16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2025-11-2-1-1

Социокультурные проблемы малийского общества
(опыт междисциплинарного обзора)

Aннотация

Малийское общество сталкивается с многочисленными социальными и культурными проблемами, которые влияют на повседневную жизнь граждан. В статье посредством междисциплинарного анализа исследуются основные социокультурные проблемы малийского общества. Определяются основные причины этих трудностей путем аналитического обзора научной литературы, институциональных отчетов (правительственных и международных) и опросов. Такое перекрестное сопоставление источников позволяет получить более детальное представление о социальных реалиях Мали. Особое внимание уделяется последствиям политической нестабильности, социального неравенства, управления и доступа к основным услугам, таким как здравоохранение и образование. В исследовании подчеркивается необходимость структурных реформ, в которых особое внимание уделяется участию молодежи в процессах принятия решений, повышению прозрачности государственного управления, реформированию секторов здравоохранения и образования, а также государственной политики, которая приведет к сокращению социального неравенства.


Введение

Мали – западноафриканская страна, отличающаяся богатым культурным разнообразием, сложной историей и большим этническим многообразием. Однако это разнообразие, хотя и является источником богатства, сталкивается с многочисленными социально-культурными проблемами, которые препятствуют развитию и подрывают стабильность страны. Социальное и экономическое неравенство, межэтническая напряженность, нестабильное государственное управление и неравный доступ к основным услугам, таким как образование, здравоохранение и занятость, усугубляют проблемы (Moguer, 2015; Kane, 2018$ Sow & Diallo, 2019). После восстания туарегов в 2012 году в Мали наблюдается политическая нестабильность, сопровождающаяся вооруженными конфликтами и присутствием террористических организаций (Becker, 2011). Эта нестабильность привела к глубокому кризису, который повлиял на повседневную жизнь малийцев и усилил нищету, этническую и религиозную напряженность (Akindez, 2002; Baker, Dembele & Tamba, 2016; Diakite, 2017; Sagna, 2020; Cissé, 2021). К этому следует добавить неэффективное управление государственными ресурсами, систематическую коррупцию и отсутствие безопасности, что препятствует инвестициям и экономическому росту (Guevara, 2013; Diarra, 2015; Diarra & Togo, 2020). Образование и здравоохранение не являются исключением из этой проблемной ситуации, поскольку между городскими и сельскими районами существуют различия из-за отсутствия инфраструктуры (Lafargue, 2017). Доступ к медицинской помощи также остается недостаточным. Несмотря на все преимущества культурного разнообразия, оно является источником конфликтов, омрачается политическими проблемами и социальным неравенством (Yaya and Tunkara, 2014; Zida, 2014; Mamadou, 2018),). Такое сложное развитие ведет к внутренним конфликтам, последствия которых ощущаются даже в повседневной жизни малийцев. Целью данного исследования является определение социально-культурных проблем, влияющих на повседневную жизнь малийцев, и анализ их воздействия на социальную сплоченность.

