Современное состояние мультимодального анализа: к вопросу о перспективах метода
Статья посвящена исследованию современного состояния метода мультимодального анализа в российском исследовательском пространстве. Автор пользуется методом системного обзора научной литературы (systematic literature review), порядок применения которого предполагает точную постановку вопросов, на которые должен дать ответ такой обзор, и соблюдение процедуры выборки, делающей полученные в ходе анализа результаты достоверными. Соответственно, в работе поставлено четыре исследовательских вопроса, ответы на которые организуют полное представление о состоянии метода: 1) определение мультимодального анализа; 2) сфера применения метода; 3) алгоритмы анализа; 4) значение метода в философии коммуникации. Для получения ответов на эти вопросы автором проведен поиск в elibrary.ru за период с 2018 по 2022 год и составлена база в 16 статей, которые и стали основой обобщенных ответов на поставленные вопросы. Результат исследования: 1) авторы избегают давать четкое определение метода; 2) метод применяется к неограниченно широкому кругу медиафеноменов и фактов коммуникации; 3) четкий протокол применения метода отсутствует либо применяется фрагментарно; 4) основное значение метода видится в инструментализации анализа медиафеноменов как целостных и неделимых явлений. Автор приходит к выводу о необходимости ревизии процедур мультимодального анализа с целью повышения эффективности его применения и преодоления интерпретационной субъективности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Го, Л., Ван, Ц. Анимационный фильм как средство политической коммуникации: мультимодальный анализ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 176-185. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10420.
Детинко, Ю.И. Мультимодальный текст как предмет анализа // Казанская наука. 2020. № 10. С. 113-116.
Дубровская, Т.В. Мультимодальный анализ в жанроведении: семиотика туристического буклета // Жанры речи. 2022. Т. 17. № 4 (36). С. 250-261. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-250-261.
Ильина, Е.В. Синхрония в устном последовательном переводе: опыт мультимодального анализа невербальной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (219). С. 123-131.
Кислицына, Н.Н., Чернявская, О.Г. Мультимодальный анализ дискурса в англоязычных блогах психологической тематики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 64-76. DOI: 10.20916/1812-3228-2020-2-64-76.
Кононова, О.В., Прокудин Д.Е. Применение технологий извлечения, экспликации и анализа мультимодального контекстного знания при исследовании терминологической базы междисциплинарного направления «Информатизация научной деятельности» // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8. № 12. С. 133-145.
Коротков, Е.А. Применение мультимодального дискурс-анализа при исследовании локализации видеоигр // Актуальные проблемы лингвистики: взгляд молодых исследователей: Сб. науч. статей. Вып. 7 / под ред. Г.Р. Власян, М.А. Самковой. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022. С. 74-78.
Красикова, Т.Р., Кожемякин, Е.А. Телевидение как объект мультимодального дискурс-анализа // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 160. № 4. С. 894-907.
Пильгун, М.А. Психолингвистический анализ медиаконтента в мультимодальном аспекте: протестные коммуникации & большие данные // Вопросы психолингвистики. 2018. № 36. С. 99-117. DOI: 10.30982/2077-5911-36-2-99-117.
Плешакова (Вильсон), А. Мультимодальный анализ международных новостей: о Красной курочке // Международные отношения и общество. 2019. Т. 1. № 4. С. 9-13.
Позднякова, Е.М., Блинова, О.А. Пандемия Covid-19 в политических карикатурах американской прессы: опыт мультимодального анализа // Научный диалог. 2021. № 1. С. 48-62. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-48-62.
Савельева, И.В. Глава 2. Исследование педагогической интеракции в вузе методом мультимодального анализа // Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза: Колл. моногр. / науч. ред. И.В. Савельева. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 32-63.
Сушкова, В.И. Особенности мультимодального подхода к анализу поликодовых текстов // Современный дискурс-анализ. 2021. № 2 (28). С. 72-76.
Трушина, М.К. Мультимодальный дискурс-анализ как актуальный метод сопоставительных дискурсивных исследований // Глобальный научный потенциал. 2022. № 10 (139). С. 293-295.
Цзян, Ш., Чулкина, Н.Л. Мультимодальный анализ этикета рукопожатия при приветственной церемонии государственного визита на основе программы ELAN // Litera. 2022. № 11. С. 95-104. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.11.39252.
Чэнь, С. Мультимодальный анализ педагогического дискурса в Китае: новый подход для профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 12. С. 141-144.
Щепилова, Г.Г. Теория многоступенчатого потока информации: новое прочтение // МедиаАльманах. 2013. № 5. С. 8-13.
Kitchenham, B. Procedures for performing systematic reviews. Keele, UK: Keele University, 2004. 26 p.
Kopecka-Piech, K. Mediatization of Physical Activity: Media Saturation and Technologies. New York, London: Rowman & Littlefield, 2019. 226 p.
Kress, G., van Leeuwen, T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. London: Routledge, 1996. 312 p.
Palmatier, R.W., Houston, M.B., Hulland, J. Review articles: Purpose, process, and structure // Journal of the Academy of Marketing of Science. 2018. No. 46. Pp. 1-5. DOI: https://doi.org/10.1007/s11747-017-0563-4.
Paul, J., Criado, A. R. The art of writing literature review: What do we know and what do we need to know? // International Business Review. 2020. Vol. 29. P. 101717.
Snyder, H. Literature review as a research methodology: An overview and guidelines // Journal of Business Research. 2019. No. 104. Pp. 333-339.
Williams, R.I., Clark, L.A., Clark, W.R., Raffo, D.M. Re-examining systematic literature review in management research: Additional benefits and execution protocols // European Management Journal. 2021. No. 39 (4). Pp. 521-533.
Zettl, H. Contextual Media Aesthetics as the Basis for Media Literacy // Journal of Communication. 1998. Vol. 48. Iss. 1. Pp. 81-95.