Категоризация цвета в детском возрасте (0-7 лет): обзор современных исследований
Изучение категоризации цвета у детей представляет большой интерес для исследователей из разных областей науки и содержит значительный потенциал прикладного характера. Однако в первую очередь данный вопрос является уделом когнитивной лингвистики, нейропсихологии, педагогики и культурологии.
Для оценки актуальных направлений в изучении категоризации цвета в дошкольном возрасте был произведен отбор эмпирических исследований в базах данных Google Scholar, eLIBRARY.RU, ScinceDirect, ResearchGate, которые далее были распределены в зависимости от возраста информантов на три группы: категоризация цвета в периоды младенчества (от 0 до 1 года), раннего детства (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Для каждой группы были описаны когнитивные и лингвистические особенности, связанные с процессами категоризации и концептуализации, проанализирована методология и степень ее вариативности, рассмотрены наборы цветовых стимулов, применявшихся в исследованиях, обозначены основные результаты отобранных исследований в соответствии с указанной периодизацией детства.
Проведенный анализ научных публикаций показал, что исследователи уделяют больше всего внимания изучению категоризации цвета в возрастной группе детей от 3 до 7 лет – это можно объяснить большей степенью готовности детей к выполнению экспериментальных задач и возможностью привлечения различных средств для погружения ребенка в игровую ситуацию, что позволяет удерживать его внимание и существенно разнообразить структуру и содержание выполняемых задач. Кроме того, этот возраст интересен с точки зрения освоения детьми цветонаименований и их связи с цветовыми категориями. Поэтому задачи наименования и понимания в различных вариациях используются исследователями больше всего в обозначенной возрастной группе. Количество категорий цвета, изучение которых проводилось в рамках отобранных исследований, увеличивается прямо пропорционально возрасту информантов: 2–4 категории в период младенчества, 3–11 категорий в период раннего детства и 7–22 в дошкольный период. Влияние языка и культуры на процесс формирования категорий цвета представляет собой перспективное направление в данной области исследований, так как среди отобранных публикаций информантами в основном были представители англоязычной культуры, монолингвы, что не позволяет говорить о культурном или языковом разнообразии проведенных исследований и, следовательно, требует дальнейшего изучения.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Гончаров, О.А., Князев, Н.Н. Языковые и возрастные аспекты категориального восприятия цвета // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 40-48.
Гончаров, О.А., Романов, С.Г. Категориальные эффекты различения цветов (в трех частях) // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 2. С. 25-42 (Часть 1); 2013. № 4. С. 13-37 (Часть 2); 2014. № 4. С. 77-108 (Часть 3).
Гончаров, О.А., Романов, С.Г. Категориальное восприятие цвета у детей с различными профилями межполушарной асимметрии // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 5-19.
Грибер, Ю.А., Милонас, Д. Картография цвета: эмпирический анализ цветонаименований русского языка // Человек и культура. 2015. № 6. С. 64-94.
Alvarez, V.A., Sabatini, B.L. Anatomical and physiological plasticity of dendritic spines // Annual Review of Neuroscience. 2007. Vol. 30. P. 79-97.
Berlin, B., Kay, P. Basic Color Terms: Their Universality and Evolution. Berkley: University of California Press, 1969.
Biological origins of color categorization / Skelton, A.E., Catchpole, G., Abbott, J.T., Bosten, J.M., Franklin, A. // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2017. Vol. 114. No. 21. P. 5545-5550.
Categorical effects in children's colour search: A cross linguistic comparison / Daoutis, C.A., Franklin, A., Riddett, A., Clifford, A., Davies, I.R. // British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24. No. 2. P. 373-400.
Fang, F., Fang, G., Xi, H. A re-exploration of the ability of free classification in preschoolers // Psychological Science (China). 1991. Vol. 1. P. 16–22.
Fateminia, M., Ghotbabadi, T.D., Azad, K.M. Perceptions of the taste of colors in children and adults // Color Research & Application. 2020. Vol. 45. No. 4. P. 743-753.
Fiske, S.T. Stereotyping, prejudice, and discrimination // The handbook of social psychology. 1998. Vol. 2 No. 4. P. 357-411.
Forbes, S.H., Plunkett, K. The role of colour labels in mediating toddler visual attention // Cognition. 2019. Vol. 186. P. 159-170.
Franklin, A. et al. Salience of primary and secondary colors in infancy // British Journal of Developmental Psychology. 2008. Vol. 26. No. 4. P. 471-483.
