Отражение творческой личности автора в структуре сборника (на примере сборника «Сумерки просвещения» В. В. Розанова)
В статье исследуется функция творческой личности в структурном построении сборника как особой формы репрезентации творческого сознания автора. Предметом исследования является сборник «Сумерки просвещения» В.В. Розанова. При проведении аналитических процедур используются историко-культурный, биографический, герменевтический методы. Работа основывается на актуальных для проблематики статьи трудах И.А. Едошиной, И.С. Кона, П.П. Сувчинского. Актуальность данной статьи определяется новизной подхода в определении специфики проявления творческой личности в такой особой художественной форме, как сборник. Специальное внимание уделяется причинам появления сборника как новой художественной формы в культуре Серебряного века. С этой целю анализируется сборник «Сумерки просвещения» как лучшая форма для раскрытия потенциала и глубины мысли В.В. Розанова. Определяется влияние биографии на специфику текстов В.В. Розанова. Данный подход предложил П.П. Сувчинский, который проанализировал произведения В.В. Розанова и пришел к выводу о влиянии биографических фактов на жанровую специфику прозы автора. Отмечается влияние жизненного пути на дальнейшее становление творческой личности. Рассматривается специфика сборника в части подбора статей, которые были не механически собраны, а подвергались редактированию и анализу со стороны автора и издателя. Анализируется роль издателя П.П. Перцова в издании первого сборника В.В. Розанова «Сумерки просвещения». Особое место уделяется личности В.В. Розанова как автора статей, вошедших в сборник «Сумерки просвещения». Понимание творческой личности, ее характеристик обусловлено временными рамками (конец XIX – начало ХХ вв.), спецификой восприятия мира (соотношением обыденное/сущностное, объективное/субъективное), жизненным опытом (обучением в гимназии и университете, преподаванием в гимназии). В итоге автором статьи отмечается, что сборник являет собой особую форму представления творческой личности, в сознании которой свое и чужое в их притяжениях и отталкиваниях образуют специфический дискурс, актуальный для художественного сознания ХХ столетия.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Розанов, В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 624 с.
Розанов, В.В. Сумерки просвещения: Сб. ст. по вопросам образования. СПб.: Изд. П. Перцова, 1899. 246 с.
Литература
Едошина, И.А. Культура Серебряного века как единый текст // Глобальный кризис: метакультурные исследования и материалы международного научного симпозиума памяти Андрея Тарковского «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность», 3‑4 апреля 2006 г.: В 2 т. Т. 1 / гл. ред. И.Ю. Добродеева. Шуя: ШГПУ: Киноассоциация, 2006. С. 10‑24.
Едошина, И.А. Об истоках и специфике одного мотива. К 110-летию со дня выхода книги В.В. Розанова «Когда начальство ушло…» // Соловьевские исследования. Вып. 2 (66) / гл. ред. М.В. Максимов. Иваново: ИГЭУ, 2020. С. 69‑82.
Едошина, И.А. Сборник как форма репрезентации Я-сознания (на примере «Заезжего музыканта» Булата Окуджавы) // Вестник культурологии. 2022. № 3. С. 68‑92.
Едошина, И.А., Осипова, Е.А. Сборник как форма творческой репрезентации в культуре Серебряного века // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Т. 8. № 1 (29). С. 108-122.
Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 c.
Николюкин, А.Н. Розанов. М.: Молодая гвардия, 2018. 528 с.
Переписка Л.Н. Толстого и Н.Н. Страхова (1870–1896): В 2 т. Т. 2. Кн. 1: 1880–1889 / сост., подгот. текстов и коммент. Л.В. Калюжной, Т.Г. Никифоровой, В.А. Фатеева, В.Ю. Шведова. СПб.: Пушкинский Дом, 2023. 2023. 668 с.
Переписка Л.Н. Толстого и Н.Н. Страхова (1870–1896): В 2 т. Т. 2. Кн. 2: 1890–1896 / сост., подгот. текстов и коммент. Л.В. Калюжной, Т.Г. Никифоровой, В.А. Фатеева, В.Ю. Шведова. СПб.: Пушкинский Дом, 2023. 692 с.
Розанов, В.В. О себе и жизни своей / вступ. ст. В.Г. Сукач. М.: Моск. рабочий, 1990. 876 с.
Розанов, В.В. Полное собрание сочинений. Т. 13. Литературные изгнанники: Н.Н. Страхов. К.Н. Леонтьев / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2001. 480 с.
Русская литература XX века (1890–1910) / под ред. проф. С.А. Венгерова. Т. 1. Кн. 1-2: Переоценка всех ценностей (1890-е годы). Деятели периода переоценки всех ценностей. М.: Мир, 1914. XI, 411 с.
Сувчинский, П.П. По поводу «Апокалипсиса нашего времени» В. Розанова // Версты. 1927. Вып. 2. С. 289-300.
Сувчинский, П.П. Типы творчества. Памяти А. Блока // Петр Сувчинский и его время. Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. М.: Композитор, 1999. С. 130‑144.
Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. М.: Дом Славянской книги, 2008. 959 с.