ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОРОЖДЕНИЯ «ИДЕАЛЬНОГО» В РАБОТАХ Э.В. ИЛЬЕНКОВА И В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Aннотация
Позиции Э.В. Ильенкова относительно внешних по отношению к субъекту источников порождения идеальных явлений рассматриваются в контексте развития отечественной психологии. Выделяются альтернативные направления научного анализа, где психика рассматривается в качестве процессов и функций, которые: а) локализованы в мозге; б) локализованы между субъектом и объектами окружающего мира, обеспечивая ориентировку в окружающем мире.Ключевые слова: локализация психических функций, психика и мозг, эволюция психической ориентировки, функциональные системы, умственные операции и действия
Работы известного отечественного философа Э.В. Ильенкова характеризует последовательная критика гипотез о локализации психических функций внутри мозга. При этом отстаиваются методологические и теоретические позиции, на которые исходно опирался Л.С. Выготский, разрабатывая «культурно-историческую теорию развития высших психических функций», а позднее А.Н. Леонтьев, выстраивая «психологическую теорию деятельности». Приведем ряд цитат Э.В. Ильенкова: «Человек, изъятый из сплетения общественных отношений, внутри и посредством которых он осуществляет свой человеческий контакт с природой, мыслит так же мало, как и мозг, изъятый из тела человека»… «Пытаться объяснить идеальное из анатомо-физиологических свойств тела мозга – такая же нелепая затея, как и попытка объяснить денежную форму продукта труда из физико-химических особенностей золота». Поэтому «…идеальное как общественно определенная форма деятельности человека, создающей предмет той или иной формы, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека…» [7, с. 212-216].
Ключевые расхождения, характеризующие основные направления исследований в современной научно ориентированной психологии, связаны с определением предмета исследования психологии, а также с решением проблемы об исходной локализации психических функций: а) в мозге в качестве функций мозга; б) между субъектом и окружающим миром. Мозг организует взаимодействия субъекта с окружающим миром или субъект организует взаимодействия с окружающим миром с помощью органов чувств, мозга, опорно-двигательного аппарата?
При обсуждении предмета исследования психологии сохраняются попытки вывести психические явления за пределы естественнонаучного детерминизма. Отказ от детерминизма осуществляется путем: а) явного и неявного введения мистических оснований; б) сведения психических явлений к разным вариантам регистрации и интерпретации рефлексивных самоотчетов, которые принимаются в качестве исходных оснований для выделения психических явлений; в) использования философско-мировоззренческих постулатов, которые разделяют психические (идеальные) и физические (материальные) явления на две группы явлений или на две группы несвязанных свойств; г) введения принципов «плюрализма», «взаимного дополнения», «диалогизма» между разными методологическими подходами и позициями; д) делением психологии на естественнонаучные и гуманитарные области и направления [11; 15]. Однако только опираясь на принцип методологического монизма можно построить непротиворечивую теорию психических явлений [14]. Реализация этого принципа требует последовательного выведения психических функций живых организмов из законов эволюции, а специфических особенностей развития психики людей – из законов антропогенеза и исторического развития человечества [3; 9].
В настоящее время среди психологов, реализующих установку на построение научной монистической теории психических явлений, отсутствует единство исходных позиций. Так, в отечественной психологии, нацеленной на поиск факторов, детерминирующих развитие психических функций, явно представлены две центральные позиции: а) психика – это результат функций мозга [16; 17]; б) психика – это функции ориентировки животных организмов, позволяющие направлять и организовывать взаимодействия с окружающим миром [4].
Выбор одной из позиций приводит к разным ответам на исходные вопросы психологии: где и на чем локализуется психика и какую роль в детерминации психических функций выполняет мозг? Если принять первую позицию, то мозг организует взаимодействия субъекта с окружающим миром, используя органы чувств, опорно-двигательный аппарат, ставя цели, организуя познание и поведение, а психические явления формируются в мозге и мозгом. Если принять вторую позицию, то субъект организует взаимодействия с окружающим миром с помощью органов чувств, опорно-двигательного аппарата, физиологических функций мозга. При этом психика выступает в качестве функциональных систем («функциональных органов»), которые локализуются в разных органах и тканях организма, обеспечивая организацию и воспроизведение взаимодействий субъекта с окружающим миром [12; 5].
Какие первичные условия детерминируют функциональное выделение психики у животных организмов в процессе эволюции? Широкое распространение получила гипотеза, что психические функции являются результатом эволюции функций мозга. Так ли это? Поставленная проблема предполагает анализ зарождения психических функций у животных организмов в процессе эволюции. Такой анализ был реализован в работах А.Н. Леонтьева, где было показано, что необходимой эволюционной предпосылкой для развития психических функций в жизнедеятельности животных организмов выступает появление органов перемещения в среде обитания. Способности к перемещениям в среде обитания дают выраженное эволюционное преимущество только в том случае, если они избирательно направляются на достижение благоприятных и избегание неблагоприятных для жизни условий. Это обстоятельство и выступает эволюционной предпосылкой для формирования и развития органов чувств, с помощью которых животные начинают ориентироваться, а также организовывать и регулировать двигательную активность во внешней среде. Простейшие формы направленных перемещений на основе ориентировки во внешней среде (чувствительность), которые наблюдаются уже у одноклеточных организмов, выступают критерием, по которому можно судить о наличии эволюционно исходных форм психики. Поэтому наличие мозга не является необходимым условием для появления психических функций в процессе эволюции. Чувствительность многоклеточных животных в процессе эволюции дифференцируется: а) на переживания состояний организма (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность); в) на способность ощущать и контролировать собственные движения (проприоцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.
В филогенетическом развитии психических функций у животных организмов выделяется ряд стадий, характеризующих организацию поведения животных на основе совершенствования способов ориентировки в окружающей среде: а) на основе выделения жизненно значимых свойств окружающей среды (стадия сенсорной психики); б) на основе избирательного выделения биологически значимых объектов и их свойств, лежащая в основе организации поведения по отношению к разным объектам (стадия перцептивной психики); в) на основе выделения межпредметных связей и отношений (стадия интеллекта, стадия развития простейших форм «мышления»), что обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач [9]. При этом у способных к научению высших животных наблюдается накопление и отбор наиболее эффективных способов ориентировки и организации взаимодействий с окружающей средой в онтогенезе, что обеспечивает: а) изменение и развитие мотивационных отношений к объектам и предметным условиям; б) усложнение и дифференциацию поведения.
Таким образом, генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: а) изменение окружающей среды; ® б) изменения в поведении животных организмов, необходимые для выживания и приспособления; ® в) необходимость в изменении способов ориентировки на основе совершенствования органов чувств, функционально необходимых для эффективной организации новых форм поведения; ® г) эволюционный отбор организмов с соответствующими функциональными и структурными особенностями организма – органов чувств, органов передвижения, нервной системы, мозга и т.д.
На изложенных основаниях в отечественной психологии строилось определение психики как системы функций, которые обеспечивают животным организмам: а) ориентировку в окружающем мире (исследование окружающего мира), исходно опирающуюся на использование органов чувств и зависящую от состояний организма; б) организацию и регуляцию направлений жизнедеятельности (движений, действий, деятельностей) на основе предварительной ориентировки; в) у животных, способных к научению, накопление и совершенствование на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки и способов организации и реализации направлений жизнедеятельности [4; 6]. Если придерживаться такого определения психических явлений, то психология – это наука о законах порождения и функционирования в жизнедеятельности животных организмов (индивидов, субъектов) способов ориентировки, которые обеспечивают избирательную организацию и регуляцию взаимодействий с окружающим миром, и позволяют реализовать направления жизненной активности.
Вытеснение у предковых форм человечества биологических закономерностей организации жизнедеятельности обусловливается тремя факторами: а) объединение предковых форм будущего человечества в сообщества, которые организованы на основе распределения действий в составе совместных видов деятельности; б) изготовление и совершенствование орудийных средств и способов их использования; в) развитие речевой коммуникации и совершенствование способов использования языковых и других знаково-символических средств, которые обеспечивают взаимодействия между членами сообщества, обмен сообщениями, фиксирование результатов познавательной деятельности. В результате формируются и совершенствуются специфические для людей способы ориентировки в окружающем мире, которые фиксируются, актуализируются и передаются с опорой на знаково-символические средства в совместной деятельности и общении – сознание [4; 10; 8].
Какие условия детерминируют функциональное развитие психики у детей в онтогенезе? Ответ на этот вопрос намечается в «культурно-исторической теории развития высших психических функций (ВПФ)» у Л.С. Выготского, где основным предметом анализа выступали психические функции, которые не получили строгого определения. В «психологической теории деятельности» А.Н. Леонтьева центральным предметом анализа становятся не психические функции, а подчиненные целям совместные и индивидуальные практические и умственные действия, а также их операциональный состав (ориентировка, планирование, исполнение, контроль, коррекция) [4]. Вместе с тем, связи между психическими функциями и операциональным составом действий оказались недостаточно простроенными. Выделились две «плоскости» объяснительных оснований.
Каковы отношения между действиями и высшими психическими функциями? Каково место психических функций в составе действий?
По мере развития у ребенка высших психических функций внешние способы использования языковых средств в общении и в составе совместных действий замещаются внутриречевыми способами их использования при организации умственных действий. В результате совершенствуются психологические механизмы сознательной ориентировки и организации как практических, так и умственных действий [3]. В составе целенаправленных действий дифференцируются операциональные составляющие: а) ориентировочные операции; б) операции планирования; в) исполнительные операции; г) контрольные операции; д) операции коррекции [8; 4]. Цели действий и их операциональный состав начинают выделяться и организовываться с помощью языковых средств (осознаваться) и преобразовываться в самостоятельные целенаправленные действия. При этом феноменологически выделяемым психическим функциям (а также и выделяемым ВПФ) соответствуют абстрагируемые по различным основаниям характеристики и свойства операционального состава действий.