Теоретическая основа и гипотезы

Социально-культурные проблемы в теоретическом описании относятся к явлениям, которые влияют на социальные и культурные структуры общества. Функционалистская теория Э. Дюркгейма подчеркивает, что общества полагаются на механизмы социальной интеграции, которые поддерживают порядок и сплоченность, но когда эти механизмы выходят из строя, это приводит к таким социально-культурным проблемам, как отчуждение, девиантность или насилие (Durkheim, 2013: 292-300). М. Вебер подчеркивает, что системы ценностей могут быть источником социальной напряженности, особенно когда они противостоят доминирующим экономическим или политическим структурам (Weber, 2019: 337). Пьер Бурдьё рассматривает понятие культурного капитала, объясняя, что социально-культурное неравенство может передаваться от одного поколения к другому посредством образования и доступа к культурным ресурсам. По мнению Бурдье, обездоленные социальные группы часто лишены средств для воспроизводства норм и ценностей, способствующих социальной и экономической интеграции, что увековечивает неравенство и создает социокультурные проблемы в обществе (Bourdieu, 1994). Теоретическое объяснение социокультурных проблем в малийском обществе расположено в плоскости анализа социальной, культурной и политической динамики, формирующей общество страны. Теория социальных конфликтов М. Вебера позволяет нам проанализировать сохранение этнических и социальных разногласий в малийском обществе. В контексте Мали такие конфликты можно наблюдать между этническими группами (бамбара, туареги, фулани), между сельскими и городскими общинами или между государственными органами и маргинализированными группами населения на севере. Брахим Марракчи отмечает, что политическая и экономическая маргинализация, с которой сталкиваются северные общины, такие как туареги, лежит в основе многих конфликтов (Marrakchi, 2007). Эти противоречия часто интерпретируются как конфликты идентичности, в которых различные этнические группы заявляют о своих территориальных и культурных правах. Теория социальной идентичности, разработанная Анри Таджфелем и Джоном Тернером (Tajfel and Turner, 1986), полезна для анализа вопросов, связанных с этнической, культурной и религиозной идентичностью в Мали. Культурные различия становятся причиной этнических конфликтов. Со временем монотеистические религии изменили культурный и религиозный облик Мали и сыграли определенную роль в социальной и политической структуре. Мусса Хоре Траоре в своей работе об управлении в Мали (Traore, 2015) указывает, что местное управление в Мали сталкивается с рядом проблем, в частности с внутренней напряженностью. Эту напряженность порождает радикальный исламизм, который способствует социальному разделению, особенно в северном регионе. Культурные теории показывают, что этническая и религиозная идентичность влияет на социальное поведение и иногда может быть источником разделения, а не единства. К этой ситуации добавляется разрыв с традиционными религиями и культурами. Таким образом, сплоченность общества подвергается испытанию, поскольку иностранные культуры и глобализация трансформировали общественные ценности. Теории социальных изменений, такие как марксизм, подчеркивающие важность экономических структур в формировании социальных отношений, полезны для понимания того, как социальное неравенство усиливается экономическими факторами. Теория человеческого и устойчивого развития, вдохновленная работами Амартии Сена (Dubois, Mahieu, 2009) и докладом Брундтланд[1], подчеркивает важность улучшения условий жизни людей. Мали сталкивается с многочисленными проблемами развития, особенно в сельских районах и северных регионах, где инфраструктура не отвечает потребностям населения, доступ к социальным услугам ограничен, а неравенство сохраняется. Эта напряженность, усугубленная политическими и экономическими факторами, подчеркивает необходимость инклюзивного подхода для поддержания социальной гармонии. Теория управления, разработанная Джеймсом Н. Розенау и Эрнстом-Отто Чемпилем (Rosenau, Czempiel, 2009), помогает нам понять, что управление является центральным элементом в понимании социально-культурных проблем в Мали. Действительно, семейные и дружеские отношения в Мали способствуют непотизму и фаворитизму, что влияет на справедливость и эффективность государственных институтов (Keita, 2019). Таким образом, извращение принципов деятельности некоторых институтов способствовало коррупции и социальной, экономической и политической нестабильности. Гвинейский писатель и политический аналитик Сулейман Бах подчеркнул неспособность властей преодолеть этнические разногласия и заявил, что «ни одному лидеру не удается достичь не только единодушия, но и объединения части народа, преодолевая этнические разногласия, эгоистичные интересы и мелочность окружающих»[2]. Подобные разногласия стали корнем социально-культурных проблем и в Мали. Теория гендерного неравенства подчеркивает, что гендерное неравенство не является естественным или биологическим, а является результатом социальных и культурных конструктов (Bougouma, 2015; Niane, 2017). Амината Диоп в своей диссертации «Гендер, миграция, стратегии приобретения власти и личное пространство: опыт западноафриканских женщин в Руане» (Diop, 2018: 93-102) фокусируется на путешествиях западноафриканских женщин (Берег Слоновой Кости, Гвинея Конакри, Мали, Мавритания, Нигерия, Сенегал), живущих в Руане, чтобы понять их опыт, их истории. Она обсуждает проблемы, с которыми сталкиваются женщины при доступе к экономическим возможностям, особенно из-за ограничительных социальных норм, которые закрепляют неравенство. В своей диссертации она объясняет, что домашнее насилие, ранние браки и женское обрезание являются распространенной практикой в некоторых частях Западной Африки, способствуя системному угнетению женщин. Малийский автор Али Тункара предлагает социологический анализ положения женщин в Мали (Tounkara 2015). В нем рассматриваются многочисленные формы дискриминации, с которыми сталкиваются женщины, особенно в сфере образования, политического представительства и доступа к экономическим ресурсам. Интегрируя такие теоретические элементы, как теорию конфликта, теорию социальной идентичности, управления и децентрализации, а также теорию развития человека, мы понимаем многочисленные факторы, влияющие на социально-культурные проблемы Мали. Необходимо рассмотреть исторические, культурные, экономические и геополитические особенности Мали. Таким образом, данное исследование открывает возможности для надежных и справедливых решений, основанных на целенаправленных и эффективных вмешательствах. Теоретический анализ социокультурных проблем Мали позволяет предлагать решения, адаптированные к вызовам, с которыми сталкивается Мали. Такой анализ поможет направлять государственную политику и общественные инициативы с целью сохранения богатого культурного наследия и содействия национальному единству. Эмпирический и контекстуальный подход поможет нам провести более глубокое исследование.

Методология исследования

Методология, использованная в данном исследовании, адаптирована к сложности рассматриваемых вопросов. Междисциплинарный подход, принятый в таких случаях, направлен на охват нескольких измерений, включая социальные, экономические и культурные аспекты, с целью изучения различных граней социально-культурных проблем малийского общества. Этот тип исследования позволяет нам понять глубину восприятия, опыта и социальной динамики отдельных людей и групп перед лицом социокультурных проблем. Однако для того, чтобы получить общее представление об изучаемых вопросах, мы будем сочетать качественные и количественные методы. Источники данных для исследования социокультурных проблем малийского общества многочисленны и разнообразны; в этой работе мы ссылались на различные доступные источники. Официальная статистика, публикуемая Национальным институтом статистики Мали (INSTAT)[3], предоставляет точную информацию об уровне бедности, доступе к образованию и гендерном неравенстве. Отчеты международных организаций, таких как ЮНИСЕФ[4] и Human Rights Watch, также сыграли основополагающую роль в предоставлении взгляда со стороны на социальные и культурные проблемы в Мали. Например, ЮНИСЕФ[5] обратил внимание на условия жизни детей и семей в Мали, указав на проблемы, связанные с доступом к образованию и здравоохранению. Со своей стороны, Human Rights Watch документирует нарушения прав человека и межэтническую напряженность, предоставляя важную информацию о ситуации в сфере безопасности и проблемах социальной сплоченности. Правительственные отчеты и институциональные документы содержат информацию о государственной политике, социально-экономической ситуации и мерах вмешательства в областях, связанных с культурой, образованием, гендерным равенством и управлением. Благодаря всем этим данным мы смогли сравнить эмпирические данные с существующими теоретическими моделями.

Некоторые работы малийских исследователей подчеркивают связь между традицией и современностью, а также влияние конфликтов на культурные и социальные практики. Из этих работ легко понять сложность малийской идентичности и проблемы, связанные с сохранением культурного наследия в условиях социально-политических изменений. Местные и международные СМИ также являются ценным источником информации о социально-культурной ситуации в Мали. «Journal du Mali» и «Jeune Afrique» регулярно публикуют статьи о межобщинной напряженности в Мали (Lacroix, Doumbia, 2019). Эти статьи способствуют пониманию социальной и культурной динамики страны. Различные источники данных позволили понять социально-культурные проблемы в Мали путем объединения статистических, академических, медийных и жизненных точек зрения.

В данном исследовании мы использовали метод сбора данных, основанный главным образом на отчетах международных организаций и опубликованных работах. В некоторых отчетах, опубликованных международными организациями, такими как «Oxfam»[6] и «Human Rights Watch»[7], в период с 2022 по 2024 год особое внимание уделяется свидетельствам жителей Мали, содержащимся в этих публикациях. Эти свидетельства раскрывают ежедневные проблемы, с которыми сталкиваются люди.

Результаты дополняют данные нашего онлайн-опроса, проведенного в марте 2025 года среди 200 человек. Исследование было предметно сосредоточено на доступе к образованию, гендерном неравенстве и распределении ресурсов. Участники исследования представляли разные этнические группы, разные возрастные группы и социальные классы. На основе географических, социальных и этнических критериев нам удалось получить дополнительные данные. Благодаря академическим исследованиям нам удалось выявить доминирующие тенденции и социальные представления. Количественные данные, собранные с помощью анкет, обрабатывались с использованием описательной статистики для выявления тенденций и взаимосвязей между переменными, такими как доступ к государственным услугам или экономическое неравенство. Подавляющее большинство респондентов отметили неравенство в доступе к образованию и отсутствие образовательной инфраструктуры в сельской местности. Открытые вопросы в анкетах позволили проанализировать качественные данные с использованием тематического подхода. Многие участники выразили разочарование по поводу напряженности между различными этническими общинами, особенно на севере и в центре страны. Часто считают, что эта напряженность усугубляется вооруженными конфликтами и политическими разногласиями. Повторяющейся тенденцией в ответах участников стало восприятие того, что коррупция влияет на качество государственных услуг, таких как здравоохранение, образование и безопасность, усугубляя социально-экономические проблемы. Эта ситуация усиливает атмосферу недоверия к властям.

Официальные отчеты таких организаций, как ЮНИСЕФ[8] и ООН, подтвердили некоторые из этих представлений, предоставив статистические данные о неравенстве в доступе к образованию, здравоохранению и основным услугам. В отчетах подчеркивается, что показатели охвата школьным образованием в сельской местности значительно ниже, чем в городских районах. Кроме того, доступ к медицинской помощи остается ограниченным для значительной части населения, особенно для женщин и детей, из-за недостатка инфраструктуры и медицинского персонала.

Информация, полученная из средств массовой информации, добавила важный контекст к анализу. СМИ подчеркивают нестабильность ситуации в сфере безопасности и ее влияние на социальную стабильность, что оказывает сильное воздействие на повседневную жизнь малийцев.

Совокупный анализ этих различных источников данных позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, социально-экономическое неравенство между городскими и сельскими районами весьма существенно, при этом наблюдаются значительные различия в доступе к основным услугам, таким как образование и здравоохранение. Кроме того, межэтническая и религиозная напряженность, а также конфликты, связанные с управлением, представляют собой серьезные препятствия на пути к социальной сплоченности и стабильности в стране. Наконец, восприятие неэффективного управления, характеризующегося коррупцией и неспособностью реагировать на потребности населения, подпитывает общую атмосферу недоверия и нестабильности.

Результаты поиска

Результаты исследования позволили нам понять ключевые моменты социальных и культурных проблем, с которыми сталкивается Мали. Прежде всего, нам удалось выявить неравенство доступа к образованию. 75 % респондентов отметили наличие неравенства между городскими и сельскими районами в плане доступа к образованию. Исследование также выявило нехватку квалифицированных учителей и значительное неравенство в школьной инфраструктуре.

Еще одной серьезной проблемой была названа межэтническая и религиозная напряженность. Напряженность между общинами, особенно между этническими группами на севере (туареги, арабы и др.) и на юге (бамбара, догоны и др.), усугубляется политическими кризисами. Около 55 % респондентов выразили обеспокоенность межобщинными конфликтами, часто усиленными религиозными разногласиями. Конфликты на севере и в центре страны были названы ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на социальную сплоченность.

Повторяющейся темой среди полученных ответов является восприятие коррупции в государственных учреждениях. 65 % респондентов указали, что коррупция является основным препятствием на пути улучшения государственных услуг. Это влияет на качество основных услуг, таких как образование, здравоохранение и безопасность.

Ситуация с безопасностью в Мали также была центральной темой в полученных ответах. Около 40 % респондентов отметили, что проблемы безопасности, усугубляемые вооруженными группировками и терроризмом, оказывают непосредственное влияние на их повседневную жизнь. 35 % участников опроса считают, что насилие и дестабилизация ослабили традиционные культурные ценности и практики, создав культурный и социальный вакуум. Доступ к медицинской помощи считается недостаточным, особенно в сельской местности. Почти 52 % участников указали, что инфраструктура здравоохранения в их регионах неадекватна, не хватает квалифицированного медицинского персонала.

 

Рис. 1. Результаты онлайн-опроса 200 малийских участников по ключевым социокультурным проблемам.

Fig. 1. Results of an online survey of 200 Malian participants on key socio-cultural issues

 

Респонденты указали на неравный доступ к образованию (75 %), коррупцию (65 %), межобщинные конфликты (55 %), неадекватную инфраструктуру здравоохранения (52 %), проблемы безопасности (40 %) и ослабление культурных ценностей (35 %).

На рисунке (рис. 1) представлены результаты онлайн-опроса, который мы провели с помощью онлайн-формы, распространенной в социальных сетях (Facebook, WhatsApp), с целью узнать мнение разнообразной выборки населения Мали о социокультурных проблемах страны. Хотя выборка разнообразна, ее нельзя считать строго репрезентативной для населения Мали. Опрос проводился в период с 22 по 24 марта 2025 года с участием выборки из 200 человек из разных слоев общества и регионов Мали. Выборка формировалась с учетом социально-экономических, этнических и географических критериев с целью диверсификации состава участников опроса. Анкета включала закрытые и открытые вопросы, затрагивающие основные проблемы населения, такие как: «Какие, по вашему мнению, социальные проблемы в малийском обществе являются наиболее острыми? Как вы оцениваете доступ к образованию в вашем регионе? Каково ваше восприятие коррупции в малийских службах?» Среди наиболее острых проблем, высказанных в опросе, были неравный доступ к образованию, межобщинные конфликты и безудержная коррупция в стране.

Обсуждение результатов

Результаты данного исследования выявляют ряд важных тенденций, касающихся социокультурных проблем в малийском обществе, которые заслуживают обсуждения в более широком контексте. Эти результаты проливают свет на сложные вопросы, включая социальное неравенство, управление, межэтническую напряженность и проблемы, связанные с доступом к основным услугам.

