Особенности детской лжи: взгляд из Японии
В статье рассматривается феномен детской лжи в контексте японского общества. При помощи таких методов, как анализ литературы по психологии и педагогике, анализ материалов газетной периодики (читательских писем), изучение педагогического опыта японских воспитателей и родителей, ставилась цель выяснить национальные особенности представлений о детской лжи. Японские педагоги и родители отмечают, что ложь детей как способ приспособления к жизни во взрослом мире обуславливается множеством факторов и особенностями конкретной ситуации. Детская ложь, в силу особенностей детского мировоззрения, склонного к воображениям, фантазиям, может носить наивный, безвредный (и даже юмористический) характер, поскольку у детей еще нет достаточной изощренности, чтобы врать умело. С другой стороны, ложь может являться поводом для беспокойства для родителей и педагогов, ибо способна искажать и деформировать детскую личность. Эффективные стратегии борьбы с ложью и принципы воспитания честности обсуждаются на специальных школьных занятиях. Неотъемлемый компонент японского воспитания – научить жить в коллективе, в согласии с окружающими, а ложь может привести к потере доверия Другого, в адрес которого были сказаны слова лжи. Дети, по мнению японских родителей и педагогов, должны узнать, как выглядит ложь в различных социальных ситуациях и как вести себя, чтобы не задеть чувства других.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Кайбара, Экикэн. «Правила гигиены», «Правила воспитания детей по-японски». Токио: Иванами, 1961 г. 石川謙。貝原益軒: 「養生訓」«Ё:дзё:кун»、「和俗童子訓」«Вадзокудо:дзикун». Неопубликованный перевод А.С. Оськиной.
Кубота, Хироси. Правила воспитания детей от 3-х лет в вопросах и ответах, Q&A100 [3歳からのしつけのポイント. Сансай-карано сицукэ-но поинто, Q&A100]. Токио: JULA出版局, 1999. 256 с.
Сасаки Масами. Детская ложь. [子供のうそ. Кодомо-но усо] [Электронный ресурс] URL: https://mindsun.net/sasaki/uso.pdf. (дата обращения: 15.05.2023).
Такахаси Айко. Ребёнка балуешь ‑ он развивается. [「甘えさせる」と子供は伸びる!Амаэсасэру то кодомо ва нобиру]. PHP 文庫, 2012. 224 с.
Литература
Николаева, Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. Спб.: Питер, 2011. 176 с.
Оськина, А.С. Кайбара Экикэн и его «Правила воспитания девочек» // Япония. Ежегодник. 2013. Том 42. С. 198-215.
Петрановская, Л.В. Ребенку важно попробовать врать. Без этого нет развития // Правмир [Электронный ресурс] URL: https://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-rebenku-vazhno-poprobovat-vrat-bez-etogo-net-razvitiya/ (дата обращения: 15.01.2023).
Автор выражает благодарность преподавателю НИУ ВШЭ Анне Сергеевне Оськиной за предоставленные материалы.