Интермедиальность в современных театральных практиках
В статье рассматривается концепция интермедиальности и возможности ее применения к экспериментальным театральным постановкам современных режиссеров – Р. Кастеллуччи, К. Люпы, Р. Лепажа. Проблематизация интермедиальности в театре предполагает анализ эффектов, возникающих в процессе взаимодействия театра как медиа с современными медиатехнологиями, в частности – видеоматериалами и медиаинсталляциями, представляющими самостоятельную реальность, особенности функционирования которой существенно преобразуют сценическое действие. Актуальность обращения к концепции интермедиальности и ее возможностям обусловлена тяготением современных театральных постановок к размыванию жанровых границ и медиальной специфики посредством внедрения экспериментов, основанных на взаимодействии и обмене элементов, характерных для театра, перформанса и медиатехнологий. Рассмотрение сценических работ современных режиссеров позволяет продемонстрировать трансформацию медиально-специфических конвенций и формирование новых аспектов восприятия и опыта присутствия посредством своеобразного ощущения пространства и времени. Автор приходит к выводу о том, что восприятие синтеза медиа в интермедиальных театральных постановках не столько связано с гармонией, дополнением, сколько несет в себе неоднозначность, различие, несогласованность и, таким образом, согласуется с особенностями театральных действий, рассматриваемых в дискурсе, посвященном перформативности и постдраматичности театра.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Дмитриевская, М. (2010), «Персона. Кристиан Люпа» [Электронный ресурс], URL: https://ptj.spb.ru/archive/62/festivals-62/persona-kristian-lyupa/ (дата обращения: 20.04.2025).
Интервью с Кристианом Люпой (2007) [Электронный ресурс], URL: https://alexandrinsky.ru/novosti/intervyu-s-kristianom-lyupoj/ (дата обращения: 19.04.2025).
Интервью с Кристианом Люпой: «Театр есть игра на человеке» (2011) [Электронный ресурс], URL: https://os.colta.ru/theatre/events/details/20750/?expand=yes (дата обращения: 10.04.2025).
Леман, Х.-Т. (2013), Постдраматический театр, ABC design, Москва.
Максимов, В. И. (2001), Введение в систему АнтоненаАрто, Лань, Санкт-Петербург.
Мальцева, Ю. М. (2014), «Европейский авангардный драматический театр: концептуальные константы и дискурсивные трансформации», Дис. ... канд. филос. наук, Санкт-Петербург.
Оконова, А. (2020), «Гамлет/коллаж» или WOW эффект Шемиле: Шекспир/Миронов/Лепаж [Электронный ресурс], URL: https://teatron-journal.ru/2020/04/17/spectacles-nacii-gamlet/ (дата обращения: 14.04.2025).
Balme, C. (2004), “Intermediality: Rethinking the Relationship between Theatre and Media”, Crossing Media: Theatre – Film – Fotografie – Neue Medien, in Balme, C. and Moninger, M. (eds), ePodium, München, https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:hebis:30-1119734
Bay-Cheng, S, Kattenbelt, C., Lavender, A. and Nelson, R. (eds) (2011), “Mapping Intermediality in Performance”, Documenta 29(2), 170-172. DOI: 10.21825/doc.v29i2.10571
Dixon, S. (2007), Space, Metamorphosis and Extratemporality in the Theatre of Robert Lepage [Электронный ресурс], URL: http://dx.doi.org/10.1080/10486800701605128 (дата обращения: 09.04.2025).
Kattenbelt, C. (2008), “Intermediality in Theatre and Performance: Definitions, Perceptions and Medial Relationships. Culture, Language and Representation”, Cultural Studies Journal of Universitat Jaume, 1, 19-29.
Papalexiou, E. (2012), “The Body as Dramatic Material in the Theatre of Romeo Castellucci”, Utopia and Critical Thinking in the Creative Process, Les Solitaires Intempestifs, Tampere, 75-88.
Young, P. (2016), Downtown Tyrant: Romeo Castellucci’s Julius Caesar in New York, [Электронный ресурс], URL: https://hyperallergic.com/328679/downtown-tyrant-romeo-castelluccis-julius-caesar-new-york/ (дата обращения: 12.04.2025).