16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2018-4-3-0-8

Жалдак Н.Н. Изобразительный логико-семантический анализ естественного языка науки: монография. Белгород: ЛитКараВан, 2008. 204 с.

Aннотация



Ключевые слова:

В монографии Н.Н. Жалдака обосновывается оригинальный авторский метод диаграммного логико-семантического анализа языка и описываотся результаты его применения. Помимо этого, дается обоснование методологических принципов, руководствуясь которыми автор строит этот метод. Дается также обоснование предпочтительности данного метода по сравнению с альтернативными. Поэтому название монографии может быть изменено на «Философская методология изобразительного логико-семантического анализа естественного языка науки».

Фактически, методологическим характером монографии объясняется то, что в достаточно пространной первой главе в ней обосновываются методологические принципы исследования и вместе с тем выясняется то, что исследование по этим принципам соответствует интересам эффективной деятельности в логике, лингвистике, психологии и педагогике и требует кооперации всех этих дисциплин. Тем самым исследование позиционируется не как чисто логическое, а как междисциплинарное философское, которое относится к философии науки.

Н.Н. Жалдак исходит из того, что естественный (обычный) язык является языком междисциплинарного общения, употребляется вместе со своими логическими средствами в научном познании во всех научных дисциплинах. Поскольку в науке должен быть сознательный контроль над средствами и методами, которые используются в познании, постольку в ней должно быть осознание этих средств и методов и должна быть установка на все более эффективное использование логических средств, логики естественного языка в научном познании. Автор обращает внимание на то, что в таблицах, которыми пользуется любой субъект научного познания и едва ли не любой грамотный человек, выполняются логические операции, что было подмечено еще Лейбницем, при этом таблицы выполняют функцию логических диаграмм. Поскольку же люди, которые составляют таблицы, большей частью особый курс логики не изучали, то логикой составления таблиц служит изобразительная логика естественного языка, которая используется интуитивно.

Во второй главе раскрывается возможное многообразие изобразительных средств, которые могут использоваться в изобразительных семантических методах логического анализа естественного языка, и решаются существенные проблемы их использования. Автор преобразует таблицы истинности в линейно-табличные диаграммы, которые намного более удобны для построения. Далее путем добавления обозначений существования эти диаграммы превращаются в линейно-табличные диаграммы существования (ЛТДС), которые наиболее эффективны для контроля над рассуждениями о свойствах.

Ставится проблема выбора такой системы силлогистики, в которой языковые конструкции, которыми выражаются формы суждений, имеют те же значения, что и в естественном языке, т.е. соответствуют логике этого языка. Такой силлогистикой и исходным основанием для представления логики естественного языка автору служит логика суждений существования Л. Кэрролла. Но этот выбор таких значений форм суждений, которые соответствуют естественному языку, автор делает сам и предлагает делать всем, основываясь на социолингвистическом исследовании того, какие значения придаются этим формам массой пользователей естественного языка.

В главе третьей дан теоретический обзор техники представления знаний для поэтапной подготовки будущего субъекта научного познания к овладению логикой построения таблиц вообще и табличным построением символической логики, в частности. Излагаются результаты пробного социолингвистического исследования понимания студентами значений логических средств языка.

Глава четвертая содержит представление практической логики на языке ЛТДС как усовершенствование методов решения задач по темам «понятие», «суждение», «умозаключение». Н.Н. Жалдак предлагает уникальные по полноте диаграммные словари логических форм суждений о свойствах предметов, случаев, мест, времен и точек зрения. В каждом из этих словарей 148 диаграмм (ЛТДС), каждая из которых отличается от других информацией о существовании, которую несут изложенные автором формы атрибутивных суждений с двумя терминами. Указаны равнозначные, синонимичные формы. Автор монографии показывает целесообразность определения отношений между терминами (понятиями) и отношений между суждениями по истинности посредством таких диаграмм, которые непосредственно учитывают информацию логических форм понятий и суждений. Дедукция посредством построения ЛТДС представлена как способ соблюдения принципа причинности и метод производства нового знания. Фактически предлагается уникальная по объему включенных в нее логических средств система логики этого языка. 

Практическая ценность монографии состоит в том, что она содержит теоретическое обоснование наиболее эффективных методов проверки и построения рассуждений на естественном языке самим человеком, который призван делать самостоятельные выводы из данных, предоставляемых ему компьютером, без чего человек стал бы бездумным придатком к компьютеру. С другой стороны, алгоритмизированные методы Жалдака легко переводимы в компьютерные программы и могут служить повышению эффективности человеко-машинного интерфейса, диалога на естественном языке в системе «человек-компьютер». Применимость этих методов подтверждается убедительной подборкой форм логических задач (Жалдак, Н.Н. Задачи по практической логике: монография. Белгород, 2013), решаемых диаграммными методами Жалдака, т.е. форм диаграммных рассуждений, и его учебными пособиями, которые создавались и использовались в авторских курсах логики (Жалдак, Н.Н. Практическая логика: Учебное пособие для вузов. Белгород, 2015) и др.

Исследования Н.Н. Жалдака, вне всякого сомнения, являются выдающимся вкладом в науку, делающим логику конструктивным инструментом для работы с информацией, сообщаемой на естественном языке. К сожалению, эти исследования остались недостаточно понятыми и недооцененными. По моему опыту, это неизбежно для любых новаторских работ: должно пройти время, чтобы их по достоинству поняли и оценили.

Рецензируемая монография представляет новое направление философско-методологических исследований, цель которых – решение существенных для развития логики научного познания проблем, возникающих на стыке логики, лингвистики, психологии и педагогики. Она может быть рекомендована к широкой публикации и к защите в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук.

Список литературы

Список использованной литературы появится позже.