Franklin, A., Davies, I.R. New evidence for infant colour categories // British Journal of Developmental Psychology, 2004. Vol. 22. No. 3. P. 349-377.
Franklin, A., Pilling, M., Davies, I. The nature of infant color categorization: Evidence from eye movements on a target detection task // Journal of experimental child psychology. 2005. Vol. 91. No. 3. P. 227-248.
Goldstein, J., Davidoff, J., Roberson, D. Knowing color terms enhances recognition: Further evidence from English and Himba // Journal of experimental child psychology. 2009. Vol. 102. No. 2. P. 219-238.
Graham, S.A., Kilbreath, C.S. It’s a sign of the kind: Gestures and words guide infants’ inductive inferences // Developmental Psychology. 2007. Vol. 43. P. 1111-1123.
Hemmer, P., Steyvers, M. Integrating episodic memories and prior knowledge at multiple levels of abstraction // Psychonomic bulletin & review, 2009. Vol. 16. No. 1. P. 80-87.
Hippocampal-neocortical functional reorganization underlies children’s cognitive development / Qin, S., Cho, S., Chen, T., Rosenberg-Lee, M., Geary, D.C., Menon, V. Nature Neuroscience. 2014. Vol. 17. P. 1263-1269.
Hockfield, S., Kalb, R.G. Activity-dependent structural changes during neuronal development // Current Opinion in Neurobiology. 1993. No. 3. P. 87-92.
James, W. et al. The principles of psychology, London: Macmillan, 1890.
Kowalski, K., Zimiles, H. The relation between children’s conceptual functioning with color and color term acquisition // Journal of Experimental Child Psychology. 2006. Vol. 94. No. 4. P. 301-321.
Language is not necessary for color categories / Ozturk, O., Shayan, S., Liszkowski, U., Majid A. // Developmental Science. 2013. Vol. 16. No. 1. P. 111-115.
Mandler, J.M. The foundations of mind: Origins of conceptual thought. London: Oxford University Press, 2004. 376 p.
Mareschal, D., Quinn, P.C. Categorization in infancy // Trends in Cognitive Sciences. 2001. Vol. 5. No. 10. P. 443-450.
O’Hanlon, C.G., Roberson, D. Learning in context: Linguistic and attentional constraints on children’s color term learning // Journal of Experimental Child Psychology. 2006. Vol. 94. No. 4. P. 275-300.
Owen, K. Automaticity and the development of categorisation in preschool children: Understanding the importance of play. Derby: University of Derby, 2021.
Pitchford, N.J., Davis, E.E., Scerif, G. Does colour preference have a role in colour term acquisition? // British journal of developmental psychology. 2009. Vol. 27. No. 4. P. 993-1012.
Pitchford, N.J., Mullen, K.T. Is the acquisition of basic-colour terms in young children constrained? // Perception. 2002. Vol. 31. No. 11. P. 1349-1370.
Pitchford, N.J., Mullen, K.T. The development of conceptual colour categories in pre-school children: Influence of perceptual categorization // Visual Cognition. 2003. Vol. 10. No. 1. P. 51-77.
Quinn, P.C. Development of subordinate level categorization in 3- to 7-month-old infants / Child Development. 2004. Vol. 75. P. 886-899.
Rakison, D.H. When a rose is just a rose: The illusion of taxonomies in infant categorization // Infancy. 2000. Vol. 1 No. 1. P. 77-90.
Rosch, E. Principles of categorization // Etnolingwistyka. Problemy języka i kultury. 2005. Vol. 17. P. 11-35.
Sandhofer, C.M., Doumas, L.A. Order of presentation effects in learning color categories // Journal of Cognition and Development. 2008. Vol. 9. No. 2. P. 194-221.
The Development of Color Categories in Two languages: a longitudinal study / Roberson, D., Davidoff, J., Davies, I.R., Shapiro, L.R. // Journal of Experimental Psychology: General. 2004. Vol. 133. No. 4. P. 554-571.
The role of bottom-up processing in perceptual categorization by 3- to 4-month-old infants / French, R.M., Mareschal, D., Mermillod, M., Quinn, P.C. // Journal of Experimental Psychology: General. 2004. Vol. 133. No. 3. P. 382-391.
Wagner, K., Dobkins, K., Barner, D. Slow mapping: Color word learning as a gradual inductive process // Cognition. 2013. Vol. 127. No. 3. P. 307-317.