Неравенство в доступе к образованию

Одним из наиболее ярких результатов исследования является выявление неравенства в доступе к образованию между городскими и сельскими районами. Этот сценарий, который воспринимается как тормоз развития, подтверждает выводы других исследований. По данным отчета ЮНИСЕФ (2020 г.)[9], около 40 % детей школьного возраста в Мали не посещают школу, особенно в сельской местности, что согласуется с данными, собранными в нашем исследовании. Возникновению такого неравенства способствуют многие факторы, такие как нехватка квалифицированных учителей, культурные барьеры и гендерные стереотипы. Различия в доступе к образованию между городскими и сельскими районами хорошо документированы, о чем также свидетельствует работа Марка Тремблея, в которой подчеркивается влияние недостаточной инфраструктуры и отсутствия финансирования в изолированных регионах страны (Tremblay, 2018). Таким образом, результаты данного исследования географических и социально-экономических барьеров на пути к образованию в сельской местности соответствуют существующим анализам, подтверждая идею о том, что политика равного доступа является неотложной. Такое неравенство со временем может подорвать социально-экономическое развитие страны. Поэтому важно инвестировать в улучшение образовательной инфраструктуры, особенно в наиболее изолированных регионах.

Межэтническая и религиозная напряженность

Межэтническая и религиозная напряженность является постоянной проблемой социально-культурной жизни Мали. Таким образом, наши результаты согласуются со многими другими исследованиями, которые демонстрируют, что эти конфликты подрывают социальную сплоченность. Хагберг также отмечает, что религиозная напряженность, подпитываемая исламистским экстремизмом, имеет разрушительные последствия для малийского общества (Hagberg, 2017). Тем не менее, призыв к межобщинному диалогу путем посредничества и поощрения толерантности мог бы способствовать национальному примирению.

Коррупция и управление государственными услугами

Проблема коррупции широко обсуждалась в данном исследовании. Действительно, она рассматривается как серьезное препятствие на пути улучшения государственных услуг, особенно в секторах образования, здравоохранения и безопасности. Такое восприятие подогревает недоверие к властям и создает атмосферу безнаказанности. Всемирный банк и Transparency International сообщают[10], что в Мали высокий уровень коррупции, особенно в секторах государственного управления, здравоохранения и образования. Таким образом, наши результаты согласуются с отчетами международных организаций и несколькими исследованиями. Мониторинг по устойчивому человеческому развитию и борьбе с бедностью[11] подчеркивает, что коррупция не только снижает эффективность государственной политики, но и создает атмосферу всеобщего недоверия к властям. Эти анализы соответствуют мнению наших респондентов, которые считают, что коррупция является препятствием на пути улучшения государственных услуг. Поэтому было бы разумно провести реформы государственного управления прозрачно и подотчетно, чтобы восстановить доверие граждан.

Доступ к здравоохранению

Еще одной серьезной проблемой, выявленной в ходе исследования, является доступ к здравоохранению. Несмотря на значительные достижения, следует признать, что в сельской местности эта проблема все еще сохраняется из-за нехватки квалифицированных кадров, низкого уровня бюджетных ассигнований на здравоохранение и географических препятствий. Что касается доступа к медицинскому обслуживанию, результаты этого исследования перекликаются с международными отчетами [12], в частности с отчетом Всемирной организации здравоохранения , в котором подчеркиваются трудности доступа к медицинскому обслуживанию в сельских районах Мали. ВОЗ отмечает, что значительная часть населения Мали, особенно в периферийных районах, не имеет доступа к качественной медицинской помощи из-за нищеты, удаленности и отсутствия адекватной инфраструктуры здравоохранения. Таким образом, эти результаты демонстрируют важность будущих инвестиций в сферу здравоохранения.

Безопасность и нестабильность

В исследовании также поднимался вопрос безопасности и нестабильности. Результаты показывают, что нищета, внутренние конфликты, религиозный экстремизм, неэффективное управление и этническая напряженность подпитывают незащищенность. Жан-Франсуа Байяр пишет о проблеме более 30 лет, объясняя нестабильность нестабильных государств в управлении внутренними конфликтами неэффективностью структур управления (Bayard, 2009: 310-325). Многие исследования нестабильных государств, включая исследование Матса Бердала и Дэвида Кина, подчеркивают роль плохого управления и внутренних конфликтов в подпитывании нестабильности (Berdal, Keen, 1997). В отличие от предыдущих исследований, которые предполагали, что нестабильность в основном обусловлена внешними причинами, такими как иностранное вмешательство или геополитические интересы, наше исследование подчеркивает центральную роль внутренних факторов в усугублении кризиса в Мали. Томас Хомер-Диксон утверждает, что экстремистские группировки используют социальные и экономические разломы в нестабильных государствах (Homer-Dixon, 1999). В таких ситуациях крайне важно поддерживать инициативы по обеспечению мира и безопасности. Эти результаты, согласующиеся с существующей литературой, подчеркивают настоятельную необходимость проведения политических, экономических и социальных реформ в целях улучшения условий жизни малийцев и содействия национальному примирению. В противном случае они будут иметь глубокие и долгосрочные негативные последствия для малийского общества.

