Мосты над грозами… Аспекты духовно-культурологической методики С. С. Аверинцева
В статье на основании трудов С.С. Аверинцева рассматриваются аспекты духовно-культурологической методики, составляющей фундамент мировоззрения исследователя. В качестве ключевых принципов методики Аверинцева предлагается рассматривать следующие положения. Прежде всего, это гармоничная гносеология, соединяющая словесно-фонетическое и созерцательное познание, преображающееся в симфонический диалог, который, в свою очередь, преодолевает рамки схематичной коммуникации, определяя позицию Аверинцева как духовно значимый поступок. Для методики Аверинцева характерна филигранная способность преображения смысловых контрапунктов в единую целостность, а также пристальное внимание к тем «стыкам» культуры, которые обеспечивают связанность и крепость культурного мира. Для охвата всей панорамы методики Аверинцева используется метафора «моста между культурами», позволяющая увидеть особенности построения Аверинцевым связующих звеньев между культурными мирами. Духовно-религиозная возвышенность выступает определяющим моментом в формировании разворачивающихся горизонтов, способных преодолеть потоки невежества. Цементирующим составом для культурологических построений Аверинцева выступает духовно-религиозная память в ее опоре на опыт церковного понимания исторического времени. Аверинцев в процессе выстраивания своего методологического «моста» использует особый научный инструментарий и научный аппарат, дающий возможность поддерживать «крепость» и духовно-интеллектуальную результативность принципов познания. Результатом прохождения по «мосту между культурами» становится обретение духовного здоровья как категории познания, включающей уютность мира и открытость чудесному, обретение духовно-религиозного равновесия, обеспечивающего результативность выводов Аверинцева. В контексте преображенного познания Аверинцевым формируется представление об особом восприятии вещественности, а также презентация текста как воплощенной чудесности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аверинцев и Мандельштам: Статьи и материалы. М.: РГГУ, 2011. 311 с.
Аверинцев, С.С. «По правде говоря…» // Mesembria. В чест на Сергей Аверинцев: Българско-русский сборник. София: Славика, 1999. 482 с.
Аверинцев, С.С. «Скворешниц вольных гражданин...»: Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб.: Алетейя, 2001. 167 с.
Аверинцев, С.С. Богословие в контексте культуры (1997) // Православный портал «Азбука веры» [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/izbrannye-stati/#0_1 (дата обращения: 25.12.2021). (b)
Аверинцев, С.С. Другой Рим: Избранные статьи. СПб.: Амфора, 2005. 366 с. // Православный портал «Азбука веры» [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/drugoj-rim/ (дата обращения 30.12.2021). (а)
Аверинцев, С.С. Образ античности. СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с. (a)
Аверинцев, С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. 280 с.
Аверинцев, С.С. По ту сторону «традиционализма» и «либерализма»: О новых публикациях бесед и проповедей митрополита Антония Блума // Континент. 1996. № 1 (87). С. 286-290. (a)
Аверинцев, С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. М.: Правда, 1988. 45 с.
Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. 476 с. (b)
Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с.
Аверинцев, С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 364 с. (b)
Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 448 с. (c)
Аверинцев, С.С. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. Связь времен: Киев: Дух и лiтера, 2005. 448 с. // Православный портал «Азбука веры» [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/svjaz-vremen/ (дата обращения 26.12.2021). (b)
Аверинцев, С.С. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. София – Логос. Словарь. Киев: Дух i литера, 2006. 912 с.
Аверинцев, С.С. Религия и культура. Нью-Йорк: Эрмитаж, Tenafly, 1981. 144 с.
Арнаутова, Ю.Е. Меmоriа: «тотальный социальный феномен» и объект исследования // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени: Сборник. М.: Кругь, 2003. С. 19-37.
Асафьев, Б.В. М.И. Глинка: анализ творчества. М.: Изд-во и типолитография Музгиза, 1947. 308 с.
Балакшина, Ю.В. Герменевтика С.С. Аверинцева: истоки, принципы, своеобразие // Вестник Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2019. Вып. 32. С. 110-127.
