Растительный орнамент как феномен культурного синтеза: традиции и инновации в русском текстиле Серебряного века
Статья посвящена культурфилософскому анализу генезиса растительного орнамента в русской текстильной традиции на рубеже XIX–XX веков как феномена культурного синтеза, в котором органично переплетаются традиционные крестьянские мотивы с рецепцией новых художественных тенденций Европы. Рассматривается растительный орнамент не только в качестве элемента декоративного искусства, но и как выражение глубинных культурных процессов, отражающих взаимодействие между национальной идентичностью, эстетическими идеалами и социально-экономическими изменениями. Подчеркнуто, что орнамент стал своеобразным «текстом» культуры, который, с одной стороны, кодирует философские и мировоззренческие установки эпохи, а с другой – образует пространство диалога между традицией и инновацией. Особое внимание уделено роли орнамента как медиатора между прошлым и настоящим, сохраняющего архаичные символы и смыслы в условиях стремительной индустриализации. В этой фокусировке на технико-технологическом контексте заключается определенная новизна авторского подхода. Авторы анализируют, как через растительные мотивы в текстиле выражались эстетические предпочтения и социальные и культурные ценности, формируя уникальный стиль русского модерна, отражая философию национального бытия и идентичности. Делается вывод, что растительный орнамент в русском текстиле рубежа веков стал не только выражением культурной идентичности, но и важным элементом национального культурного наследия, сохраняющим связь с традицией в условиях модернизации.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Айванхов, О. М. (1994), Язык геометрических фигур, Просвета, Москва.
Антипина, Е. В. (2009), Каталог коллекции тканей: Коллекция клейменых набивных ситцевых платков второй половины XIX – начала XX в. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир.
Антипина, Е. В. (2010), Каталог коллекции тканей: Коллекция набивных шерстяных платков и шалей второй половины XIX – начала XX в. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир.
Бесчастнов, Н. П. (2004), Изображение растительных мотивов, ВЛАДОС, Москва.
Войтова, Е. А. (2023), «Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей начала XX века», Новое искусствознание, 2, 71-82. DOI: 10.24412/2686-7443-2023-2-71-82. EDN: UXPDJM
Войтова, Е. А. и Габриэль, Г. Н. (2022), «Интерпретация флоральных мотивов в русских декоративных тканях начала XX в.», Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Мат-лы. XXV Междунар. науч. конф., под ред. Калашниковой, Н. М., Санкт-Петербургский государственный университет технологий дизайна, Санкт-Петербург, 450-454. EDN: CUYEFH
Громова, М. В. и Морозова, Е. В. (2017), «Становление и развитие искусства русской набойки кустарного периода», Вестник славянских культур, 44, 189-195. EDN: YPLQJT
Дмитриев, Н. Н. (1935), Первые русские ситценабивные мануфактуры XVIII века, Соцэкгиз, Москва; Ленинград.
Историко-статистический обзор промышленности России, 2(1), (1883), Тип. В. Киршбаума; тип. А. Суворина, Москва.
Кириченко, Е. И. (2020), Русский стиль: поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века Москва.
Ковалева, Н. М. (2022), «Русские набивные платки и шали второй половины XIX века. История производства и истоки художественной традиции», Дисс. …
Коржуева, А. Р. (2006), «Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт», Дисс. ... канд. искусствоведения, Москва. EDN: NNXDQB
Михайлова, Л. В. (2011), «Искусство растительного орнамента в практике русского текстиля конце XIX – начала XX веков (история и современность)», Дисс. ... канд. искусствоведения, Санкт-Петербург. EDN: QFRKNN
Нагорских, Т. (2021), «Симфония красного цвета», Русский мир.ru [Электронный ресурс], URL: https://m.rusmir.media/2021/01/05/sitez (дата обращения: 15.03.2025).
Пажитнов, К. А. (1955), Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. Шерстяная промышленность, 1, Изд-во Академии наук СССР, Москва.
Сарабьянов Д.В. (1989), Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы, Искусство, Москва.
Смирнов, И. П. и Малахова, С. А. (1988), Художественное оформление тканей и текстильных полотен для повседневной одежды, Легпромбытиздат, Москва.
Соболев, Н. Н. (1912), Набойка в России, Тип. тов-ва И.Д. Сытина, Москва.
Столбов, В. П. (2012), «К вопросу о зарождении промышленного текстильного предпринимательства в российской провинции (на примере Иваново)», Историко-экономические исследования, 13(2-3), 43-62. EDN: RDZYLJ
Шведова, И. В. (2024), Ценностно-визуальные структуры этно-художественного опыта. Орнамент как средство выражения мировоззрения человека: Монография, и , Белгород. EDN: COWBNK
Parry, L. (1993), British Textile From 1850 – 1900 (The Victoria & Albert Museum's Textile Collection), .