Образование к 2030 и 2035 гг.: форсайт-технологии и телеология рисков и благоприобретений
В статье рассматриваются содержание, цели и сверхзадачи бизнес-форсайт-проектов будущего российского образования, созданных Агентством стратегических исследований (АСИ) Московской школы управления (МШУ) «Сколково» и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), в частности, проекта «Образование 2015–2030». Методом телеологического анализа анализируются позитивные и негативные стороны этих проектов. В статье обосновывается необходимость теоретического и педагогического осмысления последствий реформаторских идей, таких как: управление образованием по лекалу IT-компаний, онлайн-образовательные технологии, тотальная игрофикация обучения, кастовость будущего общества и другие радикальные социальные и антропологические инновации.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Источники
Будущее образования: глобальная повестка // RUSINFOGUARD [Электронный ресурс]. URL: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
Дорожная карта АСИ «Будущее глобального образования 2015–2035» [Электронный ресурс]. URL: http://rusla.ru/upload/News15/GEF_future-map_ru.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
Учебник со встроенным ИИ, который является персональным тьютором, отвечающим индивидуальным требованиям учащегося [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/i/RVc3YO1dJLLCnA (дата обращения: 30.06.2021).
Форсайт компетенций 2030 и «Атлас новых профессий». Т. 5 / АСИ. – Екатеринбург: Издательские решения, 2017. 498 с.
Форсайт российского образования 2030 [Электронный ресурс]. URL: https://slide-share.ru/polnoe-nazvanie-prezentacii1forsajtrossijskogo-obrazovaniya-203010092013-111281 (дата обращения: 30.06.2021).
Литература
Абрамов, А. Компания Cisco и Информационно-аналитический центр Департамента образования г. Москвы совместно внедряют информационно-коммуникативные технологии в образование // Инфокоммуникации онлайн. 11.06.2009 [Электронный ресурс]. URL: https://ict-online.ru/news/n60453/ (дата обращения: 30.06.2021).
Ваннах, М. Так зачем DARPA открывает всему свету закрома инноваций? // Компьютерра. 10 февраля 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-zakroma-innovatsiy (дата обращения: 30.06.2021).
Верещагина, А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: Автореф. дисс. … д-ра соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 46 с.
Днепров, Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. Изд. 2-е, доп. М.: Мариос, 2011. 456 с.
Евзрезов, Д.В., Майер, Б.О. «Образование 2030» – вызов системе образования. 1. Форсайт образования – план создания «Людей одной кнопки»? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 118-149.
Евзверов, Д.В., Майер, Б.О. «Образование 2030» – вызов системе образования. 2. Форсайт образования – смена модели детства? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 133-149.
Евзрезов, Д.В., Майер, Б.О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3 (10). С. 17-28.
Ермолаев, А. Когда, как и зачем московские школы станут электронными // CNews. 18 октября 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/reviews/gov2017/interviews/artem_ermolaev (дата обращения: 30.06.2021).
Жукова, Г.К. Какое будущее нам готовят либералы-от-образования // konkir.ru: информационно-аналитический и учебно-просветительский портал [Электронный ресурс]. URL: https://konkir.ru/articles/kakoe-budushchee-nam-gotovyat-liberaly-ot-obrazovaniya (дата обращения: 30.06.2021).
Звездина, П., Серков, Д. Цифровизация за 500 млрд: как школьников отучат от бумажных учебников [Электронный ресурс]. URL: РБК.20/06/2018/5afla9f69a79478564b01d91/2018 (дата обращения: 30.06.2021).
Игнатьев, В.П., Алексеева, Т.Е., Богушевич, И.П. Основные принципы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 13-25.
Ильинский, И.М. Западу не нужен образованный русский народ [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/ivanov_mark/post258607737/ (дата обращения: 30.06.2021).
Калашников, С.В. Цифровая экономика и новый технологический уклад // Научные труды Вольного экономического общества России. 2017. Т. 207. С. 329-335.
Лиферов, А.П. Образование в стратегиях транснациональных корпораций // Порталус. 30 октября 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193747172&archive=1196814959&start_from=&ucat=& (дата обращения: 30.06.2021).
Лукша, П. Образование для сложного мира. 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/780276327b856072bd5d282452d6a55e.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
Лукша, П., Кубиста, Д., Ласло, А. и др. Образование для сложного общества: Доклад Global Education futures [Электронный ресурс]. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
Мисник, Л. Покушение на балл: школьников лишат пятерок // Газета.ru. 01.08.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2018/08/01/11878735.shtml (дата обращения: 30.06.2021).
Митева, Ц. Павел Лукша: «Собрать себя как специалиста можно будет и без университета» // Московские новости. 06.01.2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mn.ru/society/85401 (дата обращения: 30.06.2021).
Переслегин, С.Б. Русский культурный код – 4 страшных удара за столетие // AfterShock. 4 сентября 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/901110&full (дата обращения: 30.06.2021).
Песков, Д. Форсайт образования – 2030: Открытая лекция [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=s8-Otu5L534 (дата обращения: 30.06.2021).
Песков, Д. 13 лекций о будущем [Электронный ресурс]. URL: http:// asi.ru/news/14770/?sprase_id=55510 (дата обращения: 30.06.2021).
Песков, Д., Лукша, П., Безруков, А. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. URL: http://news.nti2035.ru/wp-content/uploads/2020/12/prezentacziya_forsajta_2020_-2035-karty-budushhego.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
Сиагев, С.Ю., Науменко, Р.А. Осмысление вектора развития процессов глобализации и построении общества 5.0 в форсайт-проекте «Образование 2015–2035» // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-технологической образовательной среды. М. – Караганда: Ваш формат, 2018. С. 151-157.
Соколов, А.В. Форсайт: взгляд в будущее [Электронный ресурс]. URL: www.hse.ru/data/166/971/1237/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 30.06.2021).
Сошников, А.Е. Понятие компетенции в образовательном стандарте третьего поколения // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4837 (дата обращения: 12.06.2021).
Стеценко, О. Реформа образования в России: реальность и перспективы // Русская народная линия (Санкт-Петербург). 11.10.2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/34167660/36620576.html (дата обращения: 30.06.2021).
Тюгашев, Е.А. Философия Болонского процесса [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2377015-pall.html (дата обращения: 30.06.2021).
Федоренко, Е. «Ромул Великий» в театре Вахтангова: погубило ли куроводство Римскую империю? // Газета «Культура». 26.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://portal-kultura.ru/articles/theater/331104-romul-velikiy-v-teatre-vakhtangova-pogubilo-li-kurovodstvo-rimskuyu-imperiyu/ (дата обращения 30.06.2021).
Федюшина, Э.Е. Будущее школ глазами московских директоров через ПОТОК, РОСТ и МЭШ // Педсовет – персональный помощник педагога. 3 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/article/budusee-skol-glazami-moskovskih-direktorov-cerez-potok-rost-i-mes (дата обращения 30.06.2021).
Фрумкина, Р. Размышления о каноне // Русский журнал. 8 ноября 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://old.russ.ru/ist_sovr/20001108_frum.html (дата обращения: 30.06.2021).
Четверикова, О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа» // Народное образование. 2019. № 1. С. 9-22.
Школьников, А. Сила русского культурного канона [Электронный ресурс]. URL: https://shkolnikov.info/articles/136-chelovek-i-obshhestvo/81630-sila-russkogo-kul-turnogo-kanona (дата обращения: 30.06.2021).
Sudakov, D., Luksha, P. and others. Skills technology foresight guide. M.: SKOLKOVO Education Center (SEDeC), June 2016. 56 р.