16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2017-3-4-30-48

О КРУПНОМ ДЕЯТЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИЙ А. К. ДИМИТРИУ

Aннотация

В работе анализируются материалы исследований белгородских и воронежский ученых о деятельности А.К. Димитриу (1857-1925) в Белгороде и Воронеже. Изучены официальные документы по Харьковскому учебному округу (1906-1913), Одесскому учебному округу (1895-1897) и Императорскому Новороссийскому университету (1895-1903) в аспекте жизнедеятельности А.К. Димитриу и его окружения. Анализ документов, относящихся к Одесскому учебному округу и Императорскому Новороссийскому университету, показал, что А.К. Димитриу не работал преподавателем Императорского Новороссийского университета, как отмечалось в других исследованиях. Особый интерес представляет анализ фотографий и документов из семейного архива А.К. Димитриу, предоставленных автору профессором Н.Л. Потаниной из Тамбова вместе с комментариями к ним. Отмечается необходимость специального изучения одесского периода жизнедеятельности А.К. Димитриу после окончания университета, чтобы понять предпосылки быстрого взлета его научной мысли и публикации двух выдающихся статей по византинистике в 1894-1895 гг.


Введение

До сих пор не полностью выявлена роль замечательного педагога и исследователя Алексея Константиновича Димитриу в развитии народного образования Курской и Воронежской губернии. До недавнего времени имелись только разрозненные и не связанные между собой исследования, описывающие деятельность А.К. Димитриу в Белгороде и Воронеже [6, 7]. Почти во всех старых работах по изучению истории развития Белгородского учительского института он лишь упоминался как один из директоров этого института в период с 1906 по 1914 год [1, 2, 4, 8]. Единственным исключением является работа «От учительского института к государственному университету» [9], где детально рассматривается деятельность Белгородского педагогического кружка, в которой А.К. Димитриу играл ключевую роль.

О воронежском периоде жизнедеятельности А.К. Димитриу можно судить по работам Т.Н. Чернобоевой [11, 12] и Е.В. Кривотуловой [5]. При этом любопытно, что исследователи белгородского периода жизнедеятельности А.К. Димитриу ничего не пишут о его воронежском периоде и наоборот.

Нами был описан крупный вклад А.К. Димитриу в византинистику [6], но очень мало сведений имеется о его вкладе в методологию обучения в средней и высшей школе.

Основными документальными источниками о жизнедеятельности А.К. Димитриу, которые изучались в литературе до 2011 г., являются «Отчет о деятельности Белгородского педагогического кружка за 1910-1911 гг.»[1], материалы Государственного архива Воронежской области[2] и «Некролог», опубликованный в газете «Воронежская коммуна» 29 марта 1925 г. П.А. Григоровым [3]. Первый источник изучался в работе А.М. Болговой [2], а остальные два – в трудах Т.Н. Чернобоевой [11, 12] и Е.В. Кривотуловой [5]. Ввиду важности этих первоисточников сделаем краткий их обзор по литературным данным, учитывая, что наиболее важный вторичный источник [9], опубликованный в 1996 г., в открытом доступе не представлен.

Деятельность А.К. Димитриу в созданном им Белгородском педагогическом кружке

На момент открытия Белгородского педагогического кружка в Белгороде насчитывалось около двадцати учебных заведений, среди которых Белгородский учительский институт занимал центральное место по разработке и обсуждению педагогических вопросов. В институте работали десять преподавателей с университетским образованием. Директор этого института А.К. Димитриу в конце февраля ‑ начале марта 1907 г. участвовал в Петербурге в министерском совещании директоров и преподавателей учительских институтов, на котором обсуждались меры по улучшению деятельности этих институтов. 7 сентября этого же года он обратился ко всем начальникам и учредителям учебных заведений г. Белгорода с письмом, в котором обосновывал необходимость обмена знаниями в области образования и школьной жизни. На его призыв по открытию педагогического кружка откликнулся весь состав преподавателей учительского института, мужской и женской гимназий, частных средних учебных заведений – реального училища госпожи В.Р. Рор, женских гимназий Н.А. Федченко и В.И. Коротковой, духовной семинарии и епархиального женского училища, городского училища при учительском институте, многие учителя городских приходских школ – всего 45 человек[3]. Все они изъявили полную готовность войти в состав кружка [9].

В это же время А.К. Димитриу обратился к руководству Харьковского учебного округа с ходатайством о разрешении учредить в г. Белгороде педагогический кружок, о принятии последнего в ведение министерства народного просвещения и об утверждении уже разработанного проекта его Устава. Но из-за бюрократической волокиты Устав Белгородского педагогического кружка был утвержден лишь 2 января 1910 г., а организационное собрание учредителей для избрания правления кружка состоялось 2 февраля 1910 г. Закрытым голосованием были избраны: председателем кружка – директор учительского института А.К. Димитриу, товарищем председателя – директор мужской гимназии Н.С. Иваницкий, казначеем – преподаватель института Д.В. Солодов, секретарем – законоучитель института, священник А.Г. Попов, членами правления – инспектор мужской гимназии М.И. Суханов и преподаватель женской гимназии В.И. Шепетов[4] [9].

Торжественное открытие Белгородского педагогического кружка состоялось 21 февраля 1910 г. в храме мужской гимназии после благодарственного молебна, после чего в актовом зале гимназии председатель кружка А.К. Димитриу выступил с приветственной речью, в которой он отметил, что в дополнение к родительским комитетам, участие родителей в педагогическом кружке значительно усилит их взаимные отношения с педагогами, позволит лучше понять нужды учителей и чаяния родителей. С приветственными речами на собрании кружка выступили: попечитель Харьковского учебного округа П.Е. Соколовский, Преосвящейший Епископ Белгородский Иоанникий (выделивший в пользу педагогического кружка 20 рублей), окружной инспектор Харьковского учебного округа Н.Д. Арбеков и др.[5] [9].

В конце 1910 г. на основе педагогического кружка образовалось Педагогическое общество, объединившее в своем составе 93 действительных члена и 42 члена-соревнователя. На членские взносы (440 рублей) была приобретена библиотека. Работали платные лектории и кинематограф. Так, от лекций преподавателей института Д.В. Солодова «Экскурсия учащихся и студентов в Крым», А.В. Серебрянникова «История земли и животного царства», Н.А. Федченко «Школа в борьбе с алкоголизмом», Е.Г. Серебрякова «Кинематограф на службе у педагогики», Н.П. Мильского «О комете Галлея», А.К. Димитриу «Экспериментальное исследование личности», сопровождавшихся богатой иллюстрацией с помощью картин, применением проекционного аппарата и кинематографа, в кассу педобщества поступило 76 руб. 38 коп.[6] [9].

В это же время при учительском институте был создан литературно-историко-краеведческий музей. Заведующим музеем и библиотекой был избран Д.В. Солодов. Пособия, экспонаты и литература постоянно пополнялись и выдавались для временного пользования нуждающимся в них учебным заведениям всех типов г. Белгорода[7] [9].

За первый год работы членами педагогического общества было проведено 18 заседаний, на которых заслушивались доклады и рефераты по насущным вопросам учебно-воспитательной работы, делался обзор новинок и раскрывалось содержание важнейших статей из обширной педагогической литературы. Их тематика представляет интерес и сегодня: А.К. Димитриу – «К вопросу о разумных развлечениях для учащихся» и «Краткий очерк жизни и деятельности Уильяма Джемса (1842-1910), американского философа и психолога»; А.Н. Красовский – «Природа религиозного чувства в связи с вопросом о религиозном воспитании» и «О свободном воспитании»; П. Амфитеатров – «О религиозно-нравственном воспитании»; Н.К. Середенко – «О значении гимнастики в деле воспитания»; Д.В. Солодов – «Детская литература и дошкольное воспитание»; Е.А. Будякова – «О школьных клубах»; Н.П. Мильский – «Очерки истории развития арифметики». На заседании, посвященном памяти Н.И. Пирогова (1818-1881), с докладами «О деятельности Н.И. Пирогова как педагога» и «Н.И. Пирогов – всемирно известный врач» выступили Е. Попов и С.И. Голяховский[8] [9]. Отсюда видим, что тематика докладов носила ярко выраженный нравственно-воспитательный и историко-познавательный характер.

 

Аналитический обзор избранных официальных документов в аспекте деятельности А. К. Димитриу и его окружения

Приведенные выше сведения показывают профессиональную среду А.К. Димитриу и сферу интересов окружавших его педагогов. Среди вышеназванных лекторов Белгородского педагогического кружка, которые делали свои доклады в 1910 г., трое, согласно изученному нами в Центральной научной библиотеке (ЦНБ) Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина «Списку лиц, служащих по Харьковскому учебному округу в 1910 г.»[9], были преподавателями Белгородского учительского института: Евгений Николаевич Попов (10 января 1870 г. рождения), преподаватель русского языка и словесности (он же преподаватель женской гимназии), кандидат богословия, окончил Московскую духовную академию, в институте работал с 17 октября 1906 г. Дмитрий Васильевич Солодов, преподаватель истории и географии (он же преподаватель женской гимназии), родился 8 октября 1879 г., окончил Лазаревский институт восточных языков и историко-филологический факультет Императорского Московского университета с дипломом I степени по историческому отделению, в институте с 1 января 1907 г. Николай Андреевич Федченко, преподаватель естествознания и физики (он же преподаватель женской гимназии), родился 24 ноября 1871 г., окончил физико-математический факультет Императорского Харьковского университета с дипломом I степени по отделению естественных наук, в институте с 12 марта 1909 г.

Приведем аналогичные сведения о директоре Белгородского учительского института из этого же издания: статский советник Алексей Константинович Димитриу (он же председатель педсовета женской гимназии) родился 17 марта 1857 г., окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета с дипломом I степени по отделению древних языков и истории, в институте с 30 сентября 1906 г. При этом также отмечено, что он состоял в службе с 5 августа 1895 г., в ведомстве ‑ с 30 сентября1906 г. и имел V класс должности.

Эти сведения говорят о том, что А.К. Димитриу до поступления на работу в Белгородский учительский институт не работал в учебных заведениях министерства народного просвещения, поэтому сведения, приведенные в работе «От учительского института к Государственному университету…» [9], о том, что он был лектором Императорского Новороссийского университета, по-видимому, ошибочны. Наш просмотр «Обозрений преподавания» за 1895-1896, 1896-1897 уч. г. и «Отчетов о состоянии деятельности» этого университета за 1901-1903 гг. не привел к обнаружению в них фамилии А.К. Димитриу. То же самое относится и к «Спискам лиц, служащих в Одесском учебном округе» за 1895-1896 и 1896-1897 уч. гг. Наш интернет-мониторинг позволил установить, что в 1901 г. А.К. Димитриу работал в Одессе в трех частных женских гимназиях: Одесской женской гимназии учительницы Г.Р. Березиной (учитель истории); Одесской женской гимназии, учрежденной А.И. Бракенгеймер (учитель истории и географии); Одесской женской гимназии, содержавшейся О.Г. Шольц (учитель истории и географии)[10].

Видимо, поэтому после переезда в Белгород он, наряду с руководством Белгородским учительским институтом, стал активно работать и в Белгородской женской гимназии. Из преподавателей учительского института в этой гимназии в 1910 г. работали вышеуказанные Е.Н. Попов, Д.В. Солодов, Н.А. Федченко, а также учитель рисования и черчения Михаил Васильевич Игумнов (родился 19 ноября 1867 г., окончил педагогический курс Академии художеств, в институте с 7 октября 1902 г.)[11].

