К поискам общего основания многообразия подходов к изучению рефлексии в психологии
В статье предпринимается попытка найти основу для объединения большого количества существующих на данный момент концепций рефлексии в психологии. Сегодня имеется осознание важности рефлексии в познании нами окружающего мира, однако нет достаточно ясного определения, которое бы наиболее непротиворечиво выражало ее сущность и способствовало объединению всего многообразия существующих сейчас подходов к изучению рефлексии. В статье высказывается предположение, что такое положение вещей во многом обусловлено давней философской традицией противопоставлять внешнему миру субъективную реальность человека. Влияние данной философской традиции ощущается и при попытках научного описания рефлексии. Она традиционно понимается как способность мыслить о наших мыслях и противопоставляется ощущениям и чувственному восприятию человека. Предполагается, что такой подход можно и нужно подвергнуть сомнению, поскольку он способствует созданию большого количества разрозненных концепций. Можно заключить, что не существует отдельных, действующих независимо, процессов познания внешнего и внутреннего миров, но есть единый процесс конструирования нашего сознания, в котором всегда участвует рефлексия.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Декарт, Р. Из переписки 1643–1649 гг. // Декарт, Р. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 489-588.
Декарт, Р. Рассуждение о методе. М.: АСТ, 2019. 320 с.
Ескина, С.А. Онтологические интенции понимания рефлексии в классической философии // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6. С. 94-99.
Карпов, А.В., Скитяева, И.М. Психология рефлексии. Ярославль: Аверс Пресс, 2001. 203 с.
Лефевр, В.А. Рефлексия. М.: Когито-центр, 2003. 496 с.
Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк, Дж. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. С. 77-595.
Матяш, Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1988. 184 с.
Семенов, И.Н. Методологические проблемы этимологии и типологии рефлексии в психологии и смежных науках // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 24-45.
Степанов, С.Ю., Семенов, И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 171-173.
Шигабетдинова, Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 415-422.
Gardner, H. The theory of multiple intelligences // Annals of Dyslexia. 1987. Vol. 37. Рp. 19-35.
Ixer, G. There's no such thing as reflection // The British Journal of Social Work. 1999. Vol. 29. No. 4. Рp. 513-527.
Jordi, R. Reframing the concept of reflection: Consciousness, experiential learning, and reflective learning practices // Adult education quarterly. 2011. Vol. 61. No. 2. Рp. 181-197.