Неравенство в доступе к образованию имеет последствия для будущих перспектив молодых малийцев. К этому следует добавить нехватку ресурсов, что ограничивает возможности обучения. Поскольку образование является движущей силой социальной мобильности, малийское общество рискует столкнуться с циклами нищеты и социальной изоляции. В результате высок риск социальной фрагментации, а также усиления ненависти и недоверия.

Коррупция в данном случае не является исключением, поскольку она подрывает легитимность власти и создает атмосферу недоверия. Кроме того, это ослабляет политику развития и помощи, поскольку ресурсы, выделяемые на такие ключевые сектора, как образование, здравоохранение и безопасность, перераспределяются, что снижает качество жизни граждан. А в долгосрочной перспективе это может привести к гражданской разобщенности и политической нестабильности.

Трудности в доступе к медицинской помощи также имеют серьезные последствия для общественного здравоохранения в Мали. Они способствуют распространению предотвратимых заболеваний, недоеданию и осложнениям во время родов. Таким образом, качество жизни и ее продолжительность подвергаются понижающему давлению. Длительная нестабильность, вызванная социальной напряженностью, может затруднить экономическое развитие страны и привести к тому, что многие регионы останутся неразвитыми и маргинализированными. Все эти проблемы в свою очередь могут затруднить экономическое развитие страны. Из-за отсутствия доступа к образованию и здравоохранению население не может полностью реализовать свой потенциал, что ограничивает экономический рост. С другой стороны, коррупция приводит к огромной трате средств, которые можно было бы использовать на проекты развития. Неэффективное управление создает непривлекательную среду для иностранных инвесторов и препятствует росту местного бизнеса, тем самым способствуя тому, чтобы Мали оставалась в порочном круге нищеты и отсталости. Перед лицом этих вызовов крайне важно, чтобы страна провела далеко идущие реформы.

Хотя это исследование выявило ряд основных социально-культурных проблем малийского общества, следует признать, что оно имеет ограничения. Действительно, выборка ограничена. Хотя собранные данные были значительными, было бы претенциозно утверждать, что они в полной мере отражают географическое, этническое и социально-экономическое разнообразие всего населения Мали. Кроме того, наш метод сбора данных основывался на анкетировании, которое ограничено с точки зрения глубины ответов. Еще одним важным ограничением является смещение реакции. На респондентов могли повлиять такие факторы, как восприятие исследователей, социальный и политический контекст на момент проведения опроса или их собственные мнения и опыт. Временной контекст также может быть ограничением данного исследования. Исследование проводилось в определенный момент времени, поэтому его результаты могут не отражать недавние изменения социально-культурной ситуации в Мали. Данное исследование не опирается на продольные данные, которые позволили бы проанализировать изменения в социокультурных вопросах за более длительный период. Подводя итог, можно сказать, что хотя данное исследование дает обзор социокультурных проблем в малийском обществе, вышеупомянутые ограничения показывают, что его результаты следует интерпретировать с осторожностью.

Заключение

В заключение следует отметить, что социокультурные проблемы Мали многочисленны и взаимозависимы. Социальное и экономическое неравенство, этнические конфликты, гендерное насилие и ограниченный доступ к образованию являются серьезными проблемами для страны. Эти проблемы усугубляются такими факторами, как коррупция, отсутствие адекватной инфраструктуры и социальная раздробленность, которые препятствуют прогрессу и усиливают напряженность в различных сообществах. Что касается рекомендаций, мы выступаем за укрепление образования и осведомленности на всех уровнях, борьбу с коррупцией и содействие прозрачности, содействие социальной сплоченности и национальному единству, улучшение доступа к услугам здравоохранения, содействие занятости молодежи и создание экономических возможностей, укрепление инфраструктуры и государственных услуг, а также укрепление безопасности и политической стабильности. Поэтому необходимо наладить симбиоз между различными субъектами. Чтобы углубить понимание социально-культурных проблем в Мали, будущие исследования могут быть сосредоточены на дифференцированном влиянии коррупции на региональное развитие, а также влиянии конфликтов на внутреннюю миграцию и ее воздействии на социальные и экономические условия. Лонгитюдные исследования также могут позволить отслеживать динамику напряженности и неравенства на протяжении нескольких лет.

 

 

[1] United Nations Secretary-GeneralWorld Commission on Environment and Development (1987) Brundtland Report Our Common Future, New York, [Онлайн], URL: Report of the World Commission on Environment and Development (дата обращения: 3 марта 2025 г.)

[2]Сулейман Тиангель Бах (2020). Гвинея или проклятие политики [Онлайн] URL: https://www.visionguinee.info/la-guinee-ou-la-malediction-du-politique-par-souleymane-thianguel-bah/ (дата обращения: 02.03.2025)

[3]Национальный институт статистики Мали (INSTAT). (2022). Мали-множественное кластерное обследование показателей и облегченное обследование домохозяйств. [Онлайн], URL: https://microdata.instat.ml/index.php/catalog/90 (дата обращения: 06.03.2025)

[4] Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). (2020-2024). Программа странового сотрудничества. ЮНИСЕФ, Нью-Йорк. [Онлайн], URL: https://www.unicef.org/mali/media/2411/file/CPD-2020-2024-FR.pdf (дата обращения: 06.03.2025)

[5]ЮНИСЕФ МАЛИ (2023). Анализ положения детей в Мали. Отчет ЮНИСЕФ, Мали. [Онлайн], URL: https://www.unicef.org/mali/media/4841/file/UNICEF%20Mali_Report_SITAN_FINAL_web.pdf.pdf (дата обращения: 6.03.2025)

[6]Оксфам. (2024). Разочарованные надежды в Конне: анализ подхода к стабилизации и доступа к основным социальным услугам в Конне, Нионо и Менаке. Oxfam International [Онлайн], URL: https://policy-practice.oxfam.org/fr/resources/espoirs-decus-a-konna-analyse-de-lapproche-de-stabilisation-et-de-lacces-aux-services-sociaux-de-base-a-konna-niono-et-menaka/ (дата обращения: 12.03.2025)

[7]Human Rights Watch. (2023). Всемирный отчет 2023: Мали. Human Rights Watch [онлайн], URL: https://www.hrw.org/world-report/2023/country-chapters/mali (дата обращения: 08.03.2025)

[8]Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). (2020). Сектор образования в Мали: проблемы и решения. ЮНИСЕФ, Нью-Йорк. [Онлайн], URL: https://www.unicef.org/media/102556/file/Mali-2020-COAR.pdf(дата обращения: 15.03.2025)

[9]ЮНИСЕФ. (2020). Программа странового сотрудничества на 2020-2024 годы. [Онлайн], URL: unicef.org/innocenti/media/3211/file/UNICEF-DMS-Mali-Comprendre-Facteurs-Performance-Ecoles-Maliennes-2023.pdf (дата обращения: 16 марта 2025 г.)

[10]Всемирный банк. (2018). Мали: Доклад об управлении и коррупции. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Трансперенси Интернешнл. (2020). Индекс восприятия коррупции 2020: Мали. Transparency International, Берлин.

[11]Мониторинг по устойчивому человеческому развитию и борьбе с нищетой — Программа развития Организации Объединенных Наций (2020). Вклад неформального сектора в национальную экономику и сокращение бедности и неравенства в Мали, [Онлайн], URL: RT_2020_Contribution_du_secteur_informel_à_l_économie_nationale.pdf (дата обращения: 19.03.2025)

[12]Всемирная организация здравоохранения. Годовой отчет за 2018 год. [Онлайн], доступно в WHO MALI Annual Report 2018.pdf (дата обращения: 19 марта 2025 г.)

Список литературы

Akindez, F. (2002), Inter-ethnic conflicts in West Africa: the case of Mali and Burkina Faso [Conflits interethniques en Afrique de l'Ouest: le cas du Mali et du Burkina Faso], Publishers Cartal, Paris (in France).

Baker, K., Dembele, M. and Tamba, A. (2016), Inter-ethnic conflicts and their impact on social cohesion in Mali, Institute of Social Sciences Research, Bamako, Mali.

Bayard, J.-F. (2009), The State in Africa – The Politics of the Belly, 2nd ed., Longman, London; New York, USA.

Becker, M. (2011), The Tuareg rebellion in Mali: between tradition and modernity [La rébellion touarègue au Mali: entre tradition et modernité] L'Harmattan Editions, Paris (in France).

Berdal, M. & Keen, D. (1997), “Violence and Economic Agendas in Civil Wars: Some Policy Implications”, Millennium-journal of International Studies, 26(12), 795-818, DOI : 10.1177/03058298970260030401

Bourdieu, P. (1994) Sociology in Question: Theory, Culture, and Society, Sage Publications, London.

Bougouma, D. (2015), “The Place of Women in Mali's Socioeconomic Development”, Social Sciences and Humanities Review, 3(1), 44-58.

Cissé, A. (2021), “Inter-ethnic Conflicts and Their Impact on Political Stability in Mali”, Politics and Governance Review, 23(2), 45-58.

