Структура медиадискурса российских региональных Telegram-каналов
Социальные медиа как социокультурное явление в настоящее время стремительно проникают в жизнь людей, однако дефицит целостного, институционального понимания логики их развития приводит к кризисным общественным ситуациям (уголовным преследованиям, общественным протестам и т. п.). Настоящее исследование построено как попытка комплексного анализа социальных медиа в качестве сложного социокультурного феномена на основе прикладных данных и научно-философского обобщения. В основе анализа структуры медиадискурса региональных Telegram-каналов лежит прикладное исследование 164 общественно-политических блогов в двух субъектах РФ. На основе изучения кейсов данных каналов, данных из сервиса аналитики TGStat, контрольных закупок и других прикладных методов у Telegram-каналов были выявлены охват аудитории, акторы и бенефициары. 70 % исследуемых Telegram-каналов являются анонимными, но было выявлено вероятное авторство 90 % анонимных каналов, а также их возможные бенефициары. В распространении информации в региональном медиадискурсе выделяются четыре важные роли: ньюсмейкер, региональный политический Telegram-канал, региональное медиа и Level-up-канал. Большинство каналов находятся в региональном информационном пузыре, повестка из них не выходит на федеральный уровень. Полученные результаты позволяют интерпретировать региональный медиадискурс через метафору «картезианского театра». В статье рассматриваются три основные условности Telegram-дискурса: анонимности, авторства и аудитории. Делаются выводы о сложившемся характере жанра постов в Тelegram-каналах, который стоит рассматривать относительно других социальных медиа как постжанр или антижанр.
Коллеги, буду рад вашим комментариям
Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр., cост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
Бахтин, М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
Волков, Д.Б. Теория сознания Д. Деннета: Дис. … канд. филос. наук. М., 2008. 167 с.
Деннет, Д. Разум: от начала до конца / пер. с англ. М.С. Соколовой. М.: Бомбора, 2021. 528 с.
Ефанов, А.А., Осокин, А.А. Дискурс социальных медиа: к проблеме интерпретации // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 3. С. 509-527. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(3).509-527
Ефанов, А.А. Фейковизация и постправдизация информационной повестки дня в контексте первой «волны» пандемии коронавируса (COVID-19) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 6: Журналистика. С. 161-170. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-6-161-170
Жаккар, Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: Избранные работы о русской словесности. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 408 с.
Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / пер. с англ. И.О. Тюриной. М.: Академический проект, 2013. 496 с.
Пимонов, В.И. Театральность и мимикрия: от театра животных до Шекспира // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 71. С. 87-92. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-87-92
Хабермас, Ю. Новая структурная трансформация публичной сферы и делиберативная политика / пер. с нем. Т. Атнашева. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 104 с.
Шалимов, А.Б. Сознание социальных сетей: малый картезианский театр // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 9-2. С. 200-202.
Шалимов, А.Б. Философия социальных сетей: онтологический и социально-философский анализ: Монография. Новосибирск: ЦРНС, 2013. 153 с.
McCombs, M.E., Shaw, D.L. The Agenda-setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36. P. 176-187.