Смысловые основания ценностей культуры в зеркале майевтики Сократа (на примере диалога «Лахет»)
В статье рассматриваются смысловые основания ценностей, определяющих культурные нормы и образцы, а также культурность самого человека, его идентичность. Обосновано, что осмысление личностной идентичности состоит в различении подлинности и мнимости собственного существования посредством рефлексии по поводу традиционных ценностей. Такая рефлексия представляла собой майевтику, онтологическую по своей сути процедуру, помогающую рождению добродетелей человека. Анализ диалога «Лахет», участники которого пытаются дать определение мужеству, позволяет выявить апофатическую целостность смыслового содержания традиционных ценностей. Подобная ценность, с одной стороны, обладает интуитивной самоочевидностью, которая позволяет узнавать мужественные действия. С другой стороны, она несет в себе возможность различных интерпретаций, отдающих приоритет тем или иным содержательным признакам. Однако такие интерпретации не в состоянии вместить всю полноту смысла ценности, и понятийная определенность может привести к искажению ее содержания. Осмысление ценности направлено на сопряжение конкретности существования человека и универсального горизонта его человеческого бытия.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Платон. Лахет // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 268-294.
Литература
Аполлонов, И.А. Национальная идентичность: субъект в контексте этнокультурной традиции // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 2. С. 89-96.
Запесоцкий, А.С. Теория культуры академика В.С. Стёпина: Лекции, прочитанные студентам СПбГУП в мае-сентябре 2010 года. СПб.: СПбГУП, 2010. 112 с.
Кессиди, Ф.Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.
Котляров, И.В., Надольская, В.И. Жизненное пространство как важнейший атрибут социокода современного общества: социологический дискурс // Пространственное развитие территорий: Сб. науч. трудов III Междунар. науч.-практич. конференции. Под общ. ред. Е.А. Стрябковой, А.М. Кулик. Белгород: БелГУ, 2020. С. 224-229.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. 375 с.
Куда идет российская культура? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 9. С. 3-59.
Куликов, А.К. Проблема судьбы и героизма у Лермонтова и Льва Толстого. Философский анализ // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 122-133.
Неретина, С.С. Концепт // Новая философская энциклопедия: В 4-х томах / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH28261615260566fbd37028 (дата обращения 3.04.2022).
Панченко, Д.В. Война, философия и интертекстуальность: об одной внешне незначительной фразе из раннего Платона // Новое литературное обозрение. 2018. № 5 (153). С. 19-30.
Пивоваров, Д.В. Культура и религия: сакрализация базовых идеалов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. 248 с.
Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х т. Т. 2. М.: Правда, 1987. 605 с.
Пружинин, Б.И., Щедрина, Т.Г. Конструктивный реализм, или Как возможна культурно-историческая реальность // Эпистемология и философия науки. 2015. № 1. С. 27-31.
Смирнов, А.В. Как различаются культуры? // Философский журнал. 2009. № 1 (2). С. 61-72.
Стёпин, В.С. Философский анализ универсалий культуры // Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 8-15.
Тучина, О.Р. Этнокультурная идентичность: субъектно-бытийный подход // Социосфера. 2014. Т. 5. № 1. С. 146-149.
Фукидид. История / изд. подгот. Г.А. Стратановский и др. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир»: Наука, 1993. 542 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-28-20292 «Произведения изобразительного искусства в городском пространстве культуры как фактор формирования локальной идентичности».