момента основания селения и развивался совместно с ним: от приходского к соборному и центру благочиния в уездном Богатом, а после вернулся к статусу приходского в заштатном городе. В храме в разные периоды совершали служение две семейные династии, Кошлаковы и Соловьевы. Уровень образования священнослужителей был неплохой, хотя никто духовную академию не оканчивал. За редкими исключениями, священнослужители добросовестно выполняли свои служебные обязанности, а также активно занимались образовательной и воспитательной деятельностью. Точно известно, что до революции 1917 г. было построено три церкви, все деревянные, раз в столетие храм перестраивали по причине обветшания. Не исключено, что в XVIII в. была еще одна церковь. В плане архитектуры храмы были очень похожи. Уникальных вещей или святынь в храме не имелось, но ко времени закрытия в начале ХХ в. храм был полностью укомплектован богослужебной утварью, имелась обширная библиотека и сохранились все метрические книги, что свидетельствует о добросовестности священно- и церковнослужителей.
[1] ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2645. Метрическая книга Вознесенской церкви города Богатый за 1845 г. (лист, вшитый между главой о записи браков и главой о записи умерших).
[2] РО НА ИИМК РАН. Р-III. Оп. 1. Д. 2680.
[3] Предмет № КОКМ 10682 ГК 55370775 «Фото Заштатный город Богатый. Курская губерния. 1-я пол. XX в. Фотобумага. 16х28 см». Фонд хранения «Фотографии» Курского областного краеведческого музея.
Список литературы
Источники:
Атлас Курской губернии 1785 года.
ГАБО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 45.
ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2645.
ГАКО. Ф. 1691. Оп. 1. Д. 532.
ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 206.
ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2642, 2644, 2645.
ГАКО. Ф. 483. Оп. 1. Д. 22.
ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 749.
Златоверховников, Н. И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии / Описал Н.И. Златоверховников. Курск: Кур. губ. стат. ком., 1902.
Курские епархиальные ведомости. Часть официальная. 1873, № 17; 1882, № 3; 1882, № 15; 1882, № 16; 1887, № 16; 1888, № 15; 1889, № 7; 1889, № 8; 1890, № 16; 1891, № 5; 1891, № 7; 1891, № 47; 1892, № 49; 1894, № 12; 1899, № 27; 1905, № 35-36; 1906, № 1; 1906, № 3-4; 1906, № 7-8; 1906, № 9; 1906, № 26; 1907, № 24; 1908, № 25; 1908, № 32; 1908, № 35; 1909, № 2; 1910, № 8; 1911, № 25; 1911, № 38; 1914, № 3; 1914, № 47; 1916, № 3-4; 1917, № 4-5; 1917, № 6-7.
Ларионов, С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нём известий вкратце собранное. Москва: вольная типография Пономарёва, 1786.
Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах. Храм во имя Вознесения Господня, Курской губернии Обоянского уезда заштатного города Богатого (январь, 1887 г.) // РО НА ИИМК РАН. Р-III. Оп. 1. Д. 2680.
Предмет № КОКМ 10682 ГК 55370775 «Фото Заштатный город Богатый. Курская губерния. 1-я пол. XX в. Фотобумага. 16х28 см». Фонд хранения «Фотографии» ОБУК «Курский областной краеведческий музей»
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1283.
РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 566.
РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1717.
РГИА. Ф. 796. Оп. 154. Д. 1499.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 760.
Росписание городских и сельских приходов церквей и причтов Курской епархии. 1887 год.
Справочная тетрадь о церквах Курской епархии и составе их причтов. Курск. Типография Губернского правления, 1890.
Справочная тетрадь о церквах Курской епархии и составе их причтов. Курск. Типография бр. Н. и И. Ваниных, 1898.
Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1 февраля 1897 года, выпуск № 3. С. 19-26.
Указ Св. Иоасафа от 15 октября 1752 года № 348.