Diakite, M. (2017), “Ethnic and Religious Tensions in Mali: Causes and Consequences for National Stability”, Mali Political Review, 45, 35-50.

Diarra, S. (2015), Public Sector Corruption in Mali: Causes, Consequences and Solutions, University of Bamako, Faculty of Political Science, Bamako, Mali.

Diarra, S. and Togo, M. (2020), “The Informal Economy and Corruption in Mali: Impact on Malian Society”, Journal of African Social Research, 25(3), 112-128.

Diop, A. (2018), Gender, Migration, Strategies of Acquisition of Power and Personal Space: The Experiences of West African Women in Rouen, Ph.D. Thesis in Sociology, University of Normandy, French, NNT: 2018NORMR14.

Dubois, J.-L. & Mahieu, F.-R. (2009), “Sen, freedoms and development practices” [Sen, libertés et pratiques du développement], Tiers-Monde, 198(4), 245-261. (in France).

Durkheim, E. (2013), The Division of Social Labor [De la division du travail social], 8th ed., University of France Press, Paris (in France).

Guevara, D. (2013). “Analyzing Governance and Corruption in Mali: Current Situation and Prospects”, African Political Science Review, 39(2), 178-192.

Hagberg, S. (2017). Religion and Identity Politics in Mali: Problems, Tensions and Perspectives [Religion et politique identitaire au Mali: problèmes, tensions et perspectives], Cartal, Paris (in France).

Homer-Dixon, T. F. (1999), Environment, Scarcity, and Violence, Princeton University Press, Princeton, New Jersey, DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt7pgg0

Kane, M. (2018), “Social and Regional Disparities in Education in Mali”, Education and Society Review, 30(4), 67-80.

Keita, S. (2019), “Challenges to Democratic Governance in Mali: Assessing Policy Reforms”, Mali Political Review, 35(2), 128-142.

Lacroix, A. and Doumbia, K. (2019), “The Malian Health System: Reforms and Challenges to Improve Health Care”, Mali Public Health Review, 8(1), 89-101.

Lafargue, L. (2017), “Public Policies to Combat Poverty and Its Consequences in Rural Mali”, Review of Public Policy in Africa, 12(2), 56-72.

Mamadou, D. (2018), Culture and Social Development in Mali: A Sociological Approach [Culture et social développement au Mali: une approche sociologique], Harmattan Publishing House, Paris.

Marrakchi, B. (2007), Marginalisation and exclusion: recent trends in the centre/periphery model [Marginalisation et exclusion : récentes tendances à travers le modèle centre/périphérie], Editions Slaiki frères, Tangier, Morocco (in France).

Moguer, M. (2015), Public Education Policy in Mali: Inequalities and Structural Problems [Politique d’éducation publique au Mali : inégalités et problèmes structurels], Éditions L'Harmattan, Paris (in France).

Niane, M. (2017), “Women and Politics in Mali: From Exclusion to Inclusion?”, Social and Political Action Review, 22(1), 79-94.

Rosenau, J. N. & Czempiel, E.-O. (eds) (1992), Governance without government: Order and Change in World Politics, Cambridge University Press, New York. 

Sagna, M. (2020), “Ethnic and Religious Tensions in Mali: An Analysis of the Current Situation”, African Journal of Social Research, 37(1), 89-104.

Sow, F. and Diallo, N. (2019), “Access to Health Care in Mali: Challenges and Reform Strategies”, Journal of Public Health, 40(3), 223-238.

Tajfel, H. and Turner, J. C. (1986), “The Social Identity Theory of Intergroup Behavior”, In: Worchel, S. and Austin, W. G. (eds.), Psychology of Intergroup Relation, Hall Publishers, Chicago, 7-24.

Tounkara, A. (2015) “Women and Discrimination in Mali” [Femmes et discriminations au Mali], L'Harmattan, Éditions Africaines, Mali.

Traore, M. Kh. (2015), Local Governance in the Education Sector in Mali. Economy and Finance [La gouvernance locale dans le secteur de l’Education au Mali.Ecnomies et finances], University of Toulon, France.

Tremblay, M. (2018), “Education in Mali: Challenges, Reforms and Prospects for Greater Equality of Access”, Notebooks on African Education, 52, 118-135.

Weber, M. (2019), Economy and Society. A new translation, Edited and translated by Keith Tribe, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts. USA.

Yaya, N. and Tunkara, B. (2014), “Sociocultural Issues in the Sahel Region: The Case of Mali”, International Journal of African Studies, 29(4), 212-229.

Zida, S. (2014), “Social Inequality in Mali: A Review of the Impact on Economic Development”, Journal of Development Economics, 12(4), 215-231.