Когнитивная теологическая поэтика: творение и стихотворение
Предметом исследования в статье выступает теологическая поэтика в ее историческом и жанровом многообразии. Ключевой задачей статьи является рассмотрение различных аспектов когнитивных стратегий теологической поэтики, определяющих особенности познавательного процесса в рамках религиозной поэтики. Целью выступает определение структурных компонентов теологической поэтики, включающих симфоническую открытость познавательных парадигм и универсализм, а также определение перспектив развития теологической поэтики. В рамках статьи обосновываются идеи активации когнитивных потенциалов теологической поэтики, кроме того, одной из целей статьи является доказательство когнитивной актуальности теологической поэтики. Методология данного рассмотрения теологической поэтики включает проверку принципиальной возможности использования инструментария когнитивной лингвистики для изучения религиозной поэзии. Результатом становится оригинальная типология ключевых когнитивных задач, включающих формирование познавательного удивления, формирование прототипов познания в рамках религиозной поэзии, выявление контуров духовно-поэтического универсализма и другие. В качестве вывода в статье обосновывается генеральная задача, стоящая перед теологической поэтикой, по созданию «идеального» языка духовно-поэтического познания, который способен объединить поэтические и духовно-когнитивные ресурсы.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аверинцев, С. С. (2004), «Литература Ветхого Завета», Альфа и Омега, 41, URL: https://www.pravmir.ru/literature-vethogo-zaveta/ (дата обращения 20.08.2024.)
Аверинцев, С. С. (1997), Поэтика ранневизантийской литературы, Coda, Москва.
Автономова, Н. С. (2017), Познание и перевод. Опыты философии языка, Центр гуманитарных инициатив, Москва; Санкт-Петербург.
Ажеж, К. (2003), Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки, пер. с фр. Нарумова, Б. П., Едиториал УРСС, М.: 2003.
Бардамова, Е. А. (2021), «Аксиология пустоты», Вестник Пятигорского государственного университета, 4, 204-208.
Барт, К. (2010), Толкование Посланий к Римлянам и Филиппийцам, пер. с нем. Хулапа, В. и Витковского, В., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Москва.
Бродский, И. (2000), Большая книга интервью, сост. Полухина, В., изд. Захаров, Москва.
Воденко, К. В. (2012), «Религия и наука в европейской культуре: динамика соотношения когнитивных практик», дис. ... доктора философских наук, ЮФУ, Ростов-на-Дону.
Волкова, Н. П., СинеокаяБ Ю. В. и Гагинский, А. М. (2018), «Открывает ли философия новое», Человек, 6, 98-113.
Гагинский, А. М. (2021), «Transcendentalia entis как актуальный философский проект», Вестник Православного Cвято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение, 95, 67–87.
Глебкин, В. В. (2013), «Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера: опыт системного анализа», Вопросы философии, 9, 161-174.
Григорий Богослов. (2007), Слова. В 2 тт.Т. 1, Сибирская благозвонница, Москва.
Демьянков, В. З. (2005), «Когниция и понимание текста», Вопросы когнитивной лингвистики, 3, 5-10.
Колесников, С. А. (2014), Православная теология ХХ века: духовно-нравственный праксис антидеструктивности и созидания, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», Белгород.
Лакофф, Дж. (2004), Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении, пер. с англ. Шатуновский И. Б., Языки славянской культуры, Москва.
Левшун, Л. В. (2009), О слове преображенном и слове преображающем: теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI–XVII веков, Белорусская Православная Церковь, Минск.
Лозинская, Е. В. (2007), Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже XX–XXI веков: Аналитический обзор, РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научн.-информ. исслед. Отд. литературоведения, Москва.
Маслова, Ж. Н. (2014), Введение в когнитивную поэтику, Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов.
Пинкер С. (2016), Субстанция мышления: язык как окно в человеческую природу, пер. с англ. Мурат, В. П. и Ульяновой, И. Д., изд. 2-е, испр., URSS, ЛИБРОКОМ, Москва.
Польсков, К. О. (2010), «К вопросу о научном богословском методе», Вопросы философии, 7, 93-101.
Седакова, О. А. (2017), Мариины слезы. Комментарии к православному богослужению. Поэтика литургических песнопений, Благочестие, Москва.
Селларс У. (2002), «Грамматика и существование: Предисловие к онтологии», Язык, истина, существование, сост. Суровцев, В. А., Изд-во ТомГУ, Томск, 111–154.
Срничек, Н. (2019), Капитализм платформ, пер. Добряковой, М., Изд. дом ВШЭ, Москва.
Фурс, Л. А. (2018), «Взаимодействие когнитивного и метакогнитивного уровней в формировании комплексного знания», Вопросы когнитивной лингвистики, 2, 74-78.
Хомский, Н. (2005), Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли, пер. с англ., предисл. Нарумова, Б. П., КомКнига, Москва.
Хомский, Н. (1972), Язык и мышление, пер. с англ. Городецкого, Б. Ю., Изд-во МГУ, Москва.
Широнин, В. М. (2013), Когнитивная среда и институциональное развитие, Изд-во СПбГЭУ, Санкт-Петербург.
Щедровицкий, Г. П. (2000), Знак и деятельность, Восточная литература, Москва.
Юрченко, В. С. (2000), Очерки по философии языка и философии языкознания, Саратовский педагогический институт, Саратов.
Alter, R. (1985), The Art of Biblical Poetry, Basic Books, New York.
Carpenter, A. (2012), «Theo-Poetics: Figure and Metaphysics in the Thought of Hans Urs von Balthasar», Ph.D. Thesis, available at: https://epublications.marquette.edu/dissertations_mu/191 (accessed: 20.08.2024.)
Cruz-Villalobos, L. (2015), Theological Poetry, Hebel Ediciones, Santiago de Chile.
Culpeper, J. (2001), Language and characterization: People in plays and other texts. Longman, London.
Fauconnier, G. & Turner, M. (2002), The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities, Basic Books, New York.
Goodman, N. (1978), Ways of Worldmaking, Hackett, Indianapolis.
Hogan, P. C. (2016), “What are literary universals?”, Literary universals project, University of Connecticut, URL: https://literary-universals.uconn.edu/2016/10/10/what-are-literary-universals/ (accessed: 20.08.2024)
Hopper, S. (1992), The Way of Transfiguration: Religious Imagination As Theopoiesis, John Knox Press, Westminster.
Lonergan Bernard, J. F. (1973), Philosophy of God and Theology, Darton, Longman and Todd, London.
Margolin, U. (2003), “Cognitive science, the thinking mind, and literary narrative”, Narrative theory and the cognitive sciences, Center for the study of language and information, Stanford (CA), 271–294.
Miller, D. (1989), Hells and holy ghosts: a theopoetics of Christian belief, Abingdon Press, Nashville, USA.
Richardson, A. (2004), “Studies in literature and cognition: A field map (inroduction)”, The work of fiction: Cognition, culture, and complexity, Spolsky, E & Richardson, A. (ed.), Routledge, London, 1–29. DOI: 10.4324/9781315236544.
Ross, J. R. (1986), Infinite syntax!, ABLEX, New York.
Stockwell, P. (2002), Cognitive Poetics: An Introduction. Routledge, London and New York.
Wilder, A. (1976), Theopoetic: Theology and the Religious Imagination, Fortress, Philadelphia.