Развитие религиозных верований тувинцев в условиях глобализации
В статье раскрывается диалектика исторического развития религиозных верований тувинцев в диалоге автохтонной и европейской культур. Представлены результаты проведенного в январе 2022 года пилотного онлайн-опроса населения Республики Тыва, в котором приняло участие 759 человек. Опрос проведен в рамках поиска подтверждений гипотезы о наличии трансформационных процессов в системе религиозных верований тувинцев под влиянием процессов модернизации и глобализации. Результаты выявили противоречия в представлениях современных тувинцев о религии, оперирующих субстанциальным пониманием Бога и искаженным пониманием буддистской лексики. Кроме того, выявлено поверхностное следование современных тувинцев религиозно-культурным традициям своего этноса. Анализируются причины линейной возрастной зависимости в картине мира респондентов, где старшие поколения сохраняют приверженность к марксистской диалектико-материалистической мировоззренческой системе и в то же время проявляют стремление к более глубокому изучению автохтонной религиозной традиции. Особой категорией оказались респонденты до 18 лет, так как в их понимании обнаруживается кардинально отличная интерпретация религиозных понятий и систем. Подчеркнуто влияние атеистической модели марксизма, не выходящей за границы субстанциальной теистической картины мира, на развитие тувинской культурно-исторической традиции. Обозначены перспективы проведения философско-антропологических исследований религиозной составляющей тувинской культурно-исторической традиции.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бадмаев А.А., Адыгбай Ч.О., Бурнаков В.А., Маншеев Д.М. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность: монография. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2006. 158 с.
Библер, В.С. От наукоучения ‑ к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 412 с.
Данчай-оол, А.А., Даваа, Е.К. Антропологические проблемы традиционной культуры (на примере тувинской культуры) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 3. С. 51-57.
Данчай-оол, А.А., Монгуш, С.О. Перспективы развития педагогических идей тувинской культуры в эпоху глобализации // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 5. С. 138-142.
Ламажаа, Ч.К. Очерки современной тувинской культуры. СПб.: Нестор-История, 2021. 192 с.
Ооржак, С.С. Лексика буддизма в тувинском языке // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). C. 572-574.
Поросенков, С.В., Шишкина, М.К. Теизм и атеизм: гносеологическое тождество в различии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 4. C. 560-568.
Пронина, Т.С. Религиозность современных россиян: смена форм или содержания? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 9. C. 312-319.
Тензин, Ч.М.-Х. Буддизм в духовной жизни тувинского общества // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. № 3. С. 87-93.
Уланов, М.С. Основные категории буддийской культуры в контексте компаративистики // Каспийский регион: Политика, экономика, культурa. 2014. № 2 (39). С. 286-293
Урбанаева, И.С. Трансформация парадигмы тибетологии // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 7. C. 8-13.
Урбанаева, И.С. Что такое философия в контексте проблемы реальности и сознания: введение в сравнительный анализ буддизма и философской традиции Запада // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 14. С. 4–11.
Фельдман, В.Р. Идеология в процессе деградации и кризиса традиционного общества народов Центральной Азии // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 145-153
Хомушку, О.М. Религия в истории культуры тувинцев. М.: Наука, 1998. 177 c.
Чаажытмаа, А.Б. Синкретизм буддизма и шаманизма в Туве // Новые исследования Тувы. 2012. № 3 (15). C. 129-132.
Янгутов, Л.Е., Урбанаева, И.С. Об актуальности совмещения «Внешнего» и «Внутреннего» подходов в исследовании буддизма // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. C. 144-152.
Berezin, P.A. A study of historical and current development of Russian Buddhism // Journal of International Buddhist Studies Vol. 10. No. 1 (June 2019). C. 31-48.
Kang, C. Emptiness and Presence in a Non-substantialist Formulation of Trinitarian Doctrine: A Trialogue of Madhyamika, Abe, and Torrance // Journal of Reformed Theology. 2018. Т. 12. № 2. С. 127-142.
Kuzhuget, A.K. Tuvan traditional culture as a Socio-Historical phenomenon // Polylinguality and Transcultural Practices. 2018. Vol. 15. No 4. С. 632-637.