Наш детальный просмотр Циркуляров по Харьковскому учебному округу за 1906 г., которые хранятся в ЦНБ Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, позволил обнаружить «Высочайший приказ по гражданскому ведомству» от 30 сентября 1906 г. (№ 72), в котором указано, что состоящий за штатом директор Люблинского семиклассного коммерческого училища, надворный советник Димитриу переводится на службу по ведомству Министерства народного просвещения директором Белгородского учительского института[12]. Эти сведения согласуются с данными из «Списка лицам, служащим по Харьковскому учебному округу за 1910 г.»[13], приведенными выше. Следует отметить, что г. Люблин находился в то время в пределах Варшавского учебного округа, но коммерческие училища в начале XX в. числились по ведомству Министерства финансов, а с 1906 г. по Министерству торговли и промышленности.

Приведем сведения по преподавательскому составу Белгородского учительского института согласно «Списку лицам, служащим по Харьковскому учебному округу в 1913 г.»[14] (табл. 1). Это был последний год работы А.К. Димитриу в этом институте перед переходом его в Воронежский учительский институт. Из этой таблицы отчетливо виден высокий образовательный уровень преподавателей по основным предметам. Двое из них имели степени кандидатов физико-математического факультета Императорского Харьковского университета. Художественно-музыкальные и спортивные предметы вели преподаватели, обучавшиеся в Санкт-Петербурге и Праге (табл. 1). Из этой таблицы также следует, что из девяти преподавателей, без учета А.К. Димитриу, пятеро пришли в этот институт во время директорства в нем А.К. Димитриу. Четверо преподавателей, вместе с А.К. Димитриу, работали одновременно и в Белгородской женской гимназии. Видим также, что казенной квартирой обеспечен был только директор института.

 

 

Таблица 1

Руководство и преподаватели Белгородского учительского института, 1913 г.

Table 1

Heads and teachers of Belgorod Teachers' Training Institute, 1913

Руководство, преподаватели

Дата рождения, в службе и ведомстве

В должности и в заведении, класс должности

В настоящем чине

Последняя награда

Директор – с. с. Алексей Константинович Димитриу (он же председатель педсовета женской гимназии), Императорский Новороссийский университет, историко-филологический факультет, отделение древних языков и истории, со званием учителя гимназии и дипломом I степени, православной веры.

Ордена св. Анны и св. Станислава II степени. Жалование 1200 р., столовые 800 р., и 20 % прибавка 400 р., итого 2400 р. Казенная квартира.

Род. 17 марта 1857 г.

5 августа 1895 г.

30 сентября 1906 г.

30 сентября 1906 г.

V

24 декабря 1908 г.

1 января 1909 г. Орден св. Анны II степени

Законоучитель – священник Алексей Гаврилович Попов, Курская духовная семинария по 2 разряду, православной веры.

Имеет скуфию и набедренник.

Жалование 650 р., столовые 550 р., 20 % прибавка 240 р., за секретарство 100 р., итого 1540 р.

Род. 22 февраля 1868 г.

20 июля 1888 г.

8 ноября 1906 г.

8 ноября 1906 г.

-

17 апреля 1904 г.

Скуфия

Русский язык и словесность – священник Евгений Николаевич Попов (он же преподаватель женской гимназии), кандидат богословия, Московская Духовная Академия, православной веры. Имеет камилавку, скуфию и набедренник. Жалование 650 р., столовые 550 р., 20 % прибавка 240 р., итого 1440 р.

Род. 10 января 1870 г.

1 декабря 1895 г.

1 сентября 1900 г.

17 октября 1906 г.

-

6 мая 1905 г. Камилавка

Математика – с. с. Иван Дмитриевич Штукарев, Императорский Харьковский Университет, физико-математический факультет, отделение математических наук, со званием учителя гимназии, православной веры.

Ордена св. Станислава 2 степени и св. Анны 3 степени, серебряная медаль в память царя Императора Александра III. Жалование 650 р., столовые 550 р., пенсия 650 р. (с 1 июля 1909 г.), итого 1850 р.

Род. 2 сентября 1850 г.

23 мая 1880 г.

с 31 декабря 1899 г.

по 15 июля 1900 г.

15 июля 1900 г.

VIII

9 декабря 1892 г.

1 января 1903 г. Орден св. Станислава 2 степени

История и география – Димитрий Васильевич Солодов (он же преподаватель женской гимназии), Лазаревский Институт Восточных языков и историко-филологический факультет Императорского Московского Университета, по историческому отделению с дипломом I степени, со званием учителя гимназии, православной веры. Жалование 650 р., столовые 550 р., 20 % прибавка 240 р., итого 1440 р.

Род. 8 октября 1879 г.

1 января 1907 г.

1 января 1907 г.

VIII

Не имеет

-

Естествознание и физика – Николай Андреевич Федченко (он же преподаватель женской гимназии), Императорский Харьковский Университет, физико-математический факультет, отделение естественных наук, с дипломом I степени, со званием учителя гимназии, православной веры. Жалование 650 р., столовые 550 р., 20 % прибавка 240 р., итого 1440 р.

Род. 24 ноября 1871 г.

16 сентября 1908 г.

12 марта 1909 г.

12 марта 1909 г.

VIII

Не имеет

-

Рисования и черчения – н. с. Михаил Васильевич Игумнов (он же преподаватель женской гимназии), педагогический курс Академии Художеств, православной веры. Орден св. Станислава 3 степени. Жалование 600 р., столовые 400 р., 20 % прибавка 200 р., итого 1200 р.

