Концерт для балалайки начала XXI века. Основные принципы развития жанра, композиционные и идейно-драматургические особенности на примере концертов А. Марчаковского, Е. Подгайца, В. Беляева
Объектом исследования данной статьи является концерт для балалайки, созданный в начале XXI века. В современном культурно-образовательном контексте актуальным становится глубокое изучение востребованных произведений современных авторов для профессиональных и начинающих исполнителей на балалайке, что способствует повышению уровня интеллектуальной и исполнительской культуры музыкантов, продвижению исполнительства на русском народном инструменте, популяризации достойных образцов музыкального искусства. Целью работы является выявление основополагающих черт идейно-драматургического развития, композиционного решения и стилевого воплощения не исследованных ранее инструментальных концертов для балалайки. В статье дается краткий анализ достижений концертного жанра предыдущего столетия, обозначаются ведущие композиторы рубежа XX-XXI веков, солисты-балалаечники, сыгравшие важную роль в становлении концерта, авторы современных научно-аналитических трудов, изучающие данный вопрос. Предметом исследования в работе являются три концерта современных авторов для балалайки – Александра Марчаковского, Ефрема Подгайца и Владимира Беляева. В статье решается ряд задач: выявляются основные характерные структурные тенденции произведений, дается подробный анализ формы, композиционных и драматургических приемов, используемых композиторами, определяются принципы тематического развития, особенности современного тонального и ладогармонического стиля концертов. Отмечается уровень исполнительской и интеллектуальной культуры солиста и оркестра, художественный потенциал балалайки, возможность создания концертов для разных по тембровому наполнению оркестровых составов симфонических и народных инструментов. В результате анализа произведений выявляются главные тенденции развития жанра, индивидуальное композиционно-драматургическое решение в воплощении авторской мысли подчеркивается уникальность и притягательность жанра концерта, в котором через взаимодействие образно-смысловых и драматургических концепций проявляется облик русской народно-инструментальной культуры настоящего времени.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бычков, В.В. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало XIX - конец XX вв.: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: СПб., 1999. 53 с.
Волчков, Е.А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: Ростов н/Д.: РИО РГК им. С.В. Рахманинова. 2011. 52 с.
Лебедев, А.Е. Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве: процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: Саратов, 2013. 48 с.
Рубахина, Г.А. «Именные» концерты-посвящения Е. Подгайца // Проблемы музыкальной науки. Уфа: Издательство Уфимской государственной академии искусств, 2013. № 1. С. 260-263.
Рубахина, Г.А. Инструментальный концерт в творчестве Е. Подгайца: трактовка жанра: дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Ростов н/Д., 2014. 210 с.
Сохор, А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппопорт; общ. ред. А. Сохор, Ю. Холопов. М.: Музыка, 1971. С. 292-309.
Способин, И.В. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1984. 400 с.
Усов, А.А. Произведения концертного репертуара для балалайки 1990-2000-х годов: основные стилевые направления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 198-201.
Усов, А.А. Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов: дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Казань, 2008. 180 с.
Холопов, Ю.Н. Введение в музыкальную форму. М.: МГК, 2006. 428 с.
Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. 287 с.
Холопова, В.Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. С. 158-205.
Цуккерман, В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. 158 с.
Шаравин, Е.В. Особенности драматургии одночастных концертов для балалайки // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Мат-лы X междунар. науч.-практич. конференции. Тамбов, 07 февраля 2014 г. Тамбов: Тамбов. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2014. С. 198-202.
Шаравин, Е.В. Особенности развития жанра концерта для балалайки // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Мат-лы IX междунар. науч.-практич. конференции. Тамбов, 01-03 февраля 2013 г. / отв. ред. О.В. Немкова. Тамбов, 2013. С. 129-136.
Шаравин, Е.В. Феномен жанра концерта для балалайки в творчестве отечественных композиторов рубежа ХХ-ХХ1 столетий: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2015. 192 с.