Математическое понимание
(герменевтические аспекты образовательной деятельности)
В статье рассматриваются вопросы математического понимания как образовательной практики выявления алгоритмических смыслов математических (математизированных) учебных текстов. Герменевтическая установка на следование «путеводной нити языка» (Г.-Г. Гадамер), как показывается, не может быть сужена до отношения к естественным языкам, присущего гуманитарным образовательным практикам. Насыщены «путеводными», ценностными, или вольно-практическими смыслами языки сотворенные, в том числе языки научного общения, многообразие которых консолидируется вокруг установки на математический язык, не сводимый к его знаковой всеобщности или содержащимся в нем необходимым образовательным смыслам. Это «общее место» математического понимания в образовательных практиках часто оказывается вне поля зрения практикующих педагогов, в дидактически отвлеченной позиции. В статье обосновывается возможность реабилитации герменевтической установки в математическом образовании в связи с ее развитием и упрочением при осмыслении предпосылок алгоритмического решения математических задач – при выявлении их предельных, неформализованных условий (потребности в дополнительном информировании, нестандартных приемах решения, переносе образовательного целеполагания в область межпредметных отношений или жизненного опыта и т. д.). Автором показывается и комментируется действенность герменевтической установки в математическом образовании на примерах решения задач по алгебре, геометрии и при построении математических моделей различных физических процессов. Актуализируется необходимость диалогически ответственной идентификации современного практикующего педагога-математика.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Гаджиев, М.Ш. Сущность математических идеализаций и роль таких идеализаций в системе наук // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. 2015. № 3-4. С. 147-149.
Задачи московских физических олимпиад / под ред. С.С. Кротова. М.: Наука, 1988. 192 с.
Курыло, О.В. Герменевтический подход к современному образованию // Территория науки. 2018. № 5. С. 18-23.
Лукацкий, М.А. Становление педагогического знания в контексте философии науки // Историко-педагогический журнал. 2016. № 2. С. 87-100.
Сотникова, О.А., Фефилова, Е.Ф., Гоза, Н.И. Герменевтический подход к обучению математике (теоретический аспект): монография. Сыктывкар: Коми республиканская акад. гос. службы и управления КРАГСиУ, 2008. 285 с
Страхов, Н.Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/strahow_n_n/text_18 65_o_metode_estv_nauk_oldorfo.shtml (дата обращения 13.01.2024).