Род. 19 ноября 1807 г.

7 октября 1902 г.

7 октября 1902 г.

VIII

7 сентября 1906 г.

1 января 1909 г. Орден св. Станислава 3 степени

Пения и музыки – Иван Иванович Чернов (инструментальный класс придворной капеллы), православной веры. Жалование 500 р., 20 % прибавка 100 р., квартирные 100 р., итого 700 р.

Род. 26 августа 1872 г.

15 июля 1903 г.

15 июля 1903 г.

VIII

Не имеет

18 мая 1892 г. Золотые часы из кабинета Его Величества

Гимнастика – Адольф Антонович Новак (он же учитель мужской гимназии), гимнастическая школа при Главном Управлении Общ. Сокол. в Праге, римско-католической веры. Жалование 500 р.

Род. 30 июля 1876 г.

18 сентября 1906 г.

-

-

Врач – к. сов. Аркадий Иванович Кравцов (он же преподаватель гигиены), Императорский Харьковский Университет, медицинский факультет, со званием лекаря, православной веры. Орден св. Анны 2 степени и серебряная медаль в память царя Александра III. Жалование 300 р., за уроки 150 р., 20 % прибавка 60 р., итого 510 р.

Род. 19 января 1857 г.

22 апреля 1884 г.

18 сентября 1899 г.

18 сентября 1899 г.

X

22 апреля 1895 г.

1 января 1910 г.

Орден св. Анны 2 степени

 

Характеристика А. К. Димитриу как педагога и организатора народного образования в Белгороде

Во время директорства А.К. Димитриу Белгородский учительский институт добился возможности с разрешения попечителя Харьковского учебного округа вносить изменения в учебный план и программы, что позволило значительно расширить теоретическую часть курса почти по всем предметам, а также ввести дополнительные самостоятельные работы студентов творческого характера. Наряду со словесными методами обучения всё большее место занимали наглядные и практические. Классно-урочная форма организации учебной работы сочеталась с лекционно-зачетной. Широко практиковались показательные уроки студентам института с последующим детальным разбором. Так, под руководством А.К. Димитриу в первый учебный месяц в присутствии студентов третьего курса преподаватели института давали несколько примерных уроков в различных классах городского училища с последующим их обсуждением на вечерних педагогических конференциях. Так реализовывались коллективом Белгородского учительского института предложения и пожелания, высказанные на страницах журнала «Русская школа» в 1906-1907 годах. Такой метод работы педагогического учительского института заметно повысил теоретическую подготовку выпускников. Качество их подготовки позволяло им работать учителями в женских гимназиях и прогимназиях, ремесленных училищ[15] [9].

Все вышесказанное говорит о том, что в период руководства А.К. Димитриу Белгородским учительским институтом его коллектив достиг больших успехов в развитии методики преподавания и организации учебной работы, а сам А.К. Димитриу показал себя как талантливый педагог и крупный организатор народного образования в г. Белгороде.

 

О деятельности А.К. Димитриу в Воронеже (по материалам воронежских исследователей)

В поисках новых возможностей применения своего таланта и организаторских способностей А.К. Димитриу, продолжая работать директором Белгородского учительского института, разрабатывает план создания нового учительского института в Воронеже. В своих работах Т.Н. Чернобоева [11, 12] показывает, что торжественное открытие Воронежского учительского института произошло 13 октября 1913 г., хотя в старой исторической хронологии Белгородского учительского института период работы А.К. Димитриу в этом институте простирается до 1914 г. [1, 2, 4, 8]. Из материалов семейного архива А.К. Димитриу (рис. 1) следует, что в сентябре 1913 г. он уже был директором Воронежского учительского института.

На рис. 1 воспроизведено письмо руководства Белгородского педагогического кружка от 15 сентября 1913 г., направленное в адрес директора Воронежского учительского института А.К. Димитриу с выражением благодарности за прошлые его труды на посту Председателя педагогического кружка и с сообщением о решении избрать его почетным членом кружка. На этом документе удается прочесть подпись секретаря кружка. Это священник Алексей Гаврилович Попов, который в эти годы работал законоучителем Белгородского учительского института[16]. Среди лекторов этого кружка мы ранее упоминали Е. Попова. Священник Евгений Николаевич Попов являлся преподавателем русского языка и словесности[17].

 

Рис. 1. Уведомление директора Воронежского учительского института А.К. Димитриу об избрании его почетным членом Белгородского педагогического кружка

Fig. 1. Notification of the director of Voronezh Teachers' Training Institute A.K. Dimitriu on his election as an honorary member of Belgorod Pedagogical Circle

 

Переехав в Воронеж и возглавив там Воронежский учительский институт, А.К. Димитриу, так же как это было в Одессе и Белгороде, передает свой богатый педагогический опыт в одной из женских гимназий города. Так, в архивной службе Воронежской области хранятся личные дела учителей и наставников Воронежской частной женской гимназии М.П. Кожевниковой. Дело № 38, начатое 5 ноября 1913 г., относится как раз к нему[18].

Приведем краткие биографические сведения о А.К. Димитриу согласно работе Т.Н. Чернобоевой [11]. А.К. Димитриу родился в семье священника в г. Довлетогач в Бессарабии (согласно Википедии, это было село Давлет-Агач (Девлет-Агач), основанное в 1830 г. вблизи бывшего татарского поселения болгарскими переселенцами, c 1918 г. вошло в состав Румынии и до 1944 г. носило это название, сейчас в составе Украины носит название Делень). Отец его – румын, мать – украинка. Образование получил в Духовном училище, вскоре оставил его, включившись в активную революционную работу в народнических кружках 70-х годов XIX в. Педагогическая деятельность началась с должности учителя сельского училища. Стремясь к знаниям, он самостоятельно подготовился к экзамену на аттестат зрелости и поступил в Новороссийский университет. По окончании университета преподавал в различных учебных заведениях, был директором гимназий в нескольких городах России, лектором Новороссийского университета. За многолетнюю успешную службу ему было присвоено дворянское звание. В 1913 г. опытный педагог и организатор возглавил открывшийся Воронежский учительский институт. В областной газете «Воронежская коммуна» за 29 марта 1925 г. был опубликован некролог, посвященный А.К. Димитриу.

