К апокалипсису и обратно. Время в проекте «нового человека» 20-х годов XX века
Феномен русской революции не теряет своей актуальности по прошествии более чем ста лет после 1917 года и сегодня приобретает новые смыслы, объединяясь с проблемами легитимности, суверенности, медиа, а также фундаментальными проблемами насилия, террора, времени и многими другими. В статье предпринята попытка опереться на трактовку революции как события–разрыва (А. Бадью), в том числе и разрыва времени, отменяющего привычное его течение и создающего новый временной отсчет; соединив это понимание времени как конструкта с рефлексией апокалиптичности времени в восприятии русских мыслителей конца XIX – начала XX вв., прежде всего, Н.А. Бердяева, писавшего о двояком времени Апокалипсиса как о конце времени – вечности, а также как о «дурной бесконечности». Такой синтез дает возможность проследить изменение представлений о времени до 20-х годов XX века в движении к Апокалипсису и возвратному в контексте идей о «новом человеке». «Новый человек» из жертвующего собой революционера-террориста, принимающего идею конца времени, трансформируется в деятельного творца, в том числе творца времени в репрезентациях Д. Вертова, предстает объектом педагогического воздействия и актором проективного времени у А.В. Луначарского, а также продуктом машинного воздействия у А. Гастева, сближающего до предела объективное время и время индивидуальное, субъективное, скрывающее время-конструкт самого проекта «нового человека».
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бадью, А. Этика. Очерк о сознании зла. СПб.: Machina, 2006. 126 с.
Бердяев, Н. Вечность и время // Вестник русского студенческого христианского движения. 1935. № 3. С. 27-33.
Бердяев, Н. Миросозерцание Достоевского. М.: Хранитель, 2006. 254 с.
Гастев, А.К. Восстание культуры. Харьков: Молодой рабочий, 1923b. 44 с.
Гастев, А.К. Как надо работать: практическое введение в науку организации труда. Центр. ин-т труда «ЦИТ». М.: Экономика, 1966. 472 с.
Гастев, А.К. Поэзия рабочего удара. М.: ВЦСПС, 1923a. 202 с.
Гастев, А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. 343 с.
Герцен, А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. Т. 6. / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. 549 с.
Гюнтер, Х. Революция – утопия – Апокалипсис. Социальные аспекты утопического сознания // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 4 (9). С. 10-14.
Кравченко, А. Создание нового советского человека. Лекция 3. Как большевики превращали человека в машину, чего они хотели от детей и зачем были нужны пионеры // Арзамас. История русской культуры. Между революцией и войной [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1499 (дата обращения: 29.07.2021).
Кропоткин, П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1990. 526 с.
Луначарский, А.В. Воспитание нового человека: Обработанная стенограмма лекции, прочитанной 23 мая 1928 г. в Ленинграде. Ленинград: Прибой, 1928. 48 с.
Никольский, С.А. Русское мировоззрение. Т. III. «Новые люди» как идея и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40-х – 60-х годов ХIX столетия. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 710 с.
Новиков, С.Г. Проектирование «нового человека» в Советской России 1920-х годов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 1 (57). С. 161-174.
Ропшин, В. (Савинков, Б.) Конь бледный. Мюнхен: Edition Neimanis, 1974. 139 c.
Ткаченко, И.А. Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX – первой половины XX вв.: автореферат дис. ... канд. культурологии. Шуя, 2007. 21 с.
Фишева, А.А. Образ «нового человека» в советском кинематографе в 1930-е гг. // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 144-157 [Электронный ресурс]. URL: http://vestospu.ru/archive/2020/articles/13_33_2020.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2020.33.13 (дата обращения: 29.07.2021).