ДОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ БУХАРСКОЙ НАРОДНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В МОСКВЕ (ОЧЕРК ИСТОРИИ)
Aннотация
Статья посвящена истории Дома просвещения Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) в Москве. В 20-х годах прошлого века подготовка кадров для народного хозяйства была одним из самых актуальных вопросов для БНСР. Освешаются вопросы организации и деятельности дома просвещения БНСР в Москве, а также меры, предпринятые правительством республики для содержания данного учебного заведения.
Ключевые слова: Бухарская Советская Народная Республика, Дом просвещения, Москва, бухарские ученики, «Красный Восток», рабочий факультет, Зaрaйская фaбрика, школа
После свержения власти эмира в конце августа – начале сентября 1920 г. Бухара попала в сферу интересов советского правительства. Бухарская Народная Советская Республика, существовавшая в 1920–1924 гг., имела важное значение для распространения идей коммунизма на Востоке. Следует отметить, что одной из актуальных тем является изучение вопроса о сотрудничестве БНСР и РСФСР в области образования и подготовки кадров.
Для Бухарской Народной Советской Республики подготовка кадров для народного хозяйства имела важное значение. Молодая республика, несмотря на огромные тяготы военного времени и хозяйственную разруху, вела плодотворное сотрудничество с советскими республиками: РСФСР, Туркестанской АССР и Азербайжаном в сфере образования. Финансовое обеспечение отправляемых в Москву бухарских учеников взяло на себя правительство БНСР[1]. Список первой партии бухарских учеников, отправляемых в Москву, был составлен 20 августа 1922 г.[2]. Всего их было 25 человек, из которых 20 узбеков, 3 татарина, 2 таджика; возраст младшего 16 лет, старшему было 22 года[3].
12 сентября 1922 г. ученики из Бухары под руководством представителя БНСР в РСФСР Мукамилова были отправлены в города Москву и Петроград[4]. Бухарское правительство всеми силами старалось расширить взаимное сотрудничество в сфере подготовки кадров с РСФСР. Полномочный представитель БНСР Мукамилов в своем письме на имя заместителя комиссара иностранных дел Л. Карахана подробно описал картину в области образования в БНСР и попросил помочь ходатайством в комиссариат образования РСФСР для организации школы для бухарских учеников в количестве 100 мальчиков и 25 девочек при представительстве БНСР в Москве[5]. В тот период Бухара отправляла своих детей для получения образования в страны Закавказья и Германию. Например, в 1921 г. были отправлены 30 студентов в указанные государства, в 1922 г. около 50 студентов были направлены в Германию[6]. Представительство БНСР в Москве обращалось с просьбой оказать содействие в подготовке кадров для народного хозяйства Бухары в учебных заведениях Москвы к народному комиссариату иностранных дел РСФСР. Л. Карахан в своем письме, направленном на имя тогдашнего комиссара по делам национальностей И. Сталина, приводил вышеуказанные факты и предлагал со своей стороны открыть небольшую школу для бухарских детей в Москве за счет правительства БНСР[7]. В свою очередь, народный комиссар по делам национальностей И. Сталин предлагал открыть за счет БНСР школу для детей Бухары, организовать группу в количестве 30–35 человек в коммунистическом университете в Москве[8].
По распоряжению СНК СССР в апреле 1923 г. решение вопросов организации в Москве бухарского “Дома просвещения” было возложено на комиссариаты по делам национальностей и просвещения. По решению РКБ(б) здание “Сaxaро-Трeста” № 9 вблизи Кремля стало первой школой для учащихся из БНСР в Москве[9].
На первых порах школа была рассчитана на 75 человек. С увеличением числа учеников, приезжающих из Бухары, в здании стало не хватать мест. Представители БНСР в Москве обращались в комиссию по размещению при правительстве РСФСР для оказания помощи в определении нового места для “Дома просвещения” БНСР на 200 учеников. По решению комиссии от 9 июля 1923 г. дом № 17 на улице Спиридоновка стал новым местом для бухарского “Дома просвещения”[10].
