Культурно-историческая теория Выготского и проблема влияния цифровизации на личность
Обращение к культурно-исторической теории обусловлено возрастающим интересом к выработке методологических основ проведения эмпирических исследований в гуманитарной области для компенсации негативных последствий активного внедрения в современную образовательную реальность цифровизации и компьютерных технологий. Цифровизация и введение новых цифровых образовательных платформ требуют адекватного реагирования на их воздействие на ментальное и когнитивное здоровье как подрастающего поколения, так и человечества в целом. В статье предпринята попытка классификации проблем, стоящих перед исследователями, а также перспективных направлений теоретических и практических исследований.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Агеев, Н. Я., Токарчук, Ю. А., Токарчук, А. М. и Гаврилова, Е. В. (2023), «Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований», Психолого-педагогические исследования, 15(1), 37-55. DOI: 10.17759/psyedu.2023150103. EDN: YSELX
Выготский, Л. С. (1984), «Детская психология», Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4, Педагогика, Москва.
Зинченко, Ю. П., Меньшикова, Г. Я., Баяковский, Ю. М., Черноризов, А. М. и Войскунский, А. Е. (2010), «Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы», Национальный психологический журнал, 1, 54-62. EDN: NXUUWB
Игнатова, Ю. П., Макарова, И. И., Степаненко, В. П. и Багдасаров, А. А. (2022), «Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор)», Психология. Психофизиология, 15(4), 72-83. DOI: 10.14529/jpps220407. EDN: CPLQTB
Карпов, А. В. и Воронова, Т. А. (2021), «Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени», Человеческий капитал, 8(152), 22-28. DOI: 10.25629/HC.2021.08.02. EDN: UMRLPB
Кроколева, С. С. (2024), «Роль метакогнитивных способностей в эффективности усвоения учебного материала с применением чата-GPT», Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V междунар. науч.-практ. конф. 14–15 ноября 2024 г., Рубцов, В.В., Сорокова, М.Г., Радчикова, Н.П. (ред.), Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, 387–403.
Лангуев, К. А. и Лангуева, Е. В. (2023), «Изменение мышления в контексте цифровизации», Мир педагогики и психологии, 3(80) [Электронный ресурс], URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izmenenie-myshleniya-v-kontekste-tsifrovizatsii.html (дата обращения: 15.03.2023). EDN: WIOXMC
Рубцова, О. В. (2019), «Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая)», Культурно-историческая психология, 153, 117-124. DOI: 10.17759/chp.2019150312. EDN: AKJEFV
Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В. и Илюхина, С. Н. (2022), «Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых», Культурно-историческая психология, 18(4), 27-37. DOI: 10.17759/chp.2022180403. EDN: GNSBWF
Трофимова, Е. И. (2021), «Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей», Молодой ученый, 45(387), 291-293. EDN: DQGGWV