16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-4-0-10

Категоризация цвета в детском возрасте (0-7 лет): обзор современных исследований

Изучение категоризации цвета у детей представляет большой интерес для исследователей из разных областей науки и содержит значительный потенциал прикладного характера. Однако в первую очередь данный вопрос является уделом когнитивной лингвистики, нейропсихологии, педагогики и культурологии.

Для оценки актуальных направлений в изучении категоризации цвета в дошкольном возрасте был произведен отбор эмпирических исследований в базах данных Google Scholar, eLIBRARY.RU, ScinceDirect, ResearchGate, которые далее были распределены в зависимости от возраста информантов на три группы: категоризация цвета в периоды младенчества (от 0 до 1 года), раннего детства (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Для каждой группы были описаны когнитивные и лингвистические особенности, связанные с процессами категоризации и концептуализации, проанализирована методология и степень ее вариативности, рассмотрены наборы цветовых стимулов, применявшихся в исследованиях, обозначены основные результаты отобранных исследований в соответствии с указанной периодизацией детства.

Проведенный анализ научных публикаций показал, что исследователи уделяют больше всего внимания изучению категоризации цвета в возрастной группе детей от 3 до 7 лет – это можно объяснить большей степенью готовности детей к выполнению экспериментальных задач и возможностью привлечения различных средств для погружения ребенка в игровую ситуацию, что позволяет удерживать его внимание и существенно разнообразить структуру и содержание выполняемых задач. Кроме того, этот возраст интересен с точки зрения освоения детьми цветонаименований и их связи с цветовыми категориями. Поэтому задачи наименования и понимания в различных вариациях используются исследователями больше всего в обозначенной возрастной группе. Количество категорий цвета, изучение которых проводилось в рамках отобранных исследований, увеличивается прямо пропорционально возрасту информантов: 2–4 категории в период младенчества, 3–11 категорий в период раннего детства и 7–22 в дошкольный период. Влияние языка и культуры на процесс формирования категорий цвета представляет собой перспективное направление в данной области исследований, так как среди отобранных публикаций информантами в основном были представители англоязычной культуры, монолингвы, что не позволяет говорить о культурном или языковом разнообразии проведенных исследований и, следовательно, требует дальнейшего изучения.

Количество просмотров: 920 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 3302
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: