В.В. Розанов: язычество и миф в контексте национальной и религиозной идентичности
В статье рассматривается актуальная проблема национально-религиозной идентичности, поднятая в философии В.В. Розанова. Розанов деконструирует уваровскую формулу «православие, самодержавие, народность», подвергая критическому анализу первый ееэлемент. Догматизация православия не учитывает социально-исторический контекст, тем самым целые группы людей остаются вне церковного учения. Для идентичности необходимо найти точки соприкосновения для всех заинтересованных групп. Такими точками являются, во-первых, общественные отношения, совпадающие с культурными формами бытия индивидов (межполовыми, брачными, ритуальными), а во-вторых, особое «языческое» отношение к истории, как к родовой преемственности, и к «миру», как диалектической системе идеально-материального единства. Православие в этой связи должно вобрать в себя языческие элементы (мысль конгениальная эпохе), перейти от фигуры Христа, распятого на кресте, к фигуре младенца-Христа, то есть, в терминологии Розанова, от «людей лунного света» к «людям солнечного». Только при «серьезном» отношении к «миру» и протекающей в нем истории возможно единение какой-либо нации. Поэтому «обмирщение» церкви есть необходимый исторический процесс, а апология язычества является не возвратом к прошлому и политеизму, но базисом модернизации и ремифологизации церковного учения. Именно посредством мифа языческое выполняет свою интегративную функцию, и с этой точки зрения тезис Розанова «отдайте храм миру» рассматривается в исследовании в контексте современного поиска общенациональной идеи, которая, будучи оторвана от непосредственной религиозности, тем не менее способна сохранять ее основные «социальные» паттерны. В конце статьи автор приходит к выводу, что учение Розанова об идентичности в контексте языческо-мифического «подхода» к действительности актуально и в настоящее время, а в качестве бартовских «идеологизмов» ресурс языческого представляется потенциально неисчерпаемым.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Барт, Р. Мифологии / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
Болдырев, Н. Семя Озириса, или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк. Челябинск: «Урал Л.Т.Д.», 2001. 478 с.
Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.) / общ. ред., послесл. и крат. сведения об участниках дискуссий С. М. Половинкина. М.: Республика, 2005. 543 с.
Кущеев, С.Ю. «Амнистия» незаконнорожденности в Российской империи (к вопросу о роли закона от 3 июня 1902 г. «Об утверждении правил об улучшении положения незаконнорожденных детей») // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 216-219.
Мережковский, Д.С. Не мир, но меч. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. 720 с.
Напсо, М.Б. Национальная идентичность в современных условиях: к вопросу о перспективах правового признания ценностей национальной идентичности // Современное право. 2021. № 4. С. 34-39. DOI: 10.25799/NI.2021.13.71.005
Платон. Пир // Платон. Полн. собр. соч. в XV томах. Т. V: Пир. Федр. Петербург: Academia, 1922. С. 1-84.
Розанов, В.В. В «религиозно-философских собраниях» в С.-Петербурге 1902-1903 гг. // Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 5. Около церковных стен. М.: Республика, 1995. С. 470-504.
Розанов, В.В. В темных религиозных лучах // Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 3. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. C. 95-435.
Розанов, В.В. В чем разница древнего и нового миров // Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 10. Во дворе язычников. М.: Республика, 1999. С. 231-236. (a)
Розанов, В.В. Возрождающийся Египет // Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 14. Возрождающийся Египет. М.: Республика; СПб.: Росток, 2002. С. 7-440.
Розанов, В.В. Люди лунного света // Розанов В.В. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 2. Уединенное. М.: Правда, 1990. С. 7-194.
Розанов, В.В. Переписка В.В. Розанова и П.А. Флоренского // Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 29. Литературные изгнанники. Книга вторая / сост. А.Н. Николюкина. М.: Республика; СПб.: Росток, 2010. С. 9-412.
Розанов, В.В. Пол и душа // Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 10. Во дворе язычников. М.: Республика, 1999. С. 213-221. (b)
Розанов, В.В. Содержание и пространство заповеди «Не прелюбодействуй» (по поводу замечаний П.В. Тихомирова) // Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 25. Природа и история (Статьи и очерки 1904-1905 гг.). М.: Республика; СПб.: Росток, 2008. C. 499-513.
Розанов, В.В. Спаситель – в мире // Розанов В.В. Собрание сочинений/ под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 16. Около народной души: Статьи 1906–1908 гг. М.: Республика, 2003. С. 278-284.
Рыжова, С.В. Эмоциональная составляющая российской идентичности: позитивный и негативный контексты // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 21-32.
Сахарова, А.Е. Религиозно-философские собрания 1901-1903 гг.: состоялся ли диалог между церковью и обществом? // Сретенские чтения: Мат-лы XXV науч.-богословской конф. студентов, аспирантов и мол. спец-тов, Москва, 23 февраля 2019 г. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2019. С. 234-242.
Умнова-Конюхова, И.А., Алешкова, И.А. Принцип национальной идентичности российского государства и общества: содержание и особенности реализации // Культура: управление, экономика, право. 2021. № 1. С. 9-15.
Фатеев, В.А. В. В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л.: Худож. лит.: Ленингр. отд-ние, 1991. 368 с.
Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 448 с.
Щипков, В.А. Система взглядов на Православную Церковь участников Религиозно-философских собраний (1901-1903) // Тетради по консерватизму. 2019. № 4. С. 146-164.
Элиаде, М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010. 251 с.