16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-4-1-5

Родовая фамилия «Бахтины» (к научной биографии М. М. Бахтина). Реконструкция родословной семьи Бахтиных

Aннотация

В статье представлены результаты исследовательской работы по формированию фондов для изучения персонально-родовой топографической модели фамилии Бахтиных. Выявлены методологические принципы и концептуальные аспекты информационно-эвристического подхода к организации исследовательского процесса по систематизации фактографического материала. Особое внимание обращается на необходимость существенного пересмотра известных биографических фактов о родословной М.М. Бахтина в контексте расширенной реархивации персональных источников. Представлена интерпретация неизвестных ранее архивно-документальных свидетельств, публикующихся впервые.


Введение

В 2019 году в Орле организован Научно-просветительский центр имени М.М. Бахтина, являющийся структурным подразделением Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина. Заданная при создании Центра многопрофильность позволяет органично сочетать сугубо научные исследования с культурно-исторической и просветительской деятельностью. Работу Центра координирует экспертный совет, который интегрирует усилия специалистов самых разных сфер, как гуманитариев, так и представителей конфессиональных направлений: здесь трудятся историки и краеведы, культурологи и философы, теологи и богословы, художники и литераторы в союзе с театральными деятелями. Общая задача научно-творческого содружества – организация расширенной междисциплинарной оптики обзора фактографического материала в фокусе методологии Михаила Михайловича Бахтина – «Множественность ракурсов. Сближение с далеким без указания предшествующих звеньев» (Бахтин, 1986: 380).

Общая генерализирующая научно-исследовательская цель – создание методологической базы исследования родословия фамилии Бахтиных с привлечением расширенного фактографического фонда архивной документации.

Научно-просветительская цель – привлечение и актуализация внимания экспертов различных отраслей к проблематике культурно-исторической и социальной семантики в целом и неотъемлемой от нее духовной составляющей в родословной фамилии Бахтиных.

На сегодняшний день остаются открытыми многие вопросы, касающиеся биографии М.М. Бахтина и целого комплекса проблематики историко-генеалогического исследования семьи Бахтиных, как отдельной ветви рода, так и родовой фамилии «Бахтины» в целом. В одном предложении мы употребили три разных понятия, внешне как бы синонимичных друг другу, но далеко не тождественных – «семья», «фамилия», «род». Семья – это поколенная роспись одной из ветвей рода (как правило, от четырех до шести колен). Родовые истоки, по родоначальной фамилии, рассчитываются «черезколенно» – от поколения к поколению – «из рода в род». Исторически сложилось, что каждая сословно-государственная генерация – а «фамилия» есть прежде всего гражданско-правовая, а не сословная регламентация – стремится стратифицированными маркерами отмежевать фамилию от рода и всеми способами упрочить ее исключительно в системе наследственно-имущественных отношений. Такая регламентация касается многих древних родовых фамилий, угаснувших в периоды государственных трансформаций или адаптировавшихся к новым социальным условиям в ином статуте. Фамилия «Бахтин» в числе многих подвергалась подобным трансформациям социальной семантики в своей родословной, которая требует универсального «анамнеза»[1], позволяющего проследить корневую генеалогию в глубине веков. А потому насущный вопрос реархивации родословия семьи и фамилии Бахтиных не может относиться к разряду скандальных фальсификаций, но идентифицируется нами как научный подход к биографии не только Михаила Михайловича и его брата Николая Михайловича Бахтиных, но и всего рода Бахтиных, «служилых людей по отечеству», от конца XV – начала XVI столетий (исторический период возникновения фамилии как таковой), с момента первых упоминаний прозвания Бахта и фамилии Бахтины.