Бухарская школа начала свою работу 25 августа на новом месте по распоряжению СНК СССР от 21 августа 1923 г. № 127. Вопросы аренды данного здания были рассмотрены на заседении управления недвижимости города Москвы 5 января 1924 г. Срок аренды был установлен шестилетний, ежегодная плата за аренду составляла 16 000 золотых рублей, а если добавить сюда расходы на ремонт здания, то БНСР должна была платить каждый год 25 000 золотых рублей[11].
Правительство БНСР во главе с Ф. Ходжаевым уделяло большое внимание всем сферам деятельности школы. 8 марта 1923 г. на заседании, посвященном данному вопросу, присуствовали Ф. Ходжаев, полномочный представитель Бухары в РСФСР М. Бурханов, председатель высшего Совета хозяйства М. Мухитдинов, начальник торгового отдела в Москве Г. Ходжаев, директор хлопкового треста Беляков, руководитель “Дома просвещения” Файзи. На основании доклада Файзи были приняты решения по бюджету школы, составу комиссии по надзору за расходом денежных средств, усилению контроля по реализации бюджета, определены меры по набору учеников из бухарской молодежи (устанавливалось, что из ста учеников 25 должны быть девочки), организованы краткосрочные курсы при “Доме просвещения”[12].
Трудное положение, связанное с гражданской войной на территории РСФСР, и хозяйственная разруха оказали свое влияние на деятельность школы. Трудности заключались и в недостаточно прочных связях с назиратом (комиссариатом) просвещения Бухары, всё руководство деятельностью школы осуществлялось московскими органами, такими как попечительский совет фабрики “Красный Восток”, бытовые и учебные условия школы не отвечали элементарным санитарным нормам[13]. Несмотря на экономические трудности и дороговизну продуктов питания в Москве, правительство БНСР и его органы смогли регулярно обеспечивать своих учеников всем необходимым. Если в сентябре 1923 г. для обеспечения одного ученика расходовалось 12 золотых рублей, то в начале 1924 г. на эти цели уходило 29 золотых рублей[14]. Имелись и недостатки в обеспечении учеников продовольствием. Руководство фабрики “Красный Восток” деньги, отведенные на нужды школы, использовало для своих целей. Консульство БНСР в Москве для улучшения обеспечения учеников продовольствием 13 февраля 1924 г. направило некоторую сумму[15].
В сентябре 1923 г. Кампенус разработал проект расходов Бухарского “Дома просвещения”. Для ремонта здания планировалось выделить 10 000 золотых рублей. Операция по выделению денежных средств на обеспечение бухарской школы осуществлялась через посредников, таких как фабрика “Красный Восток”. Бесконтрольность действий руководителей фабрики привела к тому, что денежные средства, выделенные на ремонт школы, фабрика использовала в других целях[16]. В “Доме просвещения” для осуществления полноценного учебного процесса не хватало педагогов и вспомогательного персонала. Для исправления трудного положения руководство школы в феврале 1924 г. разработало новый проект расходов в размере 68 000 золотых рублей. В проекте на основе норм московских школ предусмотривалось выделить одного педагога на каждые 5 учеников. Для контроля за здоровьем учеников был создан штат медицинских сотрудников. В дальнейшем произошли измения в проекте. Расходы школы на 9 месяцев первоначально определялись в размере 65 000 золотых рублей. По проекту, разработанному сотрудницей назирата просвещения БНСР А. Циммерман, все расходы “Дома просвещения” на 9 месяцев должны были составлять 195 963 золотых рублей[17].
В бухарской школе ответственные за воспитание детей люди применяли физическую силу, имелись случаи отправки детей на работу на Зарайскую фабрику. Методы воспитания с применением силы Бурнашевым, одним из руководителей школы, привели к недовольству среди учеников. Бухарские ученики в количестве семи человек были отпрвлены на Зарайскую фабрику для ознакомления с производством. Руководители школы отправляли учеников за нарушения на фабрику и использовали труд учеников на производстве почти бесплатно[18].
