Эвгемеризм и представления о религии древних кельтов в исследованиях XVIII в.:
труды П.-И. Пезрона (1639–1706) и П.А. Малле (1730–1807)
В статье анализируется проблема рецепции эвгемеризма в XVIII веке в качестве исторического, полемического и политического инструмента на примере работ П.-И. Пезрона и П.А. Малле. Оба ученых писали о религии древних кельтов, но их представления о составе, нравах, обычаях и верованиях этих народов во многом отличались от современных. В последнее десятилетие в российской историографии возрос интерес к работам П.А. Малле, однако труды П.-И. Пезрона до сих пор ускользали от пристального внимания отечественных исследователей. Целью статьи является рассмотрение теорий обоих авторов и выявление их значения для развития истории и философии религии в XVIII веке. В статье концепции П.-И. Пезрона и П.А. Малле были помещены в более широкий контекст использования эвгемеризма интеллектуалами XVIII века. П.-И. Пезрон создал умозрительную конструкцию, в которой история современных автору народов переплеталась с ветхозаветным повествованием и античной мифологией. Инструментом, позволившим связать эти компоненты воедино, был эвгемеризм. С его помощью Пезрон построил теорию, согласно которой кельты, в частности – галлы, оказывались наследниками упомянутого в Писании народа. От него, по мнению французского интеллектуала, произошли многие европейские этносы и нации. Родившись в Бретани, Пезрон писал о современных бретонцах как о наследниках ветхозаветного Гомера, тем самым вкладывая в свои труды политический подтекст. Работы П.А. Малле, написанные в середине XVIII века, балансировали между старыми средствами толкования мифологических сюжетов, просветительскими идеями и подлинным историзмом. Эвгемерическая теория в его трудах была одним из самых значимых инструментов интерпретации истории и мифологии древних скандинавов. Они, согласно теории Малле, принадлежали к кельтским народам, как и большая часть населения Европы.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Брук, Е. Г. (2023), «Эвгемеризм и моральный дискурс во Франции XVII–XVIII вв.: дискуссии и компромиссы», Университет. Образование. Общество (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета): Сб. ст., Санкт-Петербург, 16–17 ноября 2023 года, ООО «Сборка», Санкт-Петербург, 425-431.
Трынкина, Д. А. (2015), «Эвгемеристическая теория о саамах как прообразе персонажей низшей мифологии Британских островов в трудах викторианских ученых», дис. … канд. истор. наук, МГУ, Москва.
Banier,, A. (1738-1740), La mythologie et les fables, expliquées par l'histoire: In 8 vol. Paris.
Cooke, J. D. (1927), “Euhemerism: A Mediaeval Interpretation of Classical Paganism”, Speculum, 2(4), 396-410.
Gerber, A. (2021), “Grounding the gods: spreading geographical euhemerism from Servius to Boccaccio”, Euhemerism and Its Uses: The Mortal Gods, in Syrithe Pugh (ed.), Routledge, London; New York, 104-126.
Mallet, P. (1755), Introduction a l'Histoire de Dannemarc, l'on traite de la Religion des Loix, des Moeurs et des Usages des Anciens Danois. Par Mr. Mallet, Professeur Royal de Belles-Lettres Françoises, Membre de l'Académie des Sciences et Belles-Lettres de Lyon, Copenhague.
Mallet, P. (1756), Monumens de la mythologie et de la poesie des Celtes. Et particulierement des anciens Scandinaves: Pour servir de supplement et de preuves à l'introduction à l'histoire de Dannemarc.Par Mr. Mallet, Professeur Royal de Belles-Lettres Françoises, de l'Academie Royale d'Upsal, et de celle de Lyon, Chez Claude Philibert, Copenhague.
Pezron, P. (1703), Antiquité de la nation et de la langue des Celtes, Autrement apellez Gaulois: Par le R.P. Dom P. Pezron, Docteur en Théologie de la Faculté de Paris, et ancien Abbé de la Charmoye. Chez Jean Boudot, Imprimeur du Roy et de l'Académie Royale des Sciences, Paris.
Pezron, P. (1809), The Rise and Fall of States and Empires; or the Antiquities of Nations, more particularly of the Celtae or Gauls: Containing a Great Variety of Historical, Chronological, and Etymological Discoveries, Many of Them Unknown both to the Greeks and Romans. To Which is Prefixed a Sketch of the Life of the Author, Printed for M. Jones, London.
Roubekas, N. P. (2017), An Ancient Theory of Religion: Euhemerism from Antiquity to the Present, Routledge, London; New York.
Schlichter, F. (2022), “Pagan History and Religion in the Scholarly World of Guillaume Bonjour (1670–1714)”, Thesis … Doctor of Philosophy in History, Trinity College, Cambridge.