На этом положении базируется концептуально-стадиальный подход экстенсивного (кумулятивного) расширения фактографического материала с последующей систематизацией фондовой базы Орловского научно-просветительского центра им. М.М. Бахтина. За последние годы сделан значительный прорыв в заданном направлении. С позиций расширенного горизонта, дающего необозримую глубину корневых истоков «из рода в род», мы обращаемся к начальному опыту биографического исследования семьи М.М. Бахтина, не критикуя, но корректируя «любимые предрассудки» наших предшественников в соответствии с целостной топографической картиной родового тела Бахтинского Дома. Опыт предшествующих исследователей биографии М.М. Бахтина существенно помогает в организации поисковой работы, но вследствие различных причин он всякий раз останавливается на начальной стадии, не затрагивая глубинные процессы родоначалия и родопреемственности (Clark, Holquist, 1984; Конкин, Конкина, 1993; Паньков, web; Паньков, 2010; Осовский, Киржаева, 2020). Основная причина этого, на наш взгляд, – доминирование эмпирического подхода в отсутствие концептуально-методологического обоснования той информационно-поисковой модели, которая получает свое развитие только в первые десятилетия XXI века.

Предварительное замечание о методологическом инструментарии. В ходе исследования мы пришли к выводу, что все концептуальные обоснования, начиная с эвристической модели по организации информационно-поисковой работы с архивными источниками и принципов их историко-генеалогического истолкования и заканчивая металингвистическими концепциями, затрагивающими глубинные пласты ономастикона, как топонимического, так и антропонимического (к вопросу об этимологии фамилии «Бахтин»), фундаментально совпадают с методологическими принципами философской антропологии самого М.М. Бахтина. Таким образом, работа с архивными источниками позволяет установить «множественность ракурсов» рассмотрения не только персональных сведений о родословной, но и собственно научно-методологического состава персонально-родовой топографической модели фамилии Бахтиных в терминах М.М. Бахтина.

В дальнейшем мы намерены рассмотреть семейную структуру Бахтинского Дома в нисходящей родословной росписи прямой поколенной мужской линии семьи Бахтиных от VI колена. В настоящей же статье рассматривается эвристическая модель персональной реархивации метрических книг Орловской духовной консистории в отношении семейства Бахтиных в комплексе церковных и светских источников.

Данная структура исследования обусловлена методологическими аспектами информационно-поисковой модели метрических записей, которая функционально структурирована по принципу триединства места («география»), времени («хронология») и «персоны» (Антонов, Антонова, 2006: 125-128). Традиционная для русской культуры троичность заложена в фундаментальных основаниях научной методологии М.М. Бахтина – «хронотопе» и «персоне» (персональном хронотопе) или «персонально-родовой топографической модели». Исследовательская антропонимическая модель персоны воплощена в «имени/прозвище/фамилии» и наитеснейшим образом связана с топонимией (географическим названием места), но обусловлена она субстанционально-генерирующим фактором, не имеющим материального носителя, – временем. Методы реархивации фактического материала постепенно погружают нас в Большое время родовой истории фамилии «Бахтины».

Как показывает опыт, всякая систематизация архивных источников носит отпечаток текущего времени («малого времени современности», по М.М. Бахтину) и потому не претендует на некую универсальность, но позволяет интерпретировать локальный факт в контексте расширенной топографии. Метрические книги, а также выписи и свидетельства, сделанные из них (о рождении, крещении, бракосочетании, смерти), и примыкающие к ним брачные обыски и венечные книги (брак) классифицируются как персональные источники. Другую категорию источниковедения семейной структуры представляют собой следующие разряды: 1) писцовые, переписные, ландартские книги; 2) ревизские сказки; 3) исповедные росписи; 4) посемейные списки и др. Родовая история фамилии «Бахтины» предполагает «через-коленный» (из рода в род) обзор фактографического материала, уходящего своими корнями в историко-генеалогическую проблематику ее происхождения и распространения («Бахтинский ономастикон») во времени и пространстве («Бахтинский топографический хронотоп»).

 

Опыт расширенной фактографической реархивации персональных источников семейства Бахтиных: комплекс церковных и светских источников

Вначале необходимо сделать замечание об эвристическом значении информационно-поисковой модели метрических книг: исследователи советского и постсоветского пространства не имели возможности полного охвата значений социальной семантики документально-номинативных источников, упуская из поля зрения прежде всего конфессиональную составляющую содержания метрических книг (вневременную и бессословную). Именно конфессиональность обеспечивала метрическим книгам как аналогу церковно-приходского регистра значение общего (несословного) акта состояний, в отличие от отдельных (сословных) актов состояний, например, купеческих свидетельств, по признаку социально-правовой принадлежности гражданского состояния. Основная функция метрической книги – удостоверение событий духовного порядка – Таинства Крещения, Таинства Венчания, погребения (отпевания), а не демографического (биологического) – рождения, брака, смерти. Метрические книги представительствовали базовый, основной комплекс первичных документов и производных от них – выписи (выписки) и свидетельства, удостоверяющие личность.

На данный момент для нас представляет большую практическую значимость факт репликаций метрических книг и производных от них удостоверений (выписей и свидетельств). Один – подлинный экземпляр, или «черновой» – составлялся по месту формализации акта церковного обряда (приходской экземпляр хранился в ризнице церкви). Второй, консисторский, отправлялся в архив в виде копии, именуемой «беловой метрической книгой», заверенной церковным причтом, и отсылался в архив Духовной консистории в непосредственное ведение епархиальному архиерею, который начальствовал над регламентом делопроизодства. Для реархиватора важно учитывать, что оба экземпляра именовались одним термином «приходская метрическая книга», и в случае утраты одного экземпляра информация об утрате автоматически может распространиться на оба, хотя архивные работники, как правило, строго отслеживают делопроизводственную дифференциацию. В ситуации категорического отказа при запросе всегда остается надежда на повторную эвристику так называемого «движения метрик» – вдруг где и всплывет утраченный документ или какое-то его косвенное освидетельствование. Ввиду этого обстоятельства утраченные экземпляры мы будем именовать как «не обнаруженные». Практический опыт архивных исследований показывает, что ведущую роль играет фактор правильно выбранной направленности на предмет исследования, и «чудо» становится возможным и необходимым эвристическим инструментарием.

Производное от метрической книги «метрическое свидетельство» отличалось от «метрической справки» тем, что последняя не имела такой юридическо-правовой силы, как первое. Метрическое свидетельство исполняло функцию универсального свидетельства, подобия гражданского «паспорта», в актах бракосочетания, службы в армии, поступления на учебу, принятия наследства, но в наибольшей степени – духовного (конфессионального) удостоверения личности. Оба документа выдавались в концелярии духовной консистории по запросу индивидуального лица для каждой конкретной ситуации и имели статус не долгосрочного действия, то есть их могло быть несколько[2].

Метрическая выпись составлялась в форме именного списка по запросу казенных учреждений и военных организаций, в том числе и военных училищ. Этот факт особенно значим в поиске документации призывника Николая Бахтина (от 1915 года). По запросу духовных консисторий священники на местах составляли выписи родившихся в приходе мальчиков, с момента составления которых и начиналась призывная компания (призыв осущестлялся по достижении 21 года).

Часть первая. О родившихся. Из метрик Орловской духовной консистории

Реархивация данных по семейству Бахтиных была инициирована саранским исследователем С.С. Конкиным в начале 90-х годов прошлого века, но непосредственно осуществлялась она орловскими историками и краеведами – «людьми орловской книжности». По свидетельству орловского историка А.Ю. Сарана, метрические данные о рождении Михаила Бахтина были обнаружены краеведом Л.В. Ивановой в Государственном архиве Орловской области и переданы автору первой русской биографии Бахтина (Иванова, Саран, 1997: 282).

В книге С.С. Конкина и Л.С. Конкиной (Конкин, Конкина, 1993) и в более поздних публикациях Л.И. Ивановой и А.Ю. Сарана (Иванова, Саран, 1997) запись приведена не совсем корректно по отношению к первоисточнику; впрочем, это не ошибка исследователей, а факт документальной формализации. У всех исследователей документ именуется как «Метрическая книга Петропавловского собора г. Орла», что и записано от руки на внешнем переплете советского образца (см. Рис. 1). На самом деле исходное название документа существенно отличается, а именно: «Метрическая книга Орловской духовной консистории. Кафедральный Петропавловский собор для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1895 и 1896 год. Часть первая, о родившихся». То есть, данный артефакт представляет собой реплику консисторской «беловой метрической книги» – копию первичной, «черновой» записи прихода Петропавловского кафедрального собора.

 

Рис. 1. Справа: обложка переплета архива образца 1890-х гг. Слева: титульный лист Метрической книги Орловской духовной консистории на 1896 г.

Fig. 1. Right: Cover of an archive binder from the 1890s. Left: title page of the Metric Book of the Oryol Ecclesiastical Consistory for 1896

 

Далее текст записи воспроизводится синхронно согласно формуляру: на оборотной стороне листа 48-а в графе «Счёт родившихся» под номером 83 сделана запись: «Месяца» ноября 4-го (рождения) и 8 (крещения) 1895 года. «Имя» – Михаил. «Родители»: Орловский купеческий сын Михаил Николаев Бахтин и законная его жена Варвара Захарьева оба православные. На листе 49 запись «Восприемники»: Орловский купеческий сын Павел Николаев Бахтин и Орловского купца Николая Кузьмина Бахтина жена Екатерина Павлова. И в отдельной графе листа 49 – «Таинство крещения совершили иподиакон Орлов и псаломщик Успенский» (ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3262. Л. 048–049) (Рис. 2).

 

Рис. 2. Вырезка из скана с «Метрической книги Орловской духовной консистории.
 Кафедрального Петропавловского собора для записи родившихся, браком сочетавшихся
и умерших на 1895 год». Сканировано ГАОО 10.06.2022 г.

Fig. 2. Clipping from a scan from the “Metric Register of the Oryol Ecclesiastical Consistory.
Peter and Paul Cathedral for recording births, marriages and deaths for 1895”.
Scanned by State Archives of the Oryol Region 10.06.2022

 

На базе данного «основного» документа С.С. Конкин и Л.С. Конкина построили свою «купеческую» версию биографии, альтернативную версии дворянского происхождения, с их точки зрения, «не соответствующей действительности». Действительность оказывается намного сложней нами «любимых предрассудков», в том числе и сословных (не над этим ли иронизировал М.М. Бахтин в известных «беседах», прекрасно зная скандальный дух мистификаций и фальсификаций российских родословных). Впрочем, хотя очевидность факта налицо, топографическая действительность родового тела фамилии Бахтины в устах Михаила Михайловича могла бы обрести гротесковую масштабность, на много порядков превосходящую раблезианскую, в чем нам предстоит наглядно убедиться.

Что касается «Метрической книги Орловской духовной консистории. Кафедрального Петропавловского собора для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1894 год», в которой был записан первенец Михаила и Варвары Бахтиных Николай, то она для Орловского госархива утрачена и на сегодняшний день не обнаружена. Но на основе «черновой» приходской записи метрической книги выдавалось «метрическое свидетельство» на особом формуляре гербовой бумаги, соответственно, по месту рождения и крещения, которое на какое-то время исполняло функцию легитимного правового удостоверения личности.

В биографии С.С. и Л.С. Конкиных в примечании 14 к главе «Детские и юношеские годы» указывается, что в «метрическом свидетельстве» Николая Михайловича Бахтина записано: «“Тысяча восемьсот девяносто четвёртого года, марта двадцатого рождён, а двадцать третьего крещён Николай; родители его: орловский купеческий сын Михаил Николаевич Бахтин и законная жена его Варвара Захаровна; оба православные; восприемниками были: орловский купец Николай Косьмин Бахтин и орловская мещанка Евдокия Ивановна Овечкина”. В “Свидетельстве” отмечено, что эта запись произведена в Метрической книге Петропавловской церкви Орловского кафедрального собора. Госархив Одесской обл., Ф. 45, д.оп. 5., Д. 873, Л. 08.» (Конкин, Конкина, 1993: 361).

В примечании 1 к этой же главе упоминается также метрическое свидетельство Н.М. Бахтина, хранящееся в Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга – Ф. 14. Оп. 3. Д. 65630. Св. 3214. Л. 07 (Конкин, Конкина, 1993: 359). Нам удалось выяснить, что в данном Фонде 14 и Описи 3 значатся «Дела правления и правления по хозяйственному столу. Личные дела студентов за 1831, 1870–1916 гг.» (ЦГИА СПб).

Таким образом, у Николая Михайловича Бахтина наличествуют два метрических свидетельства, что связано с отдельными конкретными событиями, оба – для предоставления в учебные заведения. Список ситуаций, в которых свидетельство или выписка (выпись) из Метрической книги Духовной консистории запрашивалась организациями, был строго регламентирован Синодом и Указом императора. И вероятнее всего, первое свидетельство запрашивалось семейством Бахтиных для поступления Николая на учебу в Виленскую 1-ю классическую гимназию (1905–1912 гг.) – в порядке обязательной регламентации оно входило в пакет документов Николеньки Бахтина: отдельное свидетельство о состоянии (сословии), свидетельство о здоровье, привитии оспы и проч., и проч. Но вершило всем этим «пакетом» свидетельство метрической записи: «С подлинной верно, что и удостоверяем подписом и приложением церковной печати такого то дня и месяца и такого то года за № таким то. В качестве уплаты госпошлины на документ наклеена гербовая марка».

Состав этих документов дамокловым мечом нависает над биографией Михаила Михайловича Бахтина. Забегая вперед, скажем, что в контексте «метрик» пути исследования родословной фамилии Бахтиных нас неоднократно будут приводить в город Вильно, но это будут «Метрики литовская и коронная» Государственного архива Великого княжества Литовского и Царства Польского (Metryka magni ducis Lithuaniae) XV–XVI вв. в освидетельствование рода Бахтиных. Так что не будем спешить с заключением о временных сословных состояниях этой древней родовой фамилии.

С другой стороны, по Уставу духовных консисторий (от 1852 г.) и законам о состоянии (от 1876 г.), действительных до 1917 года, в личное пользование метрическое свидетельство выдавалось один раз из экземпляра консистории, запрашиваемое по достижению 17-летнего возраста, и вторично не выдавалось. Вторично могло быть выдано свидетельство только по «черновому» приходскому экземпляру (Антонов, Антонова, 2006: 39-48). Следовательно, метрические свидетельства Николая Михайловича Бахтина, хранящиеся в госархивах городов Одессы и Санкт-Петербурга, представляют особую ценность как редкие экземпляры копий с метрической книги, хранившейся в приходском архиве Кафедрального Петропавловского собора города Орла, которые в большинстве своем были утрачены. «Макулатурное» уничтожение церковных архивов храма планомерно проводилось с 1923 года, а в 1940 году Петропавловский кафедральный собор был взорван до основания. И если косвенные свидетельства о том, что Николай Михайлович проявлял непосредственный интерес к родословной, окажутся подтвержденными, то только в том случае, если станут доступны все его архивные документы, хранящиеся в Бирмингемском университете Великобритании (Archive catalogues University of Birmingham).

В настоящей статье впервые представлено документальное освидетельствование рождения Марии Михайловны Бахтиной, младшей сестры Николая и Михаила и старшей из сестер, единственной родившейся в Орле. На вопросе о полном составе семьи Бахтиных по городам Орёл и Мценск нам предстоит остановиться в следующих публикациях, здесь же в нашу непосредственную задачу входит описание документальной фактографии записей из метрических книг «О родившихся».

В примечании к главе «Детские и юношеские годы» С.С. и Л.С. Конкины указывают: «Сведения о сестрах М. Бахтина получены нами от Елизаветы Тихоновны Ситниковой – двоюродной его сестры. Она считала, старшая Мария – 1898 года рождения, младшая Наталья (в замужестве Перфильева) – 1909. О Екатерине могла сказать только, что она работала учительницей в одном из сел под Ленинградом. Сам М. Бахтин записал в одной из своих анкет, что Марии в 1929 году было 29 лет. Все они умерли в 1942 году в блокадном Ленинграде» (Конкин, Конкина, 1993: 361). Приводим документальное подтверждение предположения Елизаветы Тихоновны.

Метрическая книга Орловской духовной консистории на 1898 год. Часть I. О родившихся [Лист 66-а]. Запись № 10. Месяца января 26 (рождения) и 29 (крещения). «Имя» Марiя (Мария). «Родители»: Купеческий сын города Орла Михаил Николаев Бахтин и его законная жена Варвара Захарьева оба православные.

[Лист 67] «Восприемники»: Орловский купеческий сын Павел Николаев Бахтин и Орловского купца Николая Кузьмина Бахтина жена Екатерина Павлова Бахтина. В графе «Кто совершал таинство крещения»: Ключарь священник Матвей Крылов с псаломщиком Иваном Успенским. (ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3263. Л. 066–067) (Рис. 3).

 

Рис. 3. Вырезка из скана с «Метрической книги Орловской духовной консистории. Кафедрального Петропавловского собора для записи о родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1898 год». Сканировано ГАОО 10.06.2022 г. Публикуется впервые

Fig. 3. Clipping from a scan from the “Metric Register of the Oryol Ecclesiastical Consistory. Cathedral of Peter and Paul Cathedral to record births, marriages and deaths for 1898”. Scanned by State Archives of the Oryol Region 10.06.2022. Published first time

 

На наш взгляд, требуется еще раз подчеркнуть тот факт, что метрические книги обладают статусом скрытости информационной глубины, и каждая запись требует особого подхода и специальных методик исследования. При всех фактографических очевидностях извлечение информации из них далеко не тождественно историческому анализу источника по причине духовного содержания метрических записей, что представляет собой особый «хронотоп» места («географии» прихода и метрополии) и времени («хронологии» двух дат – рождения и крещения, бытия и пакибытия). В этом «хронотопе» заключен момент персонального значения и той личной свободы – духовной и гражданской, – которая вызревает в тайном статусе этого, прежде всего, «внесословного» документа. Наглядным примером здесь выступает тот факт, что Михаил Михайлович Бахтин имел привычку отмечать свой день рождения на четыре дня позже паспортной регламентации – в день крещения – 8 ноября по старому стилю или 21 ноября по новому – в день памяти Архистратига Архангела Михаила и всех Ангельских Сил – в народном именовании «Михайлов день».

Часть вторая, о бракосочетавшихся. «Метрическая книга Орловской Духовной консистории Петропавловского кафедрального собора г. Орла за 1893 год» (ГАОО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3259а. Л. 47б-48).

 

Рис. 4. Вырезка из скана с «Метрической книги Орловской духовной консистории. Кафедрального Петропавловского собора для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1893 год». Сканировано ГАОО 10.06.2022 г. Публикуется впервые

Fig. 4. Clipping from a scan from the “Metric Register of the Oryol Ecclesiastical Consistory.
 Cathedral of Peter and Paul Cathedral for recording births, marriages and deaths for 1893”. Scanned by State Archives of the Oryol Region 10.06.2022. Published first time

 

[Лист 47б] В графе «Счёт браков» № 8 от 25 января 1893 года. В графе «Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха, и которым браком»: Мещанин губернского города Орла Михаил Николаев Бахтин, православного вероисповедания, первым браком. В графе «Лета жениха» – 24.

В графе «Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание невесты, и которым браком»: Орловской губернии, Болховского уезда, Паюсовской волости, деревни Поветкино крестьянская девица Варвара Захарова Овечкина, православная, первым браком. В графе «Лета невесты» – 19.

[Лист 48] В графе «Кто совершал таинство»: Ключарь священник Матфей Крылов и Псаломщик диакон Сергей Неувратаев. В графе «Кто были поручители» «По жениху»: Прапорщик запаса армии Карл Казимиров и Орловский мещанин Владимир Васильев Шведов. «По невесте»: Подпоручик окского резервного батальона Иван Казимиров Тюних и орловский мещанин Александр Николаев Курляндский. В графе «Подпись свидетелей запись по желанию» – отсутствуют.