Для улучшения финансового положения бухарского дома просвещения был создан попечительский совет под председательством бухарского консула в Москве. Попечительский совет взял на себя расходы по обеспечению 54-х учеников в размере 500 золотых рублей в месяц, что составляло 25 % всех расходов “Дома просвешения”. В дальнейшем денежные поступления уменьшились до 45 золотых рублей[19].
Бухарские ученики в этот период обучались и в Германии, Турции и Азербаджане. Весной 1923 г. началась кампания возвращения учеников из-за рубежа не без участия советских представителей. Несмотря на все трудности, Москва являлась самым большим центром по подготовке кадров для народного хозяйства БНСР. По данным на февраль 1924 г., в Москве обучалось всего 172 ученика из Бухары. Они были распределены в следующих учебных заведениях:
- на рабочем факультете – 20 учеников;
- в культурно-просветительской сфере – 16 учеников;
- в военной школе – 7 учеников;
- на Зaрaйской фaбрике – 7 учеников;
- в первостепенной и второстепенной школах – 5 учеников;
- в «Доме просвещения» – 127 учеников.
Из них 50 учеников планировалось разместить в школах, подчиненных Московскому управлению народного образования[20].
В начале 1924 г. в Москве обучались не только ученики из Бухары, но также из Туркестана, в количестве 400 человек[21]. Правительство БНСР и его представители, действовавшие в Москве, старались всеми силами и средствами помочь “Дому просвещения”. Несмотря на продолжавшиеся военные действия на территории Бухары и хозяйственную разруху, правительство Республики стремилось обеспечить школу всем необходымым. Через год после образования “Дома просвещения” Бухары в Москве стали очевидными ее успехи и недостатки, определились направления по совершенствованию работы школы. Представители Бухары намеревались решать злободневные вопросы внутренней и внешней жизни школы. Нужно было прежде всего уладить вопросы организационного порядка путем подчинения школы непосредственно назирату просвещения БНСР, назначить должностное лицо, ответственное за постоянную связь с назиратом народного просвещения, установить полный контроль полномочного представителя над всеми структурами школы, довести годовой бюджет школы до 200 000 золотых рублей[22].
18 мая 1924 г. отмечалась годовшина “Дома просвещения” Бухары в Москве. Было решено избрать И.В. Сталина, Н.К. Крупскую, Г.В. Чичерина, Ф. Ходжаева почетными руководителями школы[23]. Это был первый и последний праздник в истории “Дома просвещения” БНСР в Москве. С проведением национально-государственного размежевания в Средней Азии летом и осенью 1924 г. исчезла с политической арены Бухарская Народная Советская Республика.
[1] Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан (далее ЦГА РУз) Ф-56, оп. 1, д. 28, л. 16.
[2] Ibid., д. 38, л. 20.
[3] Ibid., д. 28, л. 13.
[4] Ibid., д. 38, л. 75.
[5] Архив методического центра координации по вопросам новейшей истории Узбекистана при АН РУз. Ф. 1318, оп.1, д. 29, л. 16.
[6] Ibid.
[7] Архив методического центра координации по вопросам новейшей истории Узбекистана при АН РУз. Ф. 1318, оп. 1, д. 29, л. 94.
[8] Ibid., л. 111.
[9] ЦГА РУз, Ф-48, оп. 1, д. 239, л.
[10] Ibid., д. 68, л. 68.
[11] Ibid., д. 239, л. 121.
[12] ЦГА РУз, Ф-56, оп. 1, д. 52, л. 28.
[13] ЦГА РУз, Ф-48, оп. 1, д. 239, л. 145-152.
[14] Ibid., л.146.
[15] Ibid., л.147.
[16] Ibid.
[17] Ibid., л.148.
[18] Ibid.
[19] ЦГА РУз, Ф-48, оп. 1, д. 239, л. 149.
[20] Ibid., л. 149-150 [p. 149-150]
[21] Ibid.
[22] Ibid., л. 151-158 [p. 151-158].
[23] ЦГА РУз, Ф-48, оп. 1, д. 239, л. 320.
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.