КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИГРАНТАМИ В УРБАНИЗИРОВАННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В данной статье рассмотрены особенности взаимодействия в урбанизированном пространстве с Другими, Чужаками, Не-нами (в значении особого социального типа поведения), которое является следствием индивидуальных миграций. Даны теоретические основания отличий категорий «чужак», «маргинал», «чужаки». Анализируются следующие вопросы: в чем опасность «чужаков»? Как мигранты отстаивают свои интересы и символическую территорию в условиях ограниченности ресурсов? К чему приводят попытки «стерилизации» публичных пространств? и др. Начало рассмотрению данного вопроса в социологии положил Георг Зиммель, отмечавший главенствующую роль денег в детерминации общественной жизни. Далее вопросы чуждости стали объектом исследования Чикагской школы социологии: Роберт Парк также отмечал особую роль миграции в формировании современных обществ и появлении особого социального типа – маргинального человека. Исследованием социального типа «чужак» с феноменологической точки зрения занимался Альфред Щюц, его интересовал процесс сближения чужака с группой и происходящие при этом трансформации как в сознании чужака, так и в сознании группы. В период пика массовых индивидуальных миграций Зигмунд Бауман пишет уже не о чужаке, как об отдельном индивиде, а о чужаках, тем самым демонстрируя алармистские настроения. Также рассмотрена концепция Лин Лофланд о визуальном восприятии публичных пространств и категоризации в них чужаков на «знакомых» и «реальных», что приводит к стремлению доминирующей группы «стерилизовать» общественное пространство. Феномен «стерилизации» публичных пространств рассмотрен через попытки запрета исполнения лезгинки в общественных местах и ношения хиджабов в образовательных учреждениях России (посредством освещения в СМИ ситуаций взаимодействия с «чужаками» или характеризуемых как «ситуации социального исключения»).
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.