Представляется очевидным факт, что до 24 лет Михаил Николаевич Бахтин числится в мещанском сословии и только по достижении 25-летия производится в статут купеческого сына. При этом известно, что его отец Николай Кузьмич Бахтин с 1888 года решением суда по делу о банкротстве Орловского общественного банка был объявлен несостоятельным должником и утратил купеческое звание, автоматически выбывая в сословие мещан. Женитьба на дочери достаточно состоятельного «временного купца» З.Д. Овечкина могла поправить финансовое положение, если исходить из представлений о русском купечестве, сложившихся по пьесам А.Н. Островского. Впрочем, здесь мы вступаем на весьма зыбкую почву фискальных перипетий, требующих не простого исследовательского приложения усилий, но в буквальном смысле юридического расследования купеческих, а не метрических свидетельств.

Единственное на данный момент документальное свидетельство, которое может пролить некоторый свет на эти социальные переходы, – «Книга окладных сборов г. Орла за 1893 год» (ГАОО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 868. № 117), в которой внесено исправление записи в графе «Название владельцев» имущества (Деревянный дом, каменный двухэтажный флигель и службы) с «купец Николай Кузьмин Бахтин» на «ныне купчиха Екатерина Павловна Бахтина» (Рис. 5).

 

Рис. 5. Вырезка из скана с «Книги окладных сборов г. Орла за 1893 год» (ГАОО. Ф. 593. Оп. 1. Д. 868. № 117). Сканировано ГАОО 10.06.2022 г. Публикуется впервые

Fig. 5. Clipping from a scan from the “Book of Salary Collections of the city of Orel for 1893” (State Archives of the Oryol Region. Fund 593. Inventory 1. Case 868. No. 117). Scanned by State Archives of the Oryol Region 10.06.2022. Published for the first time

 

В соответствии с законодательными актами (1863, 1865, 1887 гг.), при условии факта выдачи купеческого свидетельства на имя жены, муж в него внесен быть не мог (Гончаров, 1998: 53). Полноправной «начальницей семейства» становилась бабушка Николая и Михаила «купчиха» Екатерина Павловна Бахтина (в девичестве Калашникова, род которых требует отдельного исследования). В это купеческое свидетельство под ее именем и были внесены сыновья Михаил и Павел, проходившие в метрических свидетельствах о рождении Николая (1894), Михаила (1895) и Марии (1898) годов как «купеческие сыновья». Однако в метриках Михаила и Марии Екатерина Павловна записана как «жена орловского купца Николая Косьмина Бахтина». И, как мы можем убедиться далее при разборе Исповедальных ведомостей, в росписях от 1903 года по-прежнему представлены «орловский купец» Николай Косьмин Бахтин (лета от рождения 70) и жена его Екатерина Павлова (лета от рождения 70). То есть по линии купеческих свидетельств прослеживается матрональная линия, а по метрическим свидетельствам продолжает вестись патрональная генеалогия (по мужу).

На настоящий момент мы не можем во всей полноте комментировать описательную часть метрической записи бракосочетания Михаила Николаевича и Варвары Захаровны Бахтиных ввиду отсутствия фактов, прямо или косвенно подтверждающих данную запись. Свет на возникающие при ознакомлении с ней вопросы пролили бы «Брачные обыски прихода Петропавловской церкви Кафедрального собора г. Орла», содержащие дополнительную подробную информацию о Варваре Захарьевне Овечкиной и ее поколенной росписи, но таковые в Госархиве Орловской области не обнаружены. Поиски по указаниям о месте приписки также не дали никаких результатов и, более того, в приходах указанных мест (села Паюсово/Егурново и деревни Поветкино/Егурново) не обнаружено никакого упоминания ни о крестьянской девице Варваре 19 лет от роду, ни о семье «временного купца» Захара Даниловича Овечкина орловской мещанки Евдокии Ивановны Овечкиной. С фактом несовпадения места приписки и места проживания, что особенно было распространено для категории крестьян и дворовых, мы сталкивались неоднократно в развитии исследовательского сюжета.