Анализ любого действия может осуществляться на основе разных способов абстрагирования операционального состава (функциональных компонентов): с точки зрения использования субъектом органов чувств (сенсорно-перцептивные операции и действия); с точки зрения эффективности установления межпредметных отношений и связей (мыслительные операции и действия); с точки зрения эффективности последующего воспроизведения разных операциональных составляющих (мнемические операции и действия); с точки зрения избирательности и сосредоточенности, а также контроля и коррекции (внимание) и т.д. Такие способы анализа могут использоваться как по отношению к предметно-практическим и умственным действиям, так и по отношению к целенаправленно организуемым актам общения между людьми (поступкам). Таким образом, ВПФ получают объяснение на основе выделения особенностей операционального состава в различных по сложности и уровням выполнения действиях, которые организуются с помощью языковых средств.
Как связаны психические функции животного организма с анатомическими структурами и физиологическими функциями? В работах П.К. Анохина и А.Н. Бернштейна показана зависимость широкого круга физиологических функций у животных (физиологических функциональных систем) от психических функций: ориентировка в окружающей среде (афферентный синтез), постановка целей и прогнозирование (планирование) способов их достижения, контроль и коррекция получаемых результатов. Взаимодействия животных организмов с окружающей средой рассматриваются в качестве активно организуемых целенаправленных форм поведения, а не в качестве систем ответных реакций на потоки внешних раздражителей [1; 2]. «Теория функциональных систем» П.К. Анохина и «физиология активности» Н.А. Бернштейна дают основания делать выводы о локализации психических функций между организмом и предметами окружающего мира. В качестве следствия из таких представлений выступает гипотеза о том, что «психические образы» строятся и актуализируются как функциональные системы на различных тканях, органах и физиологических функциях организма, как результат взаимодействий субъекта с объектами. Такие функциональные системы психофизиологических процессов избирательно подстраиваются под исполнительные предметно-практические и ориентировочные сенсорно-перцептивные операции и действия. При этом следствием любого нового взаимодействия с окружающим миром выступает избирательная актуализация широкого диапазона физиологических процессов в организме. И не только в органах чувств, мышечной, нервной системе, но и в разных органах и тканях организма. Сложнейшие комплексы вегетативных изменений и вносят в любой психический образ компоненты эмоционально-оценочной пристрастности. Для проверки такой гипотезы требуется широкий диапазон комплексных психофизиологических измерений и экспериментов, позволяющих избирательно регистрировать во временной (микроинтервальной) развертке последовательности актуализации разных функциональных систем:
- В двух направлениях: а) от периферических психофизиологических процессов к нейрофизиологическим процессам в мозге; б) от мозговых процессов к комплексам избирательно актуализируемых физиологических и психофизиологических процессов в сенсорных, мышечно-двигательных, вегетативных системах организма.
- При реализации субъектом: а) реальных предметно-практических действий; б) соответствующих им умственных (представляемых, идеомоторных) действий, организуемых с опорой на речевые указания.
Такие исследования помогут подтвердить или опровергнуть известное в отечественной психологии положение: нейрофизиологические процессы выступают только одним из необходимых условий формирования психических функций и психического образа; другим необходимым условием и основной причиной актуализации и развития психических функций выступает ориентировочно-исследовательская активность в составе взаимодействий субъекта (животного организма) с окружающим миром.
В заключение отметим, что законы психического развития ребенка во взаимодействиях с людьми и предметами человеческой культуры служили основаниями для развития системы образования в СССР и, до недавнего времени, в России. На эти законы опирались отечественные психологи и педагоги при разработке современных программ развивающего обучения. В настоящее же время в качестве оснований так называемой «оптимизации» образования используются самые наивные представления о психическом развитии как о процессах переработки информации мозгом и в мозге. Это оказывает разрушительное воздействие на сохранение психолого-педагогических условий для личностного и познавательного развития граждан России. В связи с отсутствием психолого-педагогического анализа и обоснования проводимых «реформ» полезно еще раз обратиться к тезисам Э.В. Ильенкова: «…на почве определенных социальных условий… на почве стихийного разделения труда… форма деятельности навязывается индивиду насильно, независимыми от него и непонятными ему социальными процессами». При этом «…если идеальный образ усвоен индивидом лишь формально, как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализированной) действительностью… не идеальный образ оказывается деятельной функцией индивида, а наоборот, индивид – функцией образа, господствующего над его сознанием и волей как извне заданная формальная схема» [7, с. 224-226].
Список литературы