Приведем наиболее интересные выдержки из этого некролога [3]. По словам его автора, А.К. Димитриу был жизнелюбом, чутким, отзывчивым человеком, идеалом настоящего педагога, воспитавшим целое поколение учителей Воронежской и ближайших губерний. Он «не замыкался в рутине царившей реакции, а всегда шёл впереди». При нем «заснувшая в тине педагогической мысль Воронежа ожила, потянулись в институт все лучшие силы “черной кости”, каким нельзя было попасть в Императорские университеты». Он организовал при институте курсы экстернов, принял активное участие в организации и был одним из руководителей Воронежского педагогического института (1918-1921 гг.). Затем участвовал в реформе Воронежского университета при создании на его базе педагогического факультета, где работал преподавателем.

В своей работе Т.Н. Чернобоева [11] отмечает, что в день торжественного открытия 13 октября 1913 г. Воронежского учительского института его директору А.К. Димитриу был преподнесен Приветственный адрес, подписанный руководителями всех средних учебных заведений города.

В другой своей работе Т.Н. Чернобоева [12] уточняет время открытия на базе Воронежского учительского института Воронежского педагогического института. Это произошло в октябре 1918 г. Во главе управления этим институтом стал педагогический совет, а административно-исполнительным органом был президиум этого совета. В состав президиума были выбраны пять человек. Председателем президиума и одновременно заведующим учебной частью стал А.К. Димитриу [12].

Е.В. Кривотулова [5], со ссылкой на материалы государственного архива Воронежской области[19], отмечает, что среди первых руководителей дисциплин педагогического цикла Воронежского университета были известные дореволюционные педагоги – А.К. Димитриу и А.Н. Ясинский. Они работали недолго, но заложили в курс педагогики основы психологии как обязательный компонент подготовки будущего учителя.

В «Календаре памятных дат Воронежского края (2012-2016 гг.)»[20] уточняется, что активными организаторами Воронежского педагогического института, созданного в 1931 г. на базе педагогического факультета Воронежского государственного университета, стали такие выдающиеся педагоги, как П.В. Каптеров, К.Н. Вентцель, С.В. Иванов, А.К. Димитриу, А.Н. Ясинский, знаменитый автор учебников по математике А.П. Киселев. Однако здесь следует сказать, что П.В. Каптеров и А.К. Димитриу умерли, соответственно, в 1922 и 1925 году и не могли быть создателями этого института в 1931 году. На сайте Воронежского государственного педагогического университета указано, что он был создан (как Воронежский государственный педагогический институт) Постановлением Совета народных комиссаров от 13 июля 1931 г. на базе педагогического факультета Воронежского государственного университета. Как отмечалось в упомянутом выше некрологе [3], А.К. Димитриу был одним из организаторов Воронежского педагогического института (1918-1921 гг.), Воронежского института народного образования (1920-1921 гг.) и педагогического факультета Воронежского госуниверситета. На базе последнего в 1931 году и был создан Воронежский государственный педагогический институт.

Большой вклад А.К. Димитриу, П.В. Каптерова и А.Н. Ясинского в развитие народного образования Воронежского края отмечается также в работе Е.Г. Шуляховского [10].

Всё вышеизложенное говорит о том, что среди исследователей истории педагогического образования Воронежского края А.К. Димитриу характеризуется как выдающийся педагог, не говоря уже о его больших заслугах в организации высшей школы в Воронеже. Кроме того, работа Е.В. Кривотуловой [5] проливает свет на вклад А.К. Димитриу в развитие методологии педагогической науки.

Итак, мы рассмотрели и проанализировали все известные в литературе сведения о жизнедеятельности А.К. Димитриу. Обратимся теперь к материалам его семейного архива, чтобы восполнить имеющиеся в литературе пробелы.

По материалам семейного архива А.К. Димитриу

В начале мы представим уникальные фотографии из семейного архива А.К. Димитриу, любезно предоставленные нам его правнучкой Потаниной Наталией Леонидовной, доктором филологических наук, заведующей кафедрой зарубежной литературы и языкознания Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Комментарии к ним сделаны ей же.

На первой подписанной фотографии (рис. 2) мы видим Алексея Константиновича Димитриу и Юлию Болеславовну Димитриу (в девичестве Борейша). Фото сделано ориентировочно в 1892 году.

 

Рис. 2. А.К. Димитриу и его жена в молодости

Fig. 2. A.K. Dimitriu and his wife in their youth

 

На второй фотографии (рис. 3) Алексей Константинович Димитриу стоит во втором ряду, четвертый справа (для смотрящего на фотографию). Справа от него его дочь Екатерина, ставшая впоследствии врачом, жила и скончалась в Воронеже. В том же ряду вторая слева – его дочь Софья (в замужестве Рыкова), преподаватель латинского языка в Воронежском госуниверситете, жила и скончалась в Воронеже.

 

Рис. 3. А.К. Димитриу в окружении родственников и друзей

Fig. 3 A.K. Dimitriu, surrounded by the family and friends

 

В первом ряду крайний слева – его сын Константин, в дальнейшем первый заведующий кафедрой иностранных языков Тамбовского пединститута, умер в 1952 году в Тамбове от туберкулеза. Рядом с ним (вторая слева) – жена Константина, Елена Владимировна Димитриу (в девичестве – Никулина). В первом ряду четвертая слева – мать Е.В. Димитриу, Мария Васильевна Никулина. Рядом с ней, пятая слева – жена А.К. Димитриу (Ю.Б. Димитриу). В первом ряду пятая справа – дочь Алексея Константиновича Мария (в замужестве Муфель), в дальнейшем – врач-педиатр, умерла в Воронеже. В первом ряду второй справа – Владимир Иванович Никулин, почетный гражданин, белгородский купец второй гильдии. По рассказам его дочери Е.В. Димитриу, в 1918 году В.И. Никулин был взят красными в заложники, за него требовали выкуп, который его дочь везла в Белгород, но не успела: когда приехала, ей сообщили, что отец ее расстрелян. На самом дальнем плане (выше всех) стоит самый младший сын А.К. Димитриу, Всеволод. Он тоже был преподавателем и умер в Ростове-на-Дону. Фото сделано ориентировочно в 1913 или в 1914 году.

На третьей фотографии (рис. 4), сделанной во дворе дома А.К. Димитриу, запечатлены торжественные проводы А.К. Димитриу из Белгорода в Воронеж в июле 1913 г. Запись на обороте фотографии (рис. 5) сделана Е.В. Димитриу, в том же году вышедшей замуж за старшего сына А.К. Димитриу, Константина Алексеевича. На фотографии А.К. Димитриу сидит в первом ряду, пятый справа (для смотрящего на фотографию). Рядом с ним (по его правую руку) сидит его жена Юлия Болеславовна с большим букетом цветов.

 

Рис. 4. Торжественные проводы А.К. Димитриу из Белгорода в Воронеж в июле 1913 г.

Fig. 4. The ceremony of seeing A.K. Dimitriu off from Belgorod to Voronezh in July 1913

 

Рис. 5. Обратная часть фотографии торжественных провод А.К. Димитриу из Белгорода в Воронеж

Fig. 5. The back of the photo of the ceremony of seeing A.K. Dimitriu off from Belgorod to Voronezh

 

В первом ряду вторая справа – его дочь Софья. Во втором ряду стоят, второй и третья – его сын Константин с женой Еленой Владимировной, рукой которой сделана надпись на обороте фотографии. На фотографии запечатлено много преподавателей Белгородского учительского института, некоторые из них в форменных мундирах.

На четвертой фотографии (рис. 6) запечатлены сослуживцы А.К. Димитриу по Белгородскому учительскому институту. На ней крайний слева сидит А.К. Димитриу. Фото сделано ориентировочно в 1907 году.

 

Рис. 6. Сослуживцы А.К. Димитриу по Белгородскому учительскому институту

Fig. 6. The colleagues of A.K. Dimitriu at Belgorod Teachers' Training Institute

 

Задачей краеведов Белгорода и историков Белгородского государственного национального исследовательского университета является установление лиц, изображенных на трех групповых фотографиях (рис. 3, 4, 6), при этом особенно важно идентифицировать преподавателей Белгородского учительского института.

Теперь обратимся к описанию документов об образовании А.К. Димитриу из его семейного архива.

На рис. 7 представлен текст копии Свидетельства об окончании А.К. Димитриу Кишиневской прогимназии и присвоении ему звания учителя сельского приходского и начального народного училища. Оно датировано 29 сентября 1878 г. Как видим, А.К. Димитриу окончил прогимназию (курс обучения в таких учебных заведениях составлял пять лет) в довольно позднем возрасте, когда ему был 21 год. Это связано с тем, что он первоначально обучался в Духовном училище [11]. По сведениям Потаниной Н.Л., экзамены были им сданы экстерном.

 

 

СВИДѣТЕЛЬСТВО

Предъявитель сего сынъ Священника Алексѣю Константинову Димитрiу, на основанiи Высочайше утвержденнаго 22 апрѣля 1868 года мнѣнiя Государственнаго Совѣта о спецiальных испытанiяхъ по министерству Народнаго Просвѣщения, подвергшись сокращенному испытанiю в Педагогическом Совѣтѣ Кишиневской прогимназiи и выдержавъ оное удовлетворительно, удостоенъ звания учителя сельскаго приходскаго и начальнаго народнаго училища

Въ удостовѣренiе чего дано ему это свидѣтельство за надлежащимъ подписаниемъ с приложенiемъ печати Кишиневской прогимназiи

г. Кишинев Сентября 29 дня 1878 года

 

Инспекторъ (подпись)

(законоучитель)

 

Печать Кишиневской Учители: (две подписи)

Прогимназии

Письмоводитель К. Мончинский

 

Пошлины за настоящее Свидетельство взысканы

Письмоводитель К. Мончинский

 

 

Рис. 7. Копия свидетельства об окончании А.К. Димитриу Кишиневской прогимназии

Fig. 7. A copy of A.K. Dimitriu’s certificate of completion of Kishinev Progymnasium

 

На рис. 8 представлен текст Диплома об окончании А.К. Димитриу Императорского Новороссийского университета с сохранением старой орфографии и пунктуации.

 

 

ДИПЛОМ

Предъявитель сего, Алексей Константиновичъ Димитрiу, сынъ священника, вероисповедания православного, по выслушанiи полного курса наукъ историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета, подвергался испытанiю въ историко-филологической испытательной комиссiи при вышеозначенномъ университетѣ в Маѣ и Сентябрѣ мѣсяцахъ 1890 года, при чемъ оказалъ следующiе успехи: по греческимъ авторамъ: по поэту – весьма удовлетворительные, по прозаику – весьма удовлетворительные; по римскимъ авторамъ: по поэту – весьма удовлетворительные, по прозаику – весьма удовлетворительные; по исторiи классическихъ народов – весьма удовлетворительные; по исторiи древняго искусства – весьма удовлетворительные; по философiи – весьма удовлетворительные; по русской исторiи – весьма удовлетворительные; по всеобщей исторiи – весьма удовлетворительные; по исторiи славянъ – весьма удовлетворительные; по исторiи церкви – весьма удовлетворительные; письменные отвѣты: по латинскому языку – весьма удовлетворительный, по греческому языку – весьма удовлетворительный.

По сему, на основанiи ст. 81 общаго устава Императорских Российских университетовъ 23 августа 1884 года, Димитрiу удостоен диплома первой степени со всеми правами и преимуществами, поименованными въ ст. 92 устава и в V п. Высочайше утвержденнаго въ 23 День Августа 1881 года мнѣнiя Государственного Совѣта. В удостоверенiе сего и данъ ему, Димитрiу, сей дипломъ за надлежащею подписью и съ приложенiем печати Канцелярiи Попечителя Одесскаго Учебнаго Округа. Городъ Одесса, Октября 23 дня 1890 года.

Попечитель Одесскаго Учебнаго Округа Действительный статский Советникъ и Кавалеръ Сольскiй.

Председатель историко-филологической Испытательной комиссiи Ф. Коршъ.

М.П. за Правителя канцелярiи, Колежскiй

Ассесоръ В.Демвшиг (?)

Установленный за дипломъ сбор внесенъ

Ст. 92 устава устава Императорских Российских университетовъ, Высочайше утвержденнаго 23 августа 1884 года.

Удостоенные по выдержании испытанiя одного из устоновленныхъ статьею 81 дипломовъ, пользуются относительно отбывания воинской повинности правами, определенными въ уставѣ о сей повинности (Св. Зак. Т. IV кн. I изд. 1876 г.). Принадлежащия к мещанскому сословiю или состоянiю сельскихъ обывателей лица, приобрѣвшiя ученыя степени или получившiя одинъ из установленныхъ статьею 81 сего устава дипломовъ, пользуются: первыя – правомъ на причисленiе къ потомственному почетному гражданству, а вторыя – правом на причисленie к личному почетному гражданству, согласно статьямъ 503 и 506 Законовъ о состоянияхъ (Свод Зак. Т. IX изд 1876 г.)

V п Высочайше утвержденнаго 23 августа 1884 года мнѣнiя Государственного Совѣта: впредь до разрѣшенiя общего вопроса о служебныхъ правахъ, приобрѣтаемыхъ окончанiемъ курса в учебныхъ заведенияхъ, предоставить лицам удостоенным ученыхъ степеней, а равно выдержавшимъ окончательное университетское испытание право на утверждение при поступлении в гражданскую службу въ слѣдующихъ чинахъ: доктору в чинѣ VIII класса, магистру – в чинѣ IX класса, получившему дипломъ первой степени в чинѣ X класса и получившему диплом второй степени в чинѣ XII класса.

Я, нижеподписавшийся, удостоверяю верность этой копiи с подлинникомъ ея, предоставленным мне, Петру Павловичу Шмиту, Одесскому нотариусу, въ Конторе моей Бульварного участка, на Ланжероновской улицѣ, въ городскомъ домѣ №15, студентомъ Императорского Новороссийского Университета Алексеемъ Константиновичемъ Димитрiу, живущим в Одессѣ по Херсонской улицѣ, въ домѣ Бини (?).

При сличенiи мною этой копiи с подлинникомъ въ последнемъ подчисток приписок, вычеркнутых слов и ……………… не было и в сей копiи на 4 странице в 3? строке исправлено «магистру», чему верить.

Одесса Октября 24 дня 1890 года по реестру № 3266

Нотариус (подпись)

Печать нотариуса Петра Шмита въ Одессљ

 

Рис. 8. Копия диплома об окончании А.К.  Димитриу Императорского Новороссийского университета

Fig. 8. A copy of A.K. Dimitriu’s diploma from Imperial University of Novorossiysk

 

Отсюда следует, что в октябре 1890 г. А.К. Димитриу получил на руки диплом с отличием (первой степени), что помимо степени кандидата университета и звания учителя гимназии давало ему чин X класса. Во время окончания университета ему было 32 года. С учетом того, что обучение в Императорских российских университетах было четырехлетним, это означает, что А.К. Димитриу поступил в Императорский Новороссийский университет в 1886 г., когда ему было 28 лет. Следует предположить, что А.К. Димитриу в восьмилетний период, с момента окончания Кишиневской прогимназии до поступления в Императорский Новороссийский университет, учительствовал в сельских приходских и начальных народных училищах Одесского учебного округа, а уже после окончания университета стал работать в гимназиях Одессы.

Из диплома об окончании А.К. Димитриу университета мы узнаем, что он в то время жил в Одессе на Херсонской улице, в доме Бини.

В семейном архиве А.К. Димитриу хранится Свидетельство о рождении в Одессе 25 декабря 1892 г. его сына Константина Алексеевича Димитриу, которое мы не воспроизводим. Из него мы узнаем, что его родственниками были священник Кишиневской Епархии, Аккермановского уезда, села Дельжелети Константин Иванович Димитриу (отец А.К. Димитриу) и жена коллежского секретаря Юлия Федоровна Борейша (мать жены А.К. Димитриу). По уточненным данным проф. Потаниной Н.Л., село называлось не Дельжелети, а Дельжилер (согласно материалам Википедии, это село переименовано в 1945 г. в Дмитровку, старое название возвращено в 2016 г.).

