Проблемы репрезентации христианских таинств в современных российских СМИ
В статье рассматривается проблема репрезентации вероучительных аспектов православных таинств в светских средствах массовой информации. Автор обращает внимание на сложности интерпретации религиозных понятий и выражений сакрального смысла в доступных широкому читателю нарративах и пояснениях и проводит анализ этой проблемы с герменевтических позиций. Анализ носит междисциплинарный характер на стыке светского религиоведения, теологии и коммуникативистики, что позволяет выявить некоторые феномены, которые ранее могли оставаться незамеченными. В работе исследуются три федеральных средства массовой информации из категории светской прессы, которые в своих ресурсах регулярно освещают жизнь РПЦ («Коммерсант», «РИА Новости» и «ТАСС»). Особое внимание уделяется герменевтическим аспектам описания христианских таинств евхаристии и крещения. Автор приходит к выводу, что репрезентация вероучительных аспектов в СМИ является весьма трудной задачей, требующей от журналистов не только знания религиозных тонкостей, но и умения выражать сакральный смысл доступным языком. В ходе исследования обнаруживается языковая, герменевтическая природа невыразимости смысла христианских таинств евхаристии и крещения, постижение которого возможно только через личное участие в практическом опыте религиозной жизни. Статья поднимает вопрос о необходимости поиска новых подходов к освещению религиозной жизни в средствах массовой информации. Следует максимально тщательно подходить к выбору слов и выражений при описании религиозных явлений, чтобы избежать искажения их смысла.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Богданович, Г. Ю. и Дудкина, А. В. (2019), «Освещение церковно-религиозной тематики на российском телевидении», Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки, 5 (3), 89-99.
Большакова, З. Г. (2011), «Взаимодействие Русской православной церкви и СМИ на региональном и федеральном уровне», Медиаскоп: электронный журнал, 4, URL: http://mediascope.ru/node/967 (дата обращения: 17.12.2024).
Гагинский, А. М. (2018), «2018. 04. 031. Апполонов, А. В. Наука о религии и ее постмодернистские критики. - М.: Высшая школа экономики, 2018. - 240 с.» Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 4, 113-116.
Гараджа, В. И., Гараджа, Е. В. и Трофимов, С. В. (2009), «Социология религии: научный и образовательный потенциал», Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1, 86-100.
Ефимова, Л. В. и Кокотов, С. А. (2016), «Влияние средств массовой информации на институт церкви», Сервис plus, 10 (2), 87-92.
Зенкин, С. (1997), «О сакральном – для профанов», Иностраннаялитература, 6 [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/inostran/1997/6/o-sakralnom-dlya-profanov.html?ysclid=m8snjqzly9751710516 (дата обращения: 17.12.2024)
Касавин, И. Т. (2010), «Повседневность: сакральное и профанное», Мир русского слова, 2, 6-13.
Узланер, Д. и Апполонов, А. (2018), «Наука о религии и ее постмодернистские критики», Логос, 28 (6), 164-207.
Цыплаков, Д. А. (2017) «К вопросу об изучении российской постсекулярности», Вестник РХГА, 18 (3), 234-244.
Шишков, А. (2012), «Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России», Государство, религия, церковь, в России и за рубежом, 30 (2), 169-180.