16+
DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-4-1-2

Экологические вызовы современности и информационная политика

Aннотация

Информационная политика рассматривается в контексте анализа современных экологических вызовов, находящихся в ее сфере. Анализируются традиционные подходы, объясняющие эти вызовы недостаточным финансовым обеспечением экологической сферы, ослаблением природоохранного законодательства и т. д., а также современные аспекты возникновения экологических вызовов, которые выходят на широкую цивилизационную проблематику, связанную с формированием специфики будущего мирового развития. Раскрывается роль образования в решении всех этих проблем.


Государственная информационная политика – это комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на обеспечение доступа к информации. Ее цель – построение отечественного демократического информационного общества.

Одним из важных направлений подобной политики является информационное обеспечение решений возникающих в обществе экологических вызовов. Эти вызовы весьма многообразны и междисциплинарны, что существенно осложняет адекватную реакцию и поиск ответов на них. Это, в свою очередь, требует определенных уточнений и в понимании современной информационной политики.

В ряду работ, посвященных обсуждению данных вопросов, обращает на себя внимание недавно вышедшая статья доктора экономических наук Ольги Петровны Бурматовой, ведущего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (Бурматова, 2023). Автор проводит серьезный научный анализ экологических проблем, существующих ныне в России. Подчеркивает, что эти проблемы возникли не здесь и не сейчас, а уже имеют длительную историю. Они вызваны существующей технологически отсталой структурой производства, отсутствием результативных экономических инструментов экологического регулирования, недостаточным финансированием экологической сферы, ослаблением природоохранного законодательства, низкой экологической ответственностью бизнеса, усилением антропогенной нагрузки на природу.

Существование этих проблем объясняется отсутствием необходимых предпосылок для внедрения в практику экологически ориентированных ресурсосберегающих технологий, малорезультативной современной государственной экологической политикой, недоучетом долгосрочного характера экологических проблем, переходом экономики на путь низкоуглеродного развития, переменами на внешних рынках, изменением экологического регламента в Российской Федерации из-за санкций, отменой ряда экологических мер или их пролонгирования в будущее.

Оценивая риски и угрозы, возникающие в связи с нарастанием этих проблем, автор ищет выходы из них в направлении модернизации социально-экономических подходов, усиления экологического регулирования, существенного повышения степени ответственности организаций, нарушающих подобные требования, и т. д.

Все это абсолютно правильные и разумные предложения. Но достаточно ли будет их для купирования экологических вызовов и экологических угроз? Представляется, что далеко не достаточно.

Даже реализация всех названных выше целей может стать очень эффективным, но увы… лишь первым шагом в решении обсуждаемых проблем. Для их решения необходимо перейти от финансово-экономических составляющих к более глубинному цивилизационному анализу специфики мирового развития. Следует осознать неизбежность ориентации на универсальные нравственные основы, без которых современный технократический и цифровой век никогда не придет к выходу из наступающего хаоса. Задача состоит в утверждении нового экологически ориентированного мировоззрения, становлении социоприродного стиля мышления, формировании широкой экологической культуры. И всего этого невозможно достичь без существенной трансформации всей отечественной системы образования и воспитания. Традиционные формы образования, которые давали своим слушателям сведения о результатах, достигнутых человечеством к настоящему времени, сейчас, конечно, тоже нужны, но уже недостаточны. Возникает необходимость в образовательном процессе говорить и о намеченных перспективах дальнейшего развития, пытаться осмыслить их позитивные возможности, а также определенные риски и угрозы. Конечно, осознать все это заранее невозможно, но обратить внимание на подобные перспективы просто необходимо в наших условиях стремительного и во многом стихийного развития современного техногенно ориентированного общества.

Именно в системе образования может быть раскрыта и обоснована необходимость становления на современном этапе новых методологических принципов, дающих возможность отойти от традиционных аналитических установок, наработанных наукой ранее, в пользу системных, коэволюционных, синергетических методологий, дающих принципиально иной взгляд на поставленные проблемы. Только через образовательные процессы окажется возможным осознать смену ведущих направлений, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. Обосновать переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации финансово-экономической экспансии и экологических лимитов. Доказать необходимость перехода от доминирования отношений господства, конкуренции, состязательности к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования (Философия…, 2018: 5-14).

Стремительное техногенное развитие в эпоху действия конвергирующих технологий требует философского осмысления фундаментальных оснований социо-техно-природного развития современного общества; глубокого осознания как преимуществ, так и угроз, связанных с развитием искусственного интеллекта, цифровизацией всех сфер бытия; критического анализа идей, предлагаемых ныне трансгуманизмом и постгуманизмом и связанных с грядущей киборгизацией человека и т. д. В современные образовательные процессы должны решительней внедряться новые технологии, обеспечивающие приоритет человеческого в создающемся мире машинного доминирования.

Говоря о современном образовании, С.Д. Козлов отмечает, что проблема здесь состоит в том, что экспоненциальный рост современных технологий вступает в противоречие с линейными моделями образовательного процесса. Поэтому остро необходимо обеспечить практику ежегодного обновления программного продукта содержания учебников, дающих предельную актуализацию знаний и навыков, внедрения современных блокчейн-технологий, дающих возможность преодоления линейности развития (Козлов, 2019: 81-97).

Основной целью развития образования должна оставаться установка: новые образовательные технологии создаются для продолжения самосовершенствования человечества, а не против него.

Этот светлый гуманистический путь, конечно, очень желателен. Но его достижение весьма сложно и противоречиво. Самообучающиеся нейронные сети ChatJPT уже способны обучать новые системы искусственного интеллекта вне и независимо от воли человека. Человек все более теряет свои возможности контролировать и определять направления развития современных технологий. Каковы перспективы этого непредсказуемого нелинейного будущего?

Отечественный ученый А.П. Назаретян провел глубокий анализ этих проблем (Назаретян, 2013). Всесторонне проанализировав современную реальную ситуацию, он полагает, что в целой взаимосвязанной цепочке факторов, ее вызвавших, ведущей все же является неспособность современного человечества совладать со все возрастающим могуществом разума и практическими возможностями его применения. Только учет всей совокупности социальных, культурных и психологических составляющих способен дать возможность мировой цивилизации вступить в фазу долгосрочной устойчивой саморегуляции (Панов, 2009).

Таким образом, можно констатировать, что развитие и расширение информационной политики, направленной на анализ экологических вызовов современности, являются важнейшими факторами осознания и регуляции дальнейших путей цивилизационного развития общества.

 

Список литературы

Бурматова, О.П. Проблема экологического управления в России в контексте современных потенциальных угроз // Современные технологии управления. 2023. № 4 (104) [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.11.2024).

Козлов, С.Д. Записки пролификатора: Блокчейн и сингулярность. М.: ИМЦ, 2019. 160 с.

Назаретян, А.П. Нелинейное будущее: . М.: Изд-во МБА, 2013. 437 с.

Панов, А.Д. Наука как феномен эволюции // Эволюция: космическая, биологическая, социальная. М.: Книжный дом «Либроком М», 2009. С. 99-127.

Философия социоприродного взаимодействия в век конвергентных технологий / под ред. И.К. Лисеева. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 340 с.