Барт, К. Послание к Римлянам. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2016. 520 с.
Бибихин, В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 416 с.
Владимир Вениаминович Бибихин – Ольга Александровна Седакова: Переписка 1992–2004 гг. Ч. 3 // Интернет-журнал «Гефтер». 10.11.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://gefter.ru/archive/13476 (дата обращения 29.11.2021).
Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. 447 с.
Жильсон, Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. 496 с.
Зизиулас, И. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и церкви. М.: Изд-во ББИ, 2012. XII, 407 c.
Квитков, Г.Г. С.С. Аверинцев как историк культуры: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.09. Томск, 2013. 19 с.
Климент Александрийский. Педагог / пер. с древнегреч., вступит. ст. и коммент. А.Ю. Братухина. СПб: Изд-во Олега Абышко, 2018. // Интернет-портал «Азбука веры» [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/download/9382-Педагог.pdf (дата обращения 29.11.2021).
Климент Александрийский. Строматы. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. 1248 с.
Кроче, Б. Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 192 с.
Лозовая, И.Е. Глас (В византийском и древнерусском пении) // Православная энциклопедия. Т. 11. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2006. С. 551-559 с.
Лосев, А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Т. VII. М.: Искусство, 1988. 512 с.
Махлин, В.Л. Возраст речи. Подступы к явлению Аверинцева // Вопросы литературы, 2006, № 3. С. 43-86 [Электронный ресурс]. URL: https://voplit.ru/article/vozrast-rechi-podstupy-k-yavleniyu-averintseva/ (дата обращения: 04.09.2021).
Нанси, Ж.-Л. О событии / пер. с франц. В. Фуре // Апокалипсис смысла. Сб. работ западных философов XX-XXI вв. М.: Алгоритм, 2007. С. 104-121.
Николай Кузанский. Сочинения: В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1979. 488 с.
Померанц, Г.С. След личности [Электронный ресурс]. URL: https://pomeranz-mirkina.com/wp-content/uploads/2021/06/Sled-lichnosti_PDF.pdf (дата обращения: 04.09.2021).
Поцци, В. Культура как paideia. Сергей Аверинцев и Ольга Седакова: путь к современному христианскому гуманизму // Вестник Свято-Филаретовского института. 2019. № 32. С. 67-87.
Рикёр, П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. 400 с.
Сборник о молитве Иисусовой // Электронная библиотека Royallib.com [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/sbornik/o_molitve_iisusovoy.html#47257 (дата обращения: 27.12.2021).
Седакова, О. Апология рационального. Сергей Сергеевич Аверинцев (2007) // Сайт О.А. Седаковой [Электронный ресурс]. URL: https://olgasedakova.com/Moralia/288/search (дата обращения 04.09.2021).
Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: Энц. справочник. М.: Интрада – ИНИОН, 1999. 320 с.
Сукаленко, Н.И. Образно-стереотипная языковая картина мира как отражение эмпирического обыденного сознания: Дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Харьков, 1991. 316 с.
Тойнби, А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
Уваров, М.С., Ясаков, О.Я. Услышать и понять. Тема смерти в европейской музыке // Метафизические исследования. Вып. 15. Искусство II. СПб.: СПбГУ, 2001. 168 с.
Феофан Кронштадский (Туляков). Чудо, христианская вера в него и ее оправдание: Опыт апологетико-этического исследования. Петроград: Синодальная типография, 1915. 546 с. + 61 с.
Флоренский, П.А. О суеверии // Философские науки. 1991. № 5. С. 87-108.
Флоренский, П.А. Сочинения: В 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1994. 797 с.
Хайдеггер, М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.
Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
Честертон, Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. 542 с.
Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971. 542 с.
Iser, W. The Act of Reading: A Theory of Aesthetic Response. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1978. XII, 239 p.
Izer, W. Der implizite Leser: Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. München: Fink, 1979. 420 s.
Mathiesen, T.J. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln (Nebraska); London, 1999. 524 p.