Коммуникология в кругу общественных наук: радиус влияния и конкуренция
Проблематика статьи обусловлена необходимостью уточнить наши представления о месте коммуникологии в содружестве гуманитарных наук, что актуально в ситуации дигитальной революции и медийной глобализации. Метод исследования – интегративный, информационно-культурологический, основанный на идеях компаративистики и лингвокультурологии, намеченных в трудах Ж. Бодрийара, Л. Земляновой, М. Бахтина, Н. Хомского. Коммуникология (англ. Communicology, близкие понятия: Communication science, Media Studies, нем. ‑ Medienwissenschaft), становится магистральным направлением науки о коммуницировании, предполагающей укрупнение и углубление общей картины гуманитарных знаний, обогащающей теорию журналистики и коммуникативистики новыми подходами к изучению медиа. Анализ поведения людей в области медийных взаимодействий определен во многом структурой и функционированием медийных дискурсов. Ключевой идей и показателем актуальности статьи служит лексема «незаменимость», несводимость данной науки к методам смежных наук и особенно к парадигмам политэкономии, социологии и психологии. В результате анализа проблемы сотворчества и конкуренции наук сделаны выводы о месте коммуникологии в социуме, показаны противоречия взаимодействия гуманитарных наук в сфере анализа политической жизни. Коммуникология, выступая в качестве вектора и показателя степени медиатизации всей социальной жизни, помогает всем общественным наукам выявить общеэстетические параметры социокультурных процессов, влияет на понимание роли СМИ в повседневной жизни, фиксирует рост цифровой активности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Дьякова, Е.Г., Трахтенберг, А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 130 с.
Землянова, Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.
Зотов, В.В., Васильева, И.Н., Кривоухов, А.А. Социально-сетевое взаимодействие в сети Интернет: к определению феномена медиа // Коммуникология. 2022. Т. 10. № 4. C. 13-22. DOI: 10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22.
Кожемякин, Е.А. Дискурсная матрица институциональной культуры // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2007. Т. 5. № 2. С. 58-63.
Кожемякин, Е.А. Медиадискурс в фокусе социального конструирования: эмпирические практики в медиасообществах // Медийный текст: социальные практики, технологии, теории. Монография / А.В. Белоедова, М.Ю. Казак и др. Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. С. 158-200.
Костина, А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Моск. гуманит.-социал. акад., 2005. 404 с.
Пастухов, А.Г. Модель научной гуманитарной культуры: язык – тематизация – медиализация // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10 / отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ООО «Горизонт», 2012. С. 36-53.
Полонский, А.В. Массмедийность как категория дискурса и текста // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: I междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 1-4 апр. 2014 г.: сб. науч. работ / под ред.: Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, А.Г. Ходеева. Белгород: КОНСТАНТА, 2014. С. 110-122.
Скиннер, Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства / пер. с англ. А.А. Федорова. Можайск: Оперант, 2015. 189 с.
Соколов, А.В. Социальные коммуникации. СПб.: Профессия, 2014. 288 с.
Хомский, Н. Избранное / под ред. Э. Арноува; пер. с англ.: С. Александровский, В. Глушаков. М.: Энциклопедия-ру, 2016 (2015). 717 с.
Хорольский, В. «Красота» и «польза» в медийном тексте: к вопросу о путях развития теории массмедиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 3. С. 72-90. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2018.7290
Хорольский, В.В. Коммуникативистика и теория журналистики: сиамские близнецы или дальние родственники? // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 2. С. 8-16. https://doi.org/10.12737/18961 (a)
Хорольский, В.В. Медийность текстов в средствах массовой информации: (исторические и теоретические проблемы): монография. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. 150 с. (b)
Чудинов, А.П. Политическая лингвистика. М: Флинта: Наука, 2006. 256 с.
Шарков, Ф.И., Юдина, Е.Н. Регулирование отношений в современном медиапространстве // Коммуникология. 2013. Т. 1. № 1. С. 36-43.
Baudrillard, J. Requiem pour les Medias // Baudrillard J. Pour une Critique de L’economie Politique du Signe. Paris: Editions Gallimard, 1972. Pp. 200-228.
Berelson, В. Communications and Public Opinion // Mass Communications / Ed. by W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1960. Pp. 527-543.
Berko, R.M., Wolvin, A.D., Wolvin, D.R., Aitken, J.E. Communicating. A Social, Career, and Cultural Focus. New York: Routledge. 12th edition. 2016. 478 р. https://doi.org/10.4324/9781315506937
Catt, I.E., Eicher-Catt, D. (eds). Communicology: The New Science of Embodied Discourse. Fairleigh Dickinson University Press, 2010. 242 р.
Fairclough, N., Wodak. R. Critical Discourse Analysis // Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction / Т. van Dijk (ed.). Vol. 2. London: Sage, 1997. Pp. 258-284.
Uncapher, M.R., Wagner, A.D. Minds and brains of media multitaskers: Current findings and future directions // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. Vol. 115. No. 40. Pp. 9889-9896; DOI: 10.1073/pnas.1611612115.