Сознание как телеологический феномен
В современной гуманитаристике существует множество подходов к пониманию феномена сознания. Развитие культуры порождает разнообразные формы репрезентации сознания. В этой связи актуальным является вопрос о телеологичности в жизни сознания. В исследовании в качестве отправной точки решения вопроса об условиях возможности такой телеологии взята оппозиция объективной и субъективной целесообразности. Показано, что, с одной стороны, при экстраполяции идеи телеологизма в эмпирический мир она дает основание для онтологии и космологии, а с другой, при проекции в пространство ценностей и отношений, она фундирует собой аксиологию. В статье эти аспекты уточняются в соответствии с идеей дифференциации целей на сакральные, имеющие отношение к священному и в широком смысле трансцендентному, и витальные, имеющие отношение к жизни в эмпирическом смысле. В итоге делается вывод, что телеология в форме аксиологии является точкой преодоления оппозиции объективной и субъективной целесообразности, становясь пространством соотнесения общезначимого с уникальным, трансцендентного с витальным. Такая телеология релевантна жизни сознания, поскольку приводит в движение механизм транскрибирования витальных импульсов в семиотическое пространство, придавая первым смысл, а второму сообщая жизненную силу, соотнося форму и феномен.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. 550 с.
Асмус, В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. 538 с.
Белый, А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
Бергсон, А. Творческая эволюция : Материя и память. Минск: Харвест, 1999. 1408 с.
Бердяев, Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/b/berdjaew_n_a/text_1948.shtml (дата обращения: 31.03.2023).
Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
Гильдебранд, Д. фон. Этика / пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб.: Алетейя : Ступени, 2001. 566 с.
Дильтей, В. Сущность философии // Философия в систематическом изложении. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. C. 13-82.
Доброхотов, А.Л. Морфология культуры: введение в проблематику // Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2008. С. 9-74.
Иустин Философ. Апологии [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/#0_1 (дата обращения: 31.03.2023).
Кессиди, Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 8-37.
Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская Энциклопедия, 1987. 671 с.
Паульсен, Ф. Этика // Философия в систематическом изложении. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. C. 297-328.
Руднев, В. Текст и реальность: Направление времени в культуре // Руднев, В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007. C. 36-52.
Рыскельдиева, Л.Т. Антиципация смысла, или о цели философского текста // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 116-127.
Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. В 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/sacra/fraser-1volums-l.pdf (дата обращения: 31.03.2023).
Butler, E. P. The Third Intelligible Triad and The Intellective Gods // Méthexis. 2012. Vol. 25. Pp. 131-150.
Carnes, R. A Perceptual Model of the Whorfian Thesis // A Review of General Semantics. 2014. Vol. 71. No. 3. Pp. 263-271.
Glowacki, К. New Insights into Bronze Age Eleusis and the Formative Stages of the Eleusinian CultsAmerican // Journal of Archaeology. 2016. Vol. 120. No. 4. Pp. 673-677.
Oesterdiekhoff, G. W. The Nature of ‘Premodern’ Mind: Tylor, Frazer, Lévy-Bruhl, Evans-Pritchard, Piaget, and Beyond // Anthropos. 2015. Vol. 110. No. 1. Pp. 15-25.