Очевидным остается факт внесословных отношений и постоянной текучести социальной стратификации по имущественным признакам: знатные бояре обращались в холопство, дворяне – в купцов и люмпенов, крестьяне обретали престиж аристократической знати. Несомненно, что если бы с благородным отцом семейства Бахтиных Николаем Кузьмичом не случилась финансовая и правовая катастрофа (банкротство 1883 года и суд 1885–1888 гг.), то через обретение либо личного, либо потомственного почетного гражданства, о чем явственно говорят былые, неоднократно отмеченные гражданские и моральные заслуги Николая Кузьмича, его сыновья Михаил и Павел, и внуки Николай и Михаил могли совершенно правомерно обрести статус дворянского достоинства. Но древнюю фамилию Бахтиных – бояр и детей боярских – постигали катастрофы и более значительного масштаба.

***

Для современной герменевтики важен расширенный взгляд на архивный источник как культурно-исторический артефакт, обладающий не столько материально-физическими характеристиками, сколько духовно-символическим содержанием. Наглядным примером служит внешнее перечисление исключительно материально-вещественных объектов в духовных завещаниях, но наследственная передача данных объектов немыслима без их символического значения. Данное обязательное условие истолкования касается всех архивных источников, к которым удается обращаться исследователю с целью восстановления целостной топографической картины родовой истории.

Всякая документально-архивная фактография рассматривается в пересечении различных видов и форм источниковедения и документоведения прямого и косвенного освидетельствования каждого отдельного факта. И, разумеется, записи метрических книг в дальнейшем будут нами включены в контекст описания других архивных источников семейной истории Бахтиных, но в траектории нисходящей поколенной росписи – от прародителя или родоначальника фамилии Бахтины.

Продолжение следует

 

[1] Использование медицинского термина предложено Е.Н. Ашихминой (Ашихмина, 2014).

[2] В том числе по причине свободы воли и возможной перемены вероисповедания, что регламентировалось в обязательном порядке.

Список литературы

Литература

Антонов, Д.Н., Антонова, И.А. Метрические книги России XVIII – начала XX в. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. 385 с.

Ашихмина, Е.Н. Историческая топонимика Орловской области. Орел: Александр Воробьев, 2014. 362 с.

Бахтин, М.М. Из записей 1970–1971 гг. // Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 355-380.

Конкин, С.С., Конкина, Л.С. Михаил Бахтин: (cтраницы жизни и творчества). Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993. 398 с.

Иванова, Л.В., Саран, А.Ю. Истоки биографии М.М. Бахтина в документах // Бахтинские чтения. Вып. второй. Орел: Изд-во Орловской гос. радиовещательной компании, 1997. С. 271-283.

Гончаров, Ю.М. Социально-правовое положение купеческого сословия во второй половине XIX – начале ХХ в. // Известия Алтайского государственного университета. 1998. № 3 (8). С. 48-57.

Осовский, О.Е., Киржаева, В.П. Михаил Михайлович Бахтин: опыт реконструкции биографии ученого. Статья первая // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2020. № 4 (69). С. 89-101. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.69.4.011.

Паньков, Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. 720 с.

Паньков, Н.А. Главы из книги о М.М. Бахтине [Электронный ресурс]. URL: http://nevmenandr.net/dkx/pdf/n45-48-58.pdf (дата обращения: 26.10.2023).

Clark, K., Holquist, M. Mikhail Bakhtin: A biography. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1984. 398 p.

Благодарности

Автор выражает признательность и благодарность за помощь, оказанную в данной исследовательской работе, кандидату философских наук, орловскому краеведу Елене Николаевне Ашихминой, доктору философских наук Павлу Анатольевичу Ольхову, кандидату педагогических наук Игорю Николаевичу Чистюхину (протоиерею отцу Игорю).