Заключение

Таким образом, в данной работе по литературным данным белгородских и воронежских исследователей, официальным печатным материалам по Харьковскому учебному округу, Одесскому учебному округу и Императорскому Новороссийскому университету, архивным данным по Воронежу прослежена деятельность А.К. Димитриу после окончания им Императорского Новороссийского университета, а также приведены с комментариями уникальные фотографии и документы из его семейного архива. Показано, что А.К. Димитриу не работал преподавателем Императорского Новороссийского университета, как отмечалось в других исследованиях. Анализ этих материалов и документов убеждает нас в том, что А.К. Димитриу был крупным деятелем народного образования Курской и Воронежской губерний. Специального изучения требует период его обучения в Одессе, чтобы понять взлет его научной мысли, результатом которой была публикация им двух выдающихся статей по византинистике в 1894-95 гг. Материалы об этом периоде его жизнедеятельности хранятся в РГИА и фонде Императорского Новороссийского университета Одесского областного государственного архива. Но это будет предметом наших дальнейших исследований.

 

Автор благодарит кандидата химических наук Наталию Николаевну Скворцову из Санкт-Петербурга за предоставления данных из «Списка лицам, служащим по Харьковскому и Одесскому учебным округам», данных по «Обозрению преподавания» и «Отчетам Императорского Новороссийского университета», а также доктора филологических наук из Тамбова Наталию Леонидовну Потанину за предоставление материалов из семейного архива А.К. Димитриу и комментарии к ним.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflict of Interests: author has no conflict of interests to declare.

 

[1] Отчет о деятельности Белгородского педагогического кружка за 1910-1911 год (первый год существования). Белгород. 1911. С. 4-12.

[2] ГАВО. Ф. 8 и 9. Оп. №1. Ед. хр. №3.

[3] Отчет о деятельности Белгородского педагогического кружка за 1910-1911 год.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1910 г. Выпуск 1. Харьков: Типография и литография М. Зильберберг и Сыновья, 1911. С. 320-322.

 

[10] Список должностных лиц Одессы – Министерство народного просвещения. Адрес–календарь Херсонской губернии. 1901 г. [Электронный ресурс] URL: http://rodovoyegnezdo.narod.ru/Kherson/1901_Odessa_narprosv.htm (дата обращения: 17.07.2017).

[11] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1910 г. Выпуск 1. Харьков: Типография и литография М. Зильберберг и Сыновья, 1911. С. 320-322.

[12] См.: Циркуляр по Харьковскому учебному округу. 1906. № 11. С. 5.

[13] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1910 г. Выпуск 1. Харьков: Типография и литография М. Зильберберг и Сыновья, 1911. С. 320-322.

[14] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1913 г. Часть 1. Харьков: Типо-литография М. Сергеева и К. Гальченка, 1913. C. 450-452.

[15] Отчет о деятельности Белгородского педагогического кружка...

 

[16] Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1910 г. Выпуск 1. Харьков: Типография и литография М. Зильберберг и Сыновья, 1911. С. 320-322; Список лицам, служащим по Харьковскому учебному округу 1913 г. Часть 1. Харьков: Типо-литография М. Сергеева и К. Гальченка, 1913. C. 450-452.

[17] Там же.

[18] Архивная служба Воронежской обл. Опись № 1. Фонд №11-74. Воронежская частная женская гимназия М. П. Кожевниковой, г. Воронеж. Дело № 38. Димитриу Алексей Константинович. Начало 1913 г. Личные дела учителей и наставников.

[19] Архивная служба Воронежской обл. Опись № 1. Фонд №11-74. Воронежская частная женская гимназия М. П. Кожевниковой, г. Воронеж. Дело № 38. Димитриу Алексей Константинович. Начало 1913 г. Личные дела учителей и наставников.

[20] Календарь памятных дат Воронежского края (2012-2016 гг.). Информационно-справочное издание / Сост. В. И. Погорелов. Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ», 2011. 250 с.

Список литературы

  1. Базелеева, В.А. Библиотеке Белгородского государственного университета 125 лет // Научные и технические библиотеки. 2001. № 12. С. 94-98.
  2. Болгова, А.М. К истории учреждения Белгородского учительского института // Научные ведомости БелГУ. Серия: Педагогика. 2002. № 2 (17). С. 239-249.
  3. Григоров, П.А. Димитриу А.К. Некролог // Воронежская коммуна. 1925, 29 марта.
  4. Истории вуза страницы листая… / Сост. Н.И. Руднева; отв. ред. Н.В. Камышанченко. Белгород: БелГУ, 1999. 246 с.
  5. Кривотулова, Е.В. Развитие педагогического образования и педагогической науки в Воронежском университете // Материалы межрег. науч.-практ. конференции «Роль классических университетов в педагогическом образовании». Воронеж: Воронежский государственный университет. 2003. С. 53-59.
  6. Московкин, В.М. Белгородский учительский институт: директора, преподаватели и выпускники // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 29-41.
  7. Московкин, В.М. Забытый деятель народного образования Курской и Воронежской губерний А.К. Димитриу как известный византинист // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. № 21 (192). Вып. 32. С. 104-105.
  8. Нерубенко, М. В учительстве всех начал: К 135-летию Белгородского учительского института // Наш Белгород. 2011, 10 декабря.
  9. От учительского института к Государственному университету: 120 лет Белгородскому учительскому институту / Редкол.: Н.В. Камышанченко, Е.В. Тонков, В.К. Харченко. Белгород: БелГУ, 1996. 107 с.
  10. Очерки истории Воронежского края в 2 т. / Под ред. Е.Г. Шуляховского. T. 2. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1961-1967. 677 c.
  11. Чернобоева, Т. Н. К истории педагогического образования: Воронежский учительский институт (1913-1918 гг.) // Человек и общество: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: ВГПУ, 2010. Выпуск 9. С. 54-58.
  12. Чернобоева, Т. Н. У истоков высшего педагогического образования в Воронежской губернии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. Том 13. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Специальный выпуск